Сценарий театрализованного представления
«Замедлите шаг на тропинке»
(лекарственные растения Севера)
для детей старшего дошкольного возраста
.
Рогаль Белла Юрьевна,
музыкальный руководитель МДОУ № 14,
Захарова Татьяна Владимировна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
На сцене (оформлена в русском стиле) комната – в ней живет бабушка (занавес закрыт).
Звучит музыка, дети входят в зал и садятся.
Ведущий (на фоне музыки): На краю деревни, недалеко от зеленого леса стоит бабушкин дом. В нем жила бабушка, а летом к ней приезжал внук, звали его Илья.
Однажды, проснувшись утром, Илюша не услышал ласкового пения бабушки и вкусного запаха пирогов, доносящегося из кухни.
Илья: Где же бабушка, может с ней что-то случилось?
Ведущий: Бабушка лежала на кровати. Илья подбежал к ней.
Илья: Милая бабушка! Что с тобой?
Бабушка: Захворала я, Илюшенька. Ноги болят.
Илья: Что же нам теперь делать?
Бабушка: Иди внучек в лес, да найди там траву, «Золотой корень» называется. Я сделаю из нее настойку, натру ноги и поправлюсь.
Илья: Хорошо.
Ведущий: И Илья отправляется в лес.
Дети встают со своих мест, разбегаются по залу врассыпную, в руках у них листья. Дети кидают листья вверх (лес).
Ведущий: В лесу было сумрачно и прохладно. Его ноги утопали в мягком ковре мха, на котором были разбросаны шишки и сухие листья.
Илья: Что же это за трава такая, «золотой корень»? Кто же мне подскажет?
Ведущий: Идет Илья по лесу и видит, стоит красавец-куст, а на нем ягоды красные, сочные, так и просятся в рот. Протянул руку, чтобы сорвать ягоду, как вдруг услышал.
Старичок-боровичок: Выбрось сейчас же, брось, кому говорю.
Ведущий: Илья вздрогнул, уронил ягоду и стал смотреть по сторонам.
Старичок-боровичок: Да вот же я, смотри под ноги.
Ведущий: Илья посмотрел под ноги и замер. Под деревом сидел старичок, с ног до головы покрытый белыми седыми волосами. Из-под шляпы, очень похожей на гриб-боровик, весело блестели зеленые глаза-бусинки.
Илья: Ты кто?
Старичок-боровичок: Давай знакомиться, я – Старичок-боровичок. А ты кто?
Илья: А я Илья.
Старичок-боровичок: А что ты делаешь в лесу дин?
Илья: Бабушка у меня заболела, вот я и ищу траву «золотой корень», а я ее никогда не видел. А ты что здесь делаешь?
Старичок-боровичок: Мне сегодня сто лет исполнилось. А в этот день я должен сделать доброе дело. Вот я тебе немного и помог.
Илья: Ты мне помог? Я даже ягоду уронил и ни одну не съел.
Старичок-боровичок: И очень хорошо, что не съел. Запомни: никогда не рви незнакомые растения, не ешь незнакомые ягоды, так как от этого можно отравиться и даже умереть. Этот ядовитый красавец – волчегодником зовут или волчье лыко, но его используют при приготовлении лекарств. Вот такие чудеса бывают на свете. А «золотой корень» еще называют «Родиола розовая», я тебе про нее расскажу, садись и слушай. Растет она на скалах, на влажных каменистых склонах. Листья мясистые, сидячие (показывает картинку). Цветки мелкие, зеленовато-желтые. Очень уж полезна эта трава, но находится она во владениях Травяного Дракона, а охраняют владения лешие. Чтобы Дракон превратился в червяка и отдал траву, ты должен очень много знать о лекарственных растениях, растущих на нашем Севере. Иди по тропинке не спеша, останавливайся у каждой травки, узнай ее и тогда ты победишь Дракона на словесной дуэли (поединке).
Илья: Спасибо тебе, старичок-боровичок.
