Чудеса внутри меня: внутренние органы

Конспект образовательной ситуации

«Чудеса внутри меня: внутренние органы»

с детьми подготовительной к школе группы

Ушакова Екатерина Владимировна,

воспитатель МБДОУ № 13,

 нп. Спутник Мурманской обл.

Цель: формирование представлений о внутренних органах (мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки, кишечник),  их расположением и функциями.

Задачи:

1.Уточнить представления о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.

2. Познакомить детей с важными органами тела человека: мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки, кишечник.

3.Активизировать детский словарь по теме «внутренние органы».

4. Развивать у детей способности делать умозаключения на основе экспериментальной деятельности.

5. Развивать речь, память, мелкую моторику.

6. Воспитывать такие социально-личностные качества как: самостоятельность, коммуникативность.

7. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни, бережное отношение к своему организму.

8. Закрепить полученные знания посредством изготовления постера.

Речевой материал: органы пищеварения,  желудок, органы дыхания, лёгкие, сердце, орган кровообращения, сердцебиение, печень, почки, органы выделения.

Методы и приёмы: работа с макетом (жилет), объяснение, беседа, уточнение, вопросы к детям, экспериментальная деятельность, загадывание загадок,  использование наглядного материала, коммуникативная игра, похвала.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в «Энциклопедии здоровья для детей», просмотр презентации по теме «Тело человека», «Внутреннее строение человека», беседы о строении человеческого тела, его органах, дидактические игры « Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены», сюжетно-ролевая игра «Больница», работа с лэпбуком «Здоровый образ жизни», чтение художественной литературы: М. Ефремов «Тело человека», И. Ильина «Про всё».

Материалы и оборудование: макет — жилет внутренних органов, половинка грецкого ореха, машинка, мяч, флажок, кукла, кубик, пирамидка, помидор, спринцовки  с трубочкой по количеству детей, стаканчики по количеству детей, 2 воздушных шарика, пакеты с трубочкой и ложки по количеству детей, кастрюля детская, ёмкость с водой, печенье, контейнеры по количеству детей, мяч, ёмкость с подкрашенной водой, веревка, мяч, тазик, одноразовые перчатки по количеству детей, губка, 2 фасолины, фильтр-пакеты, активированный уголь, стаканы с водой, чистые стаканы, картинки внутренних органов, ватман, клей, ножницы, маркеры.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам встать в круг и взяться за руки!

Давайте сделаем глубокий вдох и выдох.

Вдохнем здоровье, а выдохнем все болезни.

Вдохнем силу, а выдохнем слабость.

Вдохнем хорошее настроение, а выдохнем все неприятности.

И вот так в отличном расположении духа мы начнем нашу совместную деятельность.

— Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

— Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Запомните поговорку: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Скажите, ребята, а что мы можем делать благодаря нашему организму?

Ответы детей.

— Я с вами согласна.

Предлагаю вам немного поиграть и вспомнить, из каких частей состоит наше тело. Я буду загадывать вам небольшую загадку, а вы должны ее отгадать и показать ответ на своем теле.

1. Быть у каждого должна очень умной… (голова)

2. Я верчу ей как умею, голова сидит на… (шее)

3. Вот гора, а у горы – две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос)
4. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (Глаза).
5.Назовите орган слуха. Дружно, хором! Это…(Ухо)

6.Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться, чтоб не знать нам скуки – нам нужны, конечно… (руки)

7. Бегут по дорожке резвые… (ножки)

8. Всю еду я съел и вот – мой наполнился… (живот)

9.На прогулке не забудь закрывать от ветра… (грудь)

10. Моя бабушка больна. У неё болит…. (спина)

11.Животик, спинка, грудь – их вместе все зовут… (туловище)

-Замечательно! Всё что вы сейчас назвали — это внешние органы человека. Те органы, которые находятся внутри нас, внутри нашего тела, так и называются внутренними.

Кто из вас знает какие-нибудь внутренние органы человека?

Ответы детей.

-Спасибо, ребята, за ваши ответы.

-Скажите, а зачем человеку необходимо знать внешнее и внутреннее строение своего тела, как ему это может пригодиться?

Ответы детей.

-Я тоже считаю, чтобы быть в ладу со своим организмом, научиться ухаживать за собой, предупреждать болезни, надо знать, из каких органов состоит тело человека и как они работают. И сегодня мы с вами узнаем много интересного и полезного про внутренние органы человека, их строение и назначение. Предлагаю вам отправиться в мини-лабораторию. Нашим помощником сегодня будет этот жилет (воспитатель одевает жилет-это макет внутренних органов на липучках). Смотрите, на нем пока ничего нет, он пустой. Но я предлагаю вам его заполнить.  Итак, первая загадка. 

1.Он всё запоминает,

Смотреть, слушать, говорить, видеть помогает.

