Заяц Коська и Родничок

Детско-родительское занятие в старшей группе

 «Заяц Коська и Родничок»

 

Димакова Наталья Георгиевна,

педагог-психолог МБДОУ № 6,

Степанова Снежана Валентиновна,

инструктор по физкультуре МБДОУ № 6,

г. Заполярный Мурманской обл.

 

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений средствами психогимнастики и совместной двигательной активности.

 Задачи:

— укрепление в детях уверенности в родительской любви,

— формирование положительного образа «я»,

— развитие физических качеств, выразительности движений, эмоций,

— обогащение словаря, развитие мышления,

— снятие эмоционального напряжения.

 Оборудование: Шишки и голубые ленты (по числу участников), тюлевая ткань, узкая голубая лента; физоборудование: 2 обруча, горка (мягкий конструктор), ребристая доска, «кочки»; аудиозаписи.

Ход занятия:

  1. Вступление (Психолог)

Дети с родителями встают в круг рядом друг с другом

— Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдёт о воде. Давайте вспомним, что мы о ней знаем.

— Какая она бывает? (холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная)

— А бывает твёрдая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лёд, град.)

— Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака..)

— Где вода встречается в природе? (В реке, роднике, ручье, озере, море, океане.)

— Вот мы и подошли к началу сказки. (Физрук кладёт на пол узкую голубую ленту-ручеёк.)

  1. Вхождение в сказку (Физрук)

— Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу нам даст волшебный ручеёк. (Звучит аудиозапись журчания ручейка.)

— Пусть каждый из вас пройдёт на носочках по волшебному ручейку, вслушиваясь в журчание, наполняясь волшебной силой. Пройдя по ручейку, каждый садится на пяточки в позу расслабления. (Выполняют все участники.)

— Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?

«Живёт в нашем лесу Заяц Коська – шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит. Всё на свете разузнать хочет.»

  1. Упражнение «Гимнастика для глаз» (Физрук)

— Двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз (медленно, плавно, без движений головы). (Предложить участникам двигать пальцем перед глазами и следить за ним взором.)

  1. Упражнение «Шишки» (Психолог)

«Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.

— Ты кто такая?

— Я белка.

А я Заяц Коська. Пойдём искать где-нибудь, чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.

— Да некогда мне, — отвечает белка. – К зиме готовлюсь».

— Как белка готовится к зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи.)

— От запасов белки нам достались шишки. Давайте поиграем с ними. (Раздать каждому родителю и ребёнку по одной.)

— Покатайте шишку по каждому пальчику: от середины ладони до кончика. Сначала на правой руке, затем – на левой.

— Покатайте шишку ладонью по правому бедру, затем – по левому.

— Покатайте шишку между двумя ладонями (с увеличением нажима и темпа выполнения).

— Повернитесь друг к другу – родитель и ребёнок. Положите шишки между вашими ладонями. Покатайте их ладонями, стараясь не ронять.

— Что чувствуют ваши ладони и пальцы? (…) Давайте их немного охладим.

  1. Упражнение «Прохлада» (Психолог)

— Сделайте губы «трубочкой», плавно и длительно подуйте на руки, ощутите прохладу воздуха.

— Теперь искупаем руки в прохладном ручейке, споём песенку воды: «С-с-с-с-с».

  1. Упражнение «Страх» (Психолог)

«Бежит Коська дальше. Видит: дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.

— Ты кто? – спрашивает Коська.

— Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днём сплю, ночью зайцев ловлю».

— Давайте дети будут зайцами, а родители – филинами. С началом музыки зайцы будут резвиться на поляне: прыгать, кружиться, бегать; филины будут спать. А как только музыка закончится, наступит ночь – родители-филины заухают: «У-ху! У-ху!» (внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются в конце выдоха), а зайцы должны остановиться и в страхе замереть: рот открыть, глаза округлить, брови поднять, руки, плечи и шею напрячь, «съёжиться». (Звучит музыка средней подвижности.)

(Игра проводится со сменой ролей: два раза в роли зайцев – дети, один раз – родители.)