Звучит музыка, девочки выбегают и встают врассыпную по залу, образуя полянку. На них одеты костюмы различных лекарственных трав, растущих на Севере: ромашка, одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха. Они покачиваются из стороны в сторону.
Илья: Какая красивая полянка! Сколько на ней трав! Но что это за трава, как она называется, я не знаю?
Арина: Не расстраивайся, мальчик, мы тебе расскажем о себе.
Игра «Кто скорее соберет букет»
Игра «Передай веночек» — дети по кругу передают венок друг другу. Тот, на ком остановится веночек, кладет его на пол. Дети, стоящие справа и слева разбегаются по кругу в разные стороны. Кто быстрее вернется, тот одевает венок на голову – победитель.
После игр выходит Мать-и-мачеха.
Мать-и-мачеха: Я – Мать-и-мачеха, друзья! Ну, узнали Вы меня?
Меня еще называют золотым подснежником. Я расту на солнечных глинистых оврагах и распускаюсь раньше всех трав. Мать-и-мачеха меня называют потому, что нижняя часть у меня покрыта мягким легким пушком. Погладишь рукой – мягко, тепло, как будто мама рукой гладит. А верхняя – холодная, как прикосновение мачехи. Я превращаюсь в белый парашютик, который помогает семечку лететь. Я могу вылечить от кашля и простуды.
Ромашка: Отгадайте загадку
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок,
Белые реснички.
Дети: Ромашка!
Илья: Как ромашка ты мила,
Твоя кофточка бела,
Воротник золотой,
На нас смотришь с добротой!
(На эти слова девочки-ромашки подходят друг к другу и берутся за руки).
Идут по кругу и говорят:
Ромашки, ромашки,
Белые рубашки
Подбежали к речке,
За руки взялись, и вот
Дружно водят хоровод.
Хоровод ромашек
После окончания хоровода выходит девочка-ромашка:
Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Они опускаются на круглые белые лепестки, пьют сок из маленьких желтых цветочков, собранных в круглую розетку в центре ромашки. Мое сердечко похоже на блюдечко, но не гладкое, а чешуйчатое, покрытое маленькими листочками. Сверху – желтый кружочек из крошечных цветков. Я помогаю от всех болезней.
Одуванчик: Кто не видел желтого одуванчика? Это я расцветаю в мае. Всегда слежу за солнышком и смотрю в ту сторону, где оно. Мои ярко желтые цветочки собраны в крупную корзиночку, что привлекает пчел. Я – один из лучших медоносов. Одуванчиковый мед – густой и ароматный. Помогает при воспалениях, кашле, простуде. К концу июня мы одеваем белые пушистые шапочки, которые ветерок раздувает по лесам и полям.
Ребенок: В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река.
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Ребенок: Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг.
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Илья: Спасибо вам. Я очень много узнал о лекарственных растениях Севера. Теперь-то я справлюсь с Травяным Драконом и его помощниками – лешими.
Илья идет к пещере. Появляются лешие.
Танец леших
Первый леший: Стой, кто идет?
Второй леший: Ни с места.
Илья: Зовите сюда Травяного дракона. Я вызываю его на словесную дуэль.
Выходит Дракон: Кто меня звал?
Илья: Я.
Дракон: Зачем пожаловал?
Илья: Мне нужна трава «Золотой корень»
Дракон: А зачем тебе эта трава?
Илья: У меня бабушка заболела, я хочу ей помочь.
Дракон: Хорошее желание, только ты получишь ее в том случае, если покажешь все свои знания о лекарственных растениях Севера.
Илья: Согласен.
Вопросы к детям
Травяной Дракон: Молодец мальчик, ты сразил меня на словесной дуэли.
Отдает траву «золотой корень» Илье, сбрасывает свой покров и превращается в червяка.
Илья возвращается к бабушке и отдает ей траву «золотой корень».
Бабушка: Спасибо, внучек, ты помог мне выздороветь.
Дети исполняют песню «Лечебные травы» Лукониной.