Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Включение ребёнка-инвалида в инклюзивную практику ДОО с учётом типологии отклоняющегося развития | ДЕТСТВО-ГИД

Включение ребёнка-инвалида в инклюзивную практику ДОО с учётом типологии отклоняющегося развития

Из опыта работы

«Включение ребёнка-инвалида в инклюзивную практику ДОО с учётом типологии отклоняющегося развития»

Великоредчанина Наталья Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ № 7,

г. Мурманск

Вопрос об организации инклюзивного образования перед нашим дошкольным образовательным учреждением остро встал, когда к нам   поступил ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата.  (Ребенок посещал младшую общеобразовательную группу, количество детей – 24 ребенка).

Специфика организации коррекционной работы с ребенком-инвалидом обусловила необходимость подготовки всего педагогического коллектива. Нами были изучены нормативно-правовые акты, гарантирующие право ребенка-инвалида на получение  образования.

Нормативные документы: 

• Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.; 

• Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;

 • Конвенции о правах ребёнка ООН;

 • Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998г.;

 • Приказа МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным образовательным программам дошкольного образования»;  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26;  

• Устава МБДОУ  г. Мурманска № 7.

         Так же было разработано:

  • «Положение об инклюзивной практике в ДОУ»;
  • «Положение об организации психолого-педагогического сопровождения

ребенка-инвалида в образовательном процессе».

       В нашем ДОУ создана служба, осуществляющая сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения — психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк).

       В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели. При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты службы сопровождения знакомятся с ним и его семьей, проводят психолого-педагогическое обследование, анализируют проблемы обучения и воспитания ребенка в семье и в образовательной организации.

      В задачи ПМПк входит:

      1. Разработка АООП на основе заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка;

2. Реализация АООП;

3.Оценка и анализ результатов освоения индивидуальной программы развития ребенком.

      Цель программы:

Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата и родителям.

        Определение задач сопровождения, выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей воспитанника.

       Задачи:

— выполнять рекомендации ПМПК в осуществлении  ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— обеспечить охрану, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, его эмоциональногоблагополучия;

— формировать у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата представления о здоровом образе жизни;

— выстроить взаимодействие с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения возможного психофизического развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

      В структуре АООП выделяют следующие разделы:

  1. Целевой раздел.
  2. Пояснительная записка,
  3. Цели  и задачи реализации адаптированной программы,
  4. Принципы и подходы к формированию адаптированной  программы,
  5. Возрастные и индивидуальные особенности  ребенка с НОДА.
  6.  Содержательный раздел.
  7. Задачи индивидуального развития ребенка с НОДА,         
  8. Содержание коррекционно – развивающей работы,
  9.  Организационный раздел.
  10. Мероприятия реализации АООП ребенка,
  11. Мониторинг развития ребенка,
  12. Задачи сопровождения ребенка родителями в условиях семьи.

Характеристика воспитанника:

Ребенок  всегда опрятен, аккуратен. Поведение  неустойчиво, ситуативно испытывает трудности в общении. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.

Ему присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища, балансирование и схождение с места).

У ребёнка недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание малых пуговиц, крючков, застёжек, развязывание и завязывание шнурков, пользование столовыми приборами, раскрашивании). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем.

 Низкий уровень речевого развития – ребёнок произносит отдельные звуки.

Каждый специалист сопровождения  определяет основные направления коррекционной работы с ребенком, учитывая его  особые образовательные потребности. Поэтому в АООП входят коррекционные занятия.

         Специфика эмоциональной сферы

У ребенка нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы. Это проявляется в виде заторможенности, робости. Иногда отмечается радостное, приподнятое, настроение. Нарушения поведения встречаются достаточно редко и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим.Часто наблюдается расстройство сна: он плохо засыпает, спит беспокойно. Мальчику свойственно повышенная утомляемость. Он быстро становятся вялыми, с трудом сосредоточивается на задании. При неудачах быстро теряет к нему интерес, отказываются от его выполнения. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулирует, появляется обильное выделение слюны. В игре воспитанник пытается схватить все игрушки и тут же их разбрасывает.

Поэтому в нашем ДОУ с этим ребенком занимается педагог-психолог.

         Особенности коммуникации и речевого развития.

          В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи. Эти нарушения затрудняют общение детей, страдающих церебральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

          Особенностью проведения коррекционных занятий является использование специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей.    Коррекционную речевую работу организую на индивидуальных занятиях.

         В логопедическую работу входит:

     — артикуляционная гимнастика,

     — дыхательная гимнастика,

      — работа по познавательному развитию,

     — развитие мелкой моторики.

Уже с первых занятий, я знакомлю ребенка с органами артикуляции.  Знакомство эта проходит в определенной последовательности. Сначала я показываю на себе каждый орган, начиная с губ, называя его, а затем предлагаю воспитаннику найти этот орган у себя, показать его. После этого предлагаю найти этот орган на  (кукле), показать его и, потрогать руками. Для закрепления усвоенных знаний о речевых органах, предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка». Ребенок должен угадать тот орган артикуляции, который я потрогала.

Дыхательную гимнастику начинаем с общих дыхательных упражнений, цель которых – увеличение объема дыхания и нормализация его ритма.

Учу мальчика дышать с закрытым ртом, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.

При выполнении дыхательной гимнастики стараюсь не переутомлять ребенка, слежу, чтобы он не напрягал плечи, все дыхательные движения выполнял плавно, под счет (или под музыку).

