Конспект занятия по развитию речи
«Зимушка-зима»
в старшей логопедической группе
Свиришевская Анжелика Всеволодовна,
воспитатель МБДОУ №130 г. Мурманск
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных в родительном падеже мн. числа, в согласовании существительных с числительными
2.Активизировать и расширять словарь прилагательных и глаголов по теме «Зима»
3.Формировать у воспитанников умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями
Коррекционно – развивающие задачи:
1.Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление, связную грамматически правильную речь
Коррекционно – воспитательные задачи:
1.Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответы полными предложениями
Материал: письмо с просьбой о помощи; н/п игра «Снегопад»; снежок; мячик; картина Апполинария Васнецова «Зимний сон» разрезанная на части; чудесный мешочек с дикими животными (белка, заяц, лиса, волк, олень, медведь); снежок со снежинками.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вот письмо
Очень странное оно
Вместо марок три снежинки
На конверте есть хвоинки
Давайте прочитаем его
И узнаем, кто же прислал нам это письмо.
Загадка: Дел немало у меня
Я белым одеялом всю землю укрываю
Белю поля, дома
Зовут меня…….(зима)
Воспитатель: Правильно ребята, зима прислала нам это письмо.
Предлагаю его прочитать.
Здравствуйте, дорогие ребята!
У меня случилась большая неприятность. Моя самая любимая и красивая картина из пазлов рассыпалась. Помогите мне, пожалуйста, её собрать.
Для этого вы должны выполнить мои задания.
За каждое выполненное задание вы получите 1 пазл.
И если справитесь со всеми заданиями, то сможете собрать всю картину и порадовать меня.
Воспитатель: Вы согласны помочь Зимушке-зиме?
Дети: Да
2.Основная часть
Воспитатель: А вот и 1-е задание.
Игра «Снегопад»
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картинки и закройте снежком те из них, которые не относятся к зиме
Воспитатель: Какие картинки не закрыли и почему?
Дети: Я не закрыл картинки, на которых нарисованы санки, снеговик, снегирь
Воспитатель: Почему ты не закрыл картинку, на которой нарисованы санки?
Дети: Я не закрыл эту картинку, потому что зимой дети катаются на санках с горки и т. д.
Воспитатель: Молодцы, с 1-м заданием вы справились и заработали 1 пазл.
Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в снежки?
Дети: Да
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Я буду вам бросать снежок, называя слово. А вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково
Снег-снежок ветер-ветерок зима-зимушка санки-саночки
холод-холодок горка-горочка мороз-морозец дерево-деревце
валенки-валеночки шапка-шапочка снеговик-снеговичок
сосулька-сосулечка льдина-льдинка звезда-звёздочка
рукавицы-рукавички
игра «Один — много»
Воспитатель: Я вам бросаю снежок и называю слово,
а вы мне возвращаете снежок и называете это слово со словом много
Сосулька — много сосулек снежок — много снежков
льдинка — много льдинок след – много следов
снеговик — много снеговиков ёлка – много ёлок
коньки – много коньков сугроб – много сугробов
снежинка – много снежинок звезда – много звёзд
Воспитатель: Умнички, с этим заданием вы справились и заработали
2-й пазл.
Воспитатель: Зима приготовила для вас ещё одно интересное задание
игра «Чудесный мешочек»
В нём спрятаны звери, которых мы можем встретить в зимнем лесу (волк, лиса, заяц, белка, олень и медведь).
Вы должны на ощупь определить, назвать и достать животное.
После того, как ребёнок достанет животное, например: белку, спрашиваю: Белку, мы можем встретить в зимнем лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Белка какая?
Дети: запасливая, серая, ловкая, быстрая, юркая, пушистая, проворная
Если ребёнок вытащит медведя, спрашиваю: Как вы думаете, медведя можно встретить зимой?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Медведь спит зимой в своей берлоге
Воспитатель: Ой, ребята зима что-то напутала или решила вас проверить.
Давайте положим медведя обратно в мешочек, пусть спит.
Воспитатель: Замечательно, всех животных узнали, подобрали много слов про них и заработали ещё 1 пазл
Воспитатель: Ребята, подойдите к волшебному экрану.
игра «Посчитай»
(сугробы, снеговики, снежинки, льдинки, горки)
У зимушки — зимы большие владения. Помогите ей посчитать, сколько у неё сугробов…..
Дети: 1 сугроб, 2 сугроба, 3 сугроба, 4 сугроба, 5 сугробов
Воспитатель: Как здорово, вы всё посчитали, молодцы, заработали ещё 1 пазл
Воспитатель: Ребята, выготовы выполнить следующее задание?
Дети: Да
игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Мячик зимний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
К кому он в руки попадёт, тот первым отвечает на вопрос красивым полным предложением.
Воспитатель: Зимой метель что делает?
Ребёнок: Зимой метель метёт.
Вопросы:
— Мороз нос и щёки что делает? (щиплет, кусает)
— Мороз узоры на окнах что делает? (рисует)
— Ветер зимой что делает? (дует, завывает)
— Зимой вода в реке что делает? (покрывается льдом, замерзает)
— Лёд на солнце что делает? (блестит)
— Снежинки зимой что делают? (летят, кружатся, падают на землю)
— Ёжик зимой что делает? (спит в норе)
— Дети зимой что делают? (катаются на санках, лыжах, играют в снежки, строят снежные крепости….)
Воспитатель: Молодцы. Заработали ещё 1 пазл.
Воспитатель: Ребята, мы все задания Зимушки-зимы выполнили, осталось собрать из картинку из пазлов.
Дети на столе складывают картинку.
Воспитатель: Посмотрите, какой чудесный зимний пейзаж у нас получился.
Беседа по картине:
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: На картине изображена зима
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети: На картине мы видим лес, деревья
Воспитатель: Какие деревья стоят в лесу?
Дети: Деревья стоят задумчивые, заснеженные, белые, красивые, засыпанные снегом
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Зима в лесу», «Зимний лес»
Воспитатель: А автор картины, художник Апполинарий Васнецов назвал её «Зимний сон».
Посмотрите и правда деревья как будто спят под снежным зимним одеялом.
Воспитатель: Я знаю одну чистоговорку, послушайте её
Ул – ул – ул — зимний лес заснул
Предлагаю её проговорить сначала всем вместе, затем по очереди
Воспитатель: Зима очень рада, что вы справились со всеми заданиями и собрали картину. И она благодарит вас за помощь.
3. Итог
Воспитатель: Ой, а что это у меня в корзинке?
Дети: Снежок
Воспитатель: А он не простой, надо произнести волшебные слова и он откроется.
Произносим волшебные слова:
Снежок, снежок – волшебный комок
Кручу, верчу — открыть хочу.
Снежок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь волшебные снежинки, которые могут выполнить ваши желания, но только зимой.
Возьмите по одной снежинке и загадайте желание.