Проект
«Заповедники Кольского полуострова»
в старшей группе
Питерянкина Галина Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Актуальность: Дети очень мало знают о заповедниках родного края, о животном и растительном мире, занесенных в Красную книгу.
Цель: Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к природе родного края. Расширять представления об особо охраняемых территориях – заповедниках, о географическом расположении заповедников на карте Кольского полуострова.
Задачи: 1. Образовательные: — систематизировать представления детей о заповедниках нашего края, для чего они создаются;
-закрепить знания детей о растениях, птицах и животных нашего края;
2. Развивающие: -формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защие;
-развивать особенности диалогической речи (выразительно строить ответы);
-формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
3.Воспитательные: -воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: средней продолжительности (1 месяц)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
В процессе решения поставленных задач у детей сформируется экологическое мировоззрение и бережное отношение к природе. Систематизируются знания детей о заповедниках Кольского полуострова, о животном и растительном мире родного края. Активизируется и обогатится словарь географическими терминами и понятиями. Дети познакомятся с Красной книгой Мурманской области. Сформируется понятие причинно – следственной связи между образом жизни и средой обитания животных.
Формы и методы реализации проекта:
-НОД
-рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий
-чтение художественной литературы
-беседа -выставка творческих работ
-индивидуальная работа с детьми
-взаимодействие с родителями: изготовление папки – передвижки для родителей «Заповедники Мурманской области»; посещение Краеведческого музея «Животный и растительный мир Кольского полуострова»;
-форма проведения итогового мероприятия в библиотеке «Яблочко», «Путешествие по заповедникам Кольского полуострова» (изготовление плаката)
Этапы проекта:
1 этап подгтовительный:
1. Выбор темы проекта, подборка материала.
2.Постановка целей, задач.
3. Определение методов
4.Взаимодействие с детьми и их родителями.
2 этап планирования деятельности (реализация проекта): НОД.
1. Беседа «Что такое заповедник?», «Что такое Красная книга?»
2. Посещение Краеведческого музея «Животный и растительный мир Кольского полуострова».
3. Три познавательно-исследовательских занятия «Лапландский заповедник», «Кандалакшский заповедник», «Заповедник Пасвик».
4.просмотр видео – фильмов о заповедниках Мурманской области.
5.Рассматривание фотографий, альбомов с иллюстрациями растений и животных Кольского полуострова.
6.Чтение стихов, рассказов . 7.Загадывание и разгадывание загадок
8.Художественное творчество.
9. Подвижные игры.
10. Дидактические игры.
Дети: 1.Разучивание стихов о животных.
2. Поиск вместе с родителями информаци об изучаемом.
Родители:
1. Поиск информации.
2.Посещение Краеведческого музея вместе с детьми.
3 этап:
1.Итоговое занятие в библиотеке «Путешествие по заповедникам Мурманской области» (изготовление плаката)
Этапы проектирования:
1.Подготовительный этап.
-Посещение библиотеки с целью подбора литературы для чтения с детьми дома и в детском саду
— подборка и изготовление дид.игр «Угадай чей след», «От какого дерева листочек?», «Создай свой заповедник», «Кто, где живет?», «Кто как говорит?» , «Правила поведения в лесу» (электронный и раздаточный материал)
— оформление папки – передвижки для родителей по реализации проекта «Заповедники Мурманской области»
2 основной этап: (реализация проекта)
НОД
1.Речевое развитие
Беседа «Что такое заповедник?», «Красная книга Мурманской области», «Северный олень», «Птица Гага».
Познавательно-исследовательские занятия «Лапландский заповедник», Кандалакшский заповедник», «Заповедник Пасвик»
2. Физическое развитие.
Разучивание двигательно – речевой разминки «В заповеднике гуляли»
3. Познавательное развитие.
Рассматривание иллюстраций с изображением заповедников Мурманской области; животный и растительный мир.
Реализация проекта через другие виды детской деятельности:
1.Игровая деятельность: д/и «Кто где живет?», «Угадай чей след?», «От какого дерева листочек?», «Создай свой заповедник». «Кто как говорит», «Правила поведения в лесу» (электронный вариант).
2. Физическое развитие: п/и «Пчелка и медведи», «На лесной опушке собрались зверюшки», «Ловкий оленевод». Физминутки: «Важенка и оленята», «У оленя дом большой»
3. Познавательное развитие: Рассматривание географической карты Кольского полуострова Мурманской области; заповедников «Лапландский», «Кандалакшский», «Пасвик».
4. Художественно –эстетическое развитие.: Рисование по замыслу и представлению животных обитателях в заповедниках Кольского полуострова. Лепка «Птичьи базары». Аппликация «Кольский полуостров»(заполнение контурной карты методом обрывной аппликации (с выделением заповедников).
5. Социально-коммуникативное развитие: чтение художественной литературы – Иван Соколов – Микитов «Бобры», Т.Домаренок «Северный олень», «Лебеденок и галченок».
3 заключительный этап: Итоговое занятие в библиотеке «Путешествие по заповедникам Кольского полуострова» (изготовление плаката).
Взаимодействие с родителями: разработка папки – передвижки для родителей «Заповедники Мурманского края». Посещение Краеведческого музея вместе с детьми «Животный и растительный мир Кольского полуострова».
Итог: результаты усвоения детьми познавательного материала показали, что ребята проявляют любознательность и интерес к природе родного края. Работа над проектом «Заповедники Мурманской области» позволила расширить знания детей о животном и растительном мире заповедников Мурманской области, у детей сформировано понятие причинно – следственных связей между образом жизни и средой обитания животных.