Конспект образовательной деятельности
«Осенние месяцы»
для детей подготовительной к школе группы
Савинская Екатерина Фёдоровна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Задачи:
— закреплять знание детей об осенних месяцах и их природных признаках;
— развивать у детей представление о связи живой и неживой природы на примере растительного мира;
— воспитывать чувство единства с природой и чувство ответственности за нее.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, близится к своему концу время года, которое А.С. Пушкин назвал «Унылая пора, очей очарованье….», и вслед за которым наступает зима, и называется это время года, как?
Дети: Осень!
Воспитатель: Давайте же еще раз поговорим об осени, этом замечательном времени года, и для этого обратимся к нашему народному календарю. Поглядим на него и вспомним названия трех осенних месяцев. И не только их привычные названия, но и те, которые употребляли в старину наши прапрабабушки и прапрадедушки.
— Итак, кто назовет мне первый осенний месяц, который и до сих пор называют «золотое лето»?
Дети: Сентябрь.
Воспитатель: Да, сентябрь, «золотое лето» — от цвета первых желтых листьев на деревьях. Давайте вспомним, какая преимущественно, погода бывает в сентябре?
Дети (примерные ответы): Еще много солнца, света, тепла, летают легкие паутинки.
Воспитатель: «Паутинки» — верный признак наступления, какой поры?
Дети: Бабьего лета.
Воспитатель: Почему так называли этот период?
Дети (примерные ответы): Прекращение сельскохозяйственных работ, время отдыха для сельских женщин.
Воспитатель: Как еще называли сентябрь в старину, почему?
Дети: «Листопадник» — падают листья с деревьев. «Рябинник», «яблочник» — поспевали в садах ягоды о плоды. «Ревун», «хмурет» — вой ветра, пасмурная погода.
Воспитатель: Дети, а какой забавный обряд был любим в сентябре?
Дети: Похороны мух и комаров – надоедливых обитателей лета, Проделки Лешего, от которых надо было оберегаться.
Воспитатель: Какой месяц следует за сентябрем?
Дети: Октябрь.
Воспитатель: Какие народные названия этого месяца вы знаете?
Дети: «Грязник», «Хлебник», «Капустник», «Листобой».
Воспитатель: Какие пословицы об октябре вы знаете?
Дети: «Хлеб, да капуста – худого не допустят», «Без капусты в брюхе пусто».
Воспитатель: Почему так говорили?
Дети: В октябре во всех дворах квасили капусту, такие вечера назывались капустниками.
Воспитатель: Дети, а о чем говорит такая пословица: «Октябрь – месяц ненастец, месяц семейного счастья»
Дети (примерные ответы): В октябре, на Покров (14 октября) в деревнях играли свадьбы, октябрь еще называли свадебником. Покров весело проведешь – дружка милого заведешь!
Воспитатель: И последний осенний месяц, какой?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Давайте вспомним и его народные названия.
Дети: Грудень, полузимник.
Воспитатель: А еще ноябрь называют сумерками года. Кто скажет, какой обряд был характерен для ноября?
Дети (примерные ответы): «Поминание умерших», «Живых родителей почитай, умерших – поминай».
Воспитатель: Дети, все, о чем мы сейчас говорили, касается, в основном жизни и обычаев людей. Но наступление осени – это в первую очередь, изменения в природе живой и неживой. Давайте сначала уточним, что мы относим к живой природе, а что к неживой. Кто назовет все признаки живой природы. Сколько их?
Дети: Четыре. Дышит, шатается, растет, размножается.
Воспитатель: Приведите, пожалуйста, примеры объектов живой природы.
Дети: Растения (травы, кустарники, деревья), животные, птицы, насекомые, рыбы.
Воспитатель: Какие изменения в живой природе происходят с наступлением осени?
Стихи об осени (3-4 ребенка)
Воспитатель: Итак, что происходит в природе с наступлением осени.
Дети (примерные ответы): Облетают, желтеют листья, вянет трава, цветы, вянет трава.
Воспитатель: Это происходит от недостатка тепла и света,
А солнце и его свет, тепло – это какая природа? Живая или неживая? (Ответы детей).
— Таким образом, получается, что изменения в неживой природе влекут за собой изменения в живой природе.