На занятии использую следующие упражнения для развития речевого дыхания:

— Сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

— «Чей пароход лучше гудит?». Взять стеклянный пузырек поднести его к губам и подуть. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход».

— «Капитаны». Опускали в таз с водой бумажные кораблики и предлагаю ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, дудочки, губные гармошки.

       Для развития мелкой моторики использую различные пальчиковые гимнастики, массаж рук, также предлагаю игры на собирание и перебирание мелких предметов.

      Развитие мелкой моторики пальцев рук проводится наряду с развитием крупной моторики, поэтому в занятия включаются логоритмические подвижные игры, игры с мячом, все игры проводятся обязательно с речевым или музыкальным сопровождением.

       Особенно важна в логопедической работе стимуляция познавательного развития ребенка, развития высших психических функций, так как у мальчика наблюдаются трудности в освоении окружающего мира и задержанное познавательное развитие. Задания на развитие внимания, памяти и мышления предлагаются на каждом занятии и подбираются в соответствии с лексической темой. Это такие игры как:

— «Пирамидка» (Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку).

— «Сортировка пуговиц» (Ребёнку даются пуговицы. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Предлагается, найти 2 одинаковых пуговицы (по цвету или размеру).

— «Рамки-вкладыши» (Они могут быть разной тематики: животные, сказки.)

 «Мама – малыш» или  «Чей домик» (подобрать пары карточек с изображением предметов, связанных ассоциативно).

— «Спрячь игрушку» (Спрятать 1-2 игрушки в разных местах комнаты на глазах у ребенка и попросить его найти их).

        Каждая лексическая тема изучается на протяжении недели. Помимо этого при проведении занятий используются элементы театрализации (показывание сказок с помощью кукольного и настольного театра).

         В процессе образования ребенка-инвалида чрезвычайно важной является его потребность в согласованных требованиях, предъявляемых со стороны не только всех специалистов, но и родителей. Родители ребенка являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

         Все педагоги нашего ДОО  нашли доверительный контакт с родителями ребенка. Хочу отметить, что наблюдая за родителями мальчика, я восторгалась — с какой любовью они относятся к своему ребёнку, как они радуются любому его даже хаотичному движению, звуку, улыбке,  обнимают, целуют.

Появилось  желание и стремление хоть чем – то помочь, даже просто выслушать маму, прикоснуться к их «сокровищу», побыть с их ребёнком. Стало очевидно, понятно – такой ребенок тоже дорог и любим и мы должны помогать им и делать всё возможное, чтобы они были рядом, доверяли нам.

          Сопровождение музыкального руководителя

Ребенок посещает фронтальные музыкальные занятия, совместно с другими детьми. На занятиях используется элементы психогимнастики,  музыкотерапии. Первый год ребенок без желания заходил в музыкальный зал,  плакал теперь с удовольствием посещает занятия, слушает музыку, танцует с детьми, играет в подвижные игры.

Работая с мальчиком педагог создал атмосферу психологического комфорта, что позволило достичь положительной динамики адаптационного периода для ребенка, а также установил контакт с ним. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное — положительным эмоциональным настроем.
          Также было необходимо вызвать у мальчика интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее. Используя все эти методы в процессе систематической работы, педагог развивал ребенка, обогащал его новыми музыкальными впечатлениями, помогал овладеть различными навыками.
          Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку. Игра помогает организовать и активизировать ребенка инвалида, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе обучения.

Сопровождение инструктора по физической культуре

Инструктор по физической культуре развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки.

 Коррекционная деятельность осуществляется: посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания выполнения заданий, движений по образцу, наглядного показа, словесной инструкции.

      Упражнения в правильной ходьбе проводятся на каждом занятии.

      По мере овладения ходьбой ребенок включается в коллективные организованные игры, создается все условия, способствующие его двигательной активности.

       Во время повседневной деятельности у ребенка тренируют координацию движений. Ребенку предлагают различные игры-упражнения: пройти по залу и не уронить кегли, не разрушить постройку из кубиков.

       Также проводятся специальные игры:

— игры-упражнения в ползании,

— игры с подлезанием под натянутую веревку (на уровне груди или пояса ребенка),

— пролезанием в обруч.

        Ребенок может выполнять эти движения любым доступным ему способом: вперед головой, боком, на четвереньках или без опоры на руки.                            

        Особое значение коррекционной работы имеют общеразвивающие упражнения, способствующие выработке ловкости и координации движений. Среди них особое место занимают упражнения с предметами. Ребенок должен осторожно перелезть через палку, не выпуская ее из рук, перешагнуть через скакалку в обруч, не задев подвешенный к нему колокольчик.

         Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

         Педагог стремиться сделать непосредственную образовательную деятельность по физической культуре радостным событием. Старается повысить интерес к физической культуре за счет введения увлекательных форм работы во всех частях НОД, таких как: пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.

       Согласно тематическому плану инструктор подбирает «тематические» подвижные игры, игровые упражнения.

       Для достижения желаемого результата в развития ребенка- инвалида необходима слаженная работа воспитателей и специалистов ДОУ.

       Тесное взаимодействие специалистов ДОУ по коррекционно-развивающей работе с ребенком с ДЦП приводит к положительной динамике, (с большим трудом, медленно, сложно, но мы получали маленькие положительные результаты) эта работа способствует адаптации ребенка среди здоровых сверстников.

       Благодаря проведению этой работы ребенок чувствует себя комфортно в среде сверстников, он начал раскрываться, открывать себя для себя и для других, повторяет за своими сверстниками все их действия, старается быть похожим на них, принимает участие на занятиях и утренниках.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.