Коррекционно-развивающее занятие с применением Су-Джок технологии
«Баба-яга в стране Суджокия»
для детей 5-6 лет
Калинкина Татьяна Александровна,
учитель-логопед СП МДОУ №14,
г. Оленегорск-8 Мурманской обл.
Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах, чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений;
- уточнить правильную артикуляцию звука С;
- продолжить формирование длительной и направленной воздушной струи;
- закрепить автоматизацию звука [с] в слогах, словах, чистоговорках;
- упражнять в умении определять место звука в слове;
- закрепить зрительный образ буквы С.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, голос, пространственную ориентировку.
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: плоскостные изображения картинок со звуком С; интерактивная доска; звуковые дорожки; магнитная доска; таблица-домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове; карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова); прописи буква С.
Ход занятия:
- этап: создание положительного настроя и интереса к занятию, включение детей в работу с первых минут занятия
Дыхательная гимнастика с элементами релаксации.
Дети играют на ковре.
Входит учитель-логопед: «Здравствуйте, ребята!!! Вот я снова пришла к вам в гости. Но сегодня я пришла к вам за помощью. Мне пришло видеописьмо». Видеописьмо (читает Баба-Яга): «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!!! Хотела я к вам на метле прилететь, да вот беда – метла у меня сломалась!!! А пешком-то шла, не дошла – и спина болит, и ноги еле ходят, и руки-то не держат…,но Кощей Бессмертный рассказал, что у него есть рецепт молодости, но спрятал он сундучок. Помогите мне, ребята, найти сундучок с рецептом молодости?»
Учитель-логопед: «Ребята, поможем бабушке-Яге? Для этого нам нужно попасть в страну Суджокию. (Включается релаксационная музыка). Закройте глаза, представьте, что с каждым вдохом вы становитесь все легче. (Вдох делаем носом, выдох через рот)…. Вот вы стали совсем легкими….такими легкими, что теплый ветерок подхватывает вас и несет к облакам…. И вот, усевшись удобно на мягком облачке, мы подплываем к волшебной стране. Открывайте глаза». (В это время учитель-логопед переодевается в костюм Бабы Яги).
- этап: игровая форма сообщения темы занятия
Баба-яга: Здравствуйте. Я так рада, что вы пришли ко мне на помощь!!! Пойдемте скорее искать сундучок с рецептом…А искать мы его будем с помощью звука С, буквы С и волшебных шариков.
- этап: артикуляционная гимнастика на свистящие звуки
А где спрятан сундучок, подскажет ваш веселый язычок!
Мы окошечко открыли – чудо-солнышко впустили!
В дудочку подуем вместе,
На блины замесим тесто,
Потом положим блин на губку
И пойдем, почистим зубки!
Ребята, а отгадка, где спрятан сундучок, находится в картинках нашей гимнастики для язычка, какое первое упражнение мы делали? (Окошечко). Давайте посмотрим на окошке, есть ли там наш сундучок?
(Ребята находят сундучок на окне, в котором лежат су-джок, в каждом су-джок спрятаны задания-заклинания).
Баба-яга: Посмотрите, ребята, это волшебные шарики, называются су-джок, они-то нам и помогут вернуть мою молодость!!!
Открываем 1-й шарик
- этап: произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
Вот ребята и 1-е задание!!! По дорожке мы пойдем, чудо слоги там найдем: СА, со, су, сэ, сы – на дорожках поищи! Только слоги произнесутся – превращения начнутся!!! Только сначала чисто и четко произнесем звук С– откроем холодную водичку))) – СССССССС. (Прокатывание су-джок по звуковым дорожкам с одновременным проговариванием слогов: СА, Со, Су). А теперь проговорим все дружно: са-со-су!!! Превращение началось!!!
(Снимаю парик, шапку).
Баба-яга: Посмотрите, ребята, я уже помолодела? Давайте скорее продолжим?!
Открываем шарик № 2
- этап: произношение звуков в словах
Упражнение «Подскажи словечко»:
«Чтобы мне моложе стать, слово нужно подсказать»:
Детям предлагается взять картинки.
Отнесли домой мы лейки
И уселись на… (скамейки)
Ходит в садик наша Фаня
в своём новом… (сарафане)
Надевай скорей на ножки
Свои новые…(сапожки)
Верещунья, белобока,
А зовут её … (сорока)
Помогать я маме буду
Сама вымою…(посуду)
Кто один имеет рог?
Отгадайте! (носорог)
Где весною было пусто
Летом выросла … (капуста)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост – краса
Кто это? … (лиса)
Саня так в лесу замёрз –
Чуть не отморозил… (нос)
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос.
Кто же это? Рыжий … (пёс)
Упражнение «Разложи картинки по месту звука в слове»
Баба-яга: Молодцы, ребята, а теперь давайте разложим наши картинки по месту звука С в слове.
Баба-яга: И с этим заданием мы справились!!! Превращения продолжаются!
(Снимаю шубу или сарафан и остаюсь в платье принцессы)
Молодцы, ребята, давайте посмотрим следующее задание?
Шарик № 3 «Ты с ребятами спляши для здоровья, для души!»
- физминутка;
мы сегодня встали рано (маршируем на месте)
чтоб попасть в чудесный лес
отгадали мы загадки (руки к плечам и в стороны)
и пропели вместе ССССС
с пальчиками поиграли (сжимаем-разжимаем пальчики)
ножками мы постучали (топаем ножками)
а теперь пришла, ребята (круги руками)
Превращения пора.
(снимаю валенки и остаюсь в босоножках)
Баба-яга: Вот, ребята, молодцы, постарались от души, только ручки вот болят, надо и им помочь…
шарик № 4 «Работа над предложением (чистоговорками)»
Чтоб рукам моложе стать-мячик нужно покатать (су-джок на слоги):
СА-са-са-са- колет мячик как оса;
Со-со-со-со- катим мяч как колесо;
Су-су-су-су- прогоню домой осу;
Сы-сы-сы-сы-на ладошке нет осы;
СА-са-са-са – происходят чудеса;
(Снимаю перчатки)
Баба-яга: ребята, вы меня спасли, рецепт молодости нашли! И теперь я молода, озорна и весела!!! А спасли вы меня с помощью волшебного су-джок и звука С
Итоги
Баба-яга: Спасибо вам, ребята, а давайте вспомним, как вы меня молодой сделали? (чтобы ноги стали молодыми, руки…) с помощью чего?
Ой, а в сундучке еще что-то есть? Посмотрим? Записка от Кощея:
Вам подарочек, ребята!
От волшебной буквы С
Чтобы вы не забывали
В сказке много есть чудес!!!
Вам Кощей прислал подарок, это графическое изображение нашего волшебного звука — буква С. После занятия ее можно раскрасить. (Элементы грамоты).
А теперь, пойду я в лес, где полным-полно чудес!!! Там избушку обновлю, ее в замок превращу, да и сяду у окошка, принца подожду немножко!!!! Буду жить да поживать, и друзья, вас вспоминать!