Конспект индивидуального логопедического занятия
«Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях»
Меджидова Эльмина Абдулгамидовна,
учитель-логопед МБДОУ № 156 «Румяные щечки»,
г. Мурманск
Цель: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью
Коррекционно-образовательные задачи:
Совершенствовать правильное произношение звука Р в слогах, словах, предложениях; навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука; умение давать развернутую характеристику звука Р;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематические процессы посредством упражнения в определении наличия звука Р в словах; грамматического строя речи, активного словаря, связной речи посредством составления рассказа по сюжетным картинкам.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитание интереса к логопедическим занятиям, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: интерактивная игра, предметные и сюжетные картинки, игрушка Дружок, интерактивная игра.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Л.: Здравствуй. Сегодня с тобой будет заниматься Дружок, тот самый пес из мультфильма «Барбоскины» Дружок учится правильно рычать и произносить слова со звуком р , но выполнять упражнения самостоятельно у него не получается , поэтому он тебя просит помочь ему.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром
Выглянул в окошко (высовывание языка).
Поглядел он вверх и вниз (качели),
А потом по сторонам (часики),
Чистить зубки начал он (верхние/нижние) и затем гулять пошел.
Сел он на кораблик небольшой (парус)
И приплыл к лягушке (лягушка).
Лягушка улыбалась и со слоником игралась (слоник).
И отправился он дальше по улочкам гулять.
Медленно ползла змея (змея).
Змее он помахал и быстро дальше побежал.
Дальше ежик повстречался (ежик).
Ежик с язычком поиграл и в норку убежал.
Лошадка мимо пробегала (лошадка).
Расческу язычок достал и гриву лошадке расчесал (расческа).
Язычок посмотрел на часы (часики) и решил отправиться домой.
Сел в машинку, завел мотор и вернулся домой (мотор).
3. Интерактивная игра «А ну ка, отгадай -ка?
Логопед загадывает загадки, после каждой отгадки на экране появляется соответствующая отгадке картинка
Странный зверь
На дне живёт:
Ходит задом наперёд. (Рак)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка)
Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый-то в шубёнке
Стоит всегда в сторонке. (Рукавичка)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
4. Тема занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
5. Физкультминутка
Ра-ра-ра — глубокая нора (ребенок приседает)
Ру-ру-ру — загляну-ка я в нору (поднимает руки в стороны)
Ро-ро-ро — в руки я возьму ведро (выполнять наклоны в стороны)
Ры-ры-ры — прилетели комары (делает махи руками)
Ор-ор-ор — прибежали мы во двор (бег на месте)
Ры–ры-ры — улетели комары( ребенок широко разводит руками)
6. Игра «Чего не стало?»
Логопед выкладывает картинки (рыба, ракета, гора, кран, топор). Ребенок произносит названия картинок. Логопед просит закрыть глаза и назвать какой картинки не стало (игра проводится 2 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова «ракета».
Сколько звуков в слове ракета (ребенок- 6 звуков). Какой звук первый? (ребенок- звук Р), какой звук второй? (ребенок- звук А), какой звук третий? (звук- К мягкий), какой звук четвертый? (ребенок- звук Е) какой звук пятый? Ребенок- звук Т) какой звук шестой? (ребенок- звук А)
Ребенок обозначает слово «ракета» цветовыми символами звуков.
8. Игра «Найди ошибку в предложениях»
Грибы собирают ребят (Ребята собирают грибы).
Мяч играет в Дружка (Дружок играет в мяч)
Озеро плавает в рыбе (Рыба плавает в озере)
Гороховый суп ест Рому (Рома ест гороховый суп)
9.Автоматизация звука Р в предложениях по серии сюжетных картинок
Дружок хочет рассказать тебе рассказ. Рассказ у него в картинках, расставь картинки по порядку и закончи рассказ Дружка.
Ребенок составляет рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов: огород, огурцы, перец, петрушка, помидоры, собрали, нарезал, приготовил
10. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
Дружок очень рад и благодарен тебе за помощь.