— А теперь расслабьтесь, отпустите страх и напряжение.

  1. Упражнение «Ручеёк» (Физрук)

(Физрук читает текст сказки, а психолог расставляет физоборудование.)

«Бежал, бежал заяц Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, из него ручеёк течёт.

— Ты кто? – спрашивает Коська.

— Я – Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далёкие края.

— Вот здорово, — обрадовался Заяц, — побежали наперегонки.

— Побежали, — согласился Родничок.

Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит Родничок, извивается, да всё впереди Зайца».

— Давайте возьмёмся за руки, превратимся в ручеёк. (Под подвижную музыку дети и родители цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручи), обегают вокруг холма (мягкая горка), забегают на холм и сбегают с него, бегут по дорожке (ребристая доска), «змейкой» обегают вокруг кочек.)

— Теперь сделайте круг, сядьте на пяточки в позу расслабления, успокойте дыхание и послушайте продолжение сказки.

  1. Упражнение «Роднички и река» (Физрук)

«Прибежали Родничок и Заяц Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.

— Пропал теперь Родничок, съест его большая река, — забеспокоился Коська. – Эй, Родничок, где ты?

— А тут я, — ответил Родничок из реки. – Я теперь с другими Родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!»

— Теперь вы все – роднички (каждому участнику раздать по голубой ленточке). Вы будете под музыку танцевать с ленточками, а как только музыка остановится, вы возьмётесь за руки и образуете круг: роднички сливаются в одну реку. (Психолог включает-выключает плавную музыку средней подвижности.)

Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки участников, но у него не получается: все крепко держатся за руки.

— Вместе вы очень сильные, река у вас получилась могучая, полноводная.

Игра повторяется.

Какие у вас сейчас руки: напряжённые или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твёрдые?

— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие?

  1. Упражнение «Удивление» (Психолог)

«Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц Коська. Наконец, наступило утро.

Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.

— Эй, Родничок, где ты?

— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит: в небе облачко покачивается.

— Да как же ты туда попал? – удивился Коська»

.- Сейчас я буду Родничком, а вы, ребята, меня по очереди спрашивайте: «Да как же ты туда попал?» (Выполняют)

— «Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело – я в облачко превратился».

  1. Упражнение «Облачко» (Физрук)

— Как двигается облачко: быстро или медленно, плавно или резко, напряжённо или расслабленно, свободно и легко или тяжело и грубо?

— Вот и вы сейчас будете двигаться, как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

Физрук с психологом держат над головами участников полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Под песенку «Облака»  участники плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальцами вверх, если ткань высоко.

  1. Упражнение «Сугробы и солнышко» (Физрук)

«Наступила осень. В лесу дождь пошёл. Спрятался Заяц. Слышит: шумит что-то.

— Эй, кто там? – закричал Коська.

— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в реку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождём стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придёт, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уж снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.»

— Дети превращаются в сугробы. Родители лепят из сугробов фигуры.

— А теперь отойдём в сторону и полюбуемся фигурами. Какие они все разные, необычные, как наши дети.

— Вот пришла весна, выглянуло солнышко. Родители-лучики прикасаются к своим детям, а дети-сугробы тают. Растаявшие сугробы ложатся на пол, растекаются по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.

Повторяют со сменой ролей. Растаявшие сугробы-родители приседают на пол, расслабляются.

— Возьмитесь снова за руки и образуйте круг. Закончилась наша волшебная сила.

  1. Заключение (Психолог)

— И сказка закончилась. Давайте припомним все превращения Родничка.

— Сначала Родничок превратился в ручей.

— Потом он стал рекой.

— Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко.

— Из облачка Родничок выпал на землю дождём.

— Зимой Родничок стал снегом.

— Интересно ли вам было путешествовать? Что вам больше всего понравилось?

— Занятие подошло к концу. Пусть сила вашей семейной любви никогда не иссякает, как и наш Родничок. Всего вам доброго!

Используемая литература:

Погосова Н.М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. – С-Пб.: Изд-во «Речь» 2008.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.