Работой  нашего организма управляет. (Мозг.)

— Конечно, это мозг. Мозг находится в голове, поэтому его называют головной мозг. Он очень сложно устроен и состоит из извилин. Предлагаю вам подойти к тому столу, где вы видите предмет, напоминающий головной мозг.

Дети подходят к соответствующему столу.

-Почему вы выбрали стол с грецким орехом?

Ответы детей.

Воспитатель показывает половинку грецкого ореха, достает макет мозга на липучке, сравнивает их и просит одного ребенка прикрепить его на жилет.

-У каждого человека извилины разные. Такое большое количество извилин (показать) нужно для того, чтобы как можно больше знаний помещалось в нашей голове. Головной мозг является нашим центральным компьютером. Главным свойством нашего мозга является память. В нашей памяти помещается все, что человек узнает за свою жизнь. А чтобы память была хорошей, её надо тренировать.

— Вот сейчас с помощью одного упражнения мы и потренируем нашу память.

Воспитатель открывает салфетку  на столе, под которой находятся разные игрушки (машинка, мяч, флажок, кукла, кубик, пирамидка)

Посмотрите внимательно на эти предметы и постарайтесь их запомнить. Теперь отвернитесь. Ваша задача – отгадать, какой предмет я спрятала.

Игра проводится 2-3 раза.

-Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг. Ребята, какие правила безопасности мы должны соблюдать, чтобы защитить наш мозг от повреждений?

Ответы детей.

Совершенно верно (кататься на роликах в шлеме, надевать шапку в холодную погоду, быть осторожным и внимательным на скользкой дороге, смотреть на крыши домов при сосульках)

2.Нам пора двигаться дальше, мои юные исследователи. Вторая загадка.
В середине человека

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

-Да, это сердце. Сердце-это орган кровообращения. Сердце находится немного левее центра грудины, внутри оно заполнено кровью.

Найдите, пожалуйста,  на столах предмет, напоминающий вам сердце.

Дети находят и подходят к соответствующему столу.

-Почему вы выбрали помидор?

Ответы детей.

Воспитатель достает макет сердца, сравнивает его с помидором и просит одного ребенка прикрепить макет сердца  на жилет.

— Сердце работает, как насос, выталкивая кровь в кровеносные сосуды (трубочки). По этим трубочкам кровь притекает к другим органам: рукам, ногам, желудку и т.д. Сердце размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А у меня вот такое сердце (воспитатель показывает свой кулак). Вы растете, и сердце растет вместе с вами. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь.

-Давайте посмотрим,  как это происходит.

Воспитатель показывает и рассказывает процесс работы сердца, все дети повторяют.

Опыт со спринцовкой: к спринцовке с раствором марганцовки прикреплена прозрачная трубочка от капельницы; при сжимании спринцовки подкрашенная вода начинает выталкиваться.

— Какой вывод можно сделать из этого опыта?

 Ответы детей.

— Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибётся. Сердце – это мышца, которую нужно тренировать. Когда бегаешь или делаешь упражнения — сердце быстрее работает, стучит и качает кровь.

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь предлагаю вам сделать физминутку:

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыгают на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево- вправо)
Наклонился левый бок.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
А теперь вот по дорожке  Побежали наши ножки ножки (бег на месте)
Ногу высоко подняли (Поднимают ногу вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Выполняют движения головой)
Сели, встали, сели, встали  (Приседают)

-Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? (Сердце забилось сильнее).

— Какой вывод можно сделать из этого опыта? (при физической нагрузке, сердце работает быстрее, мышцы сердца тренируются)

— Отлично! Двигаемся дальше.

3.Два воздушных лепестка,

Розоватые слегка,

Важную работу выполняют,

Дышать нам помогают (Легкие).

— Конечно, помогают нам дышать – лёгкие. Лёгкие – это орган дыхания. У человека два легких – это парный орган, который располагается справа и слева за грудной клеткой.

-Посмотрите внимательно на столы и найдите предмет, который напоминает вам  легкие.

Дети подходят к столу.

-Почему вы выбрали стол, где находятся воздушные шарики?

Ответы детей.

-Да, ребята, легкие, также как и воздушные шарики заполняются воздухом. 

Воспитатель берет макет легких, сравнивает их с шариками и просит одного ребенка прикрепить легкие на жилет.

— Легкие нужны человеку, чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом — кислородом. Воздух не виден, но жить без него нельзя. Давайте на несколько секунд попробуем  задержать дыхание.  Не получается. Значит, человек без дыхания не может жить.

— Скажите, как воздух  попадает в лёгкие?

Ответы детей.

— Когда мы вдыхаем, грудная клетка поднимается, а когда выдыхаем-грудная клетка опускается. Почему?

Ответы детей.

Проводим опыт по надуванию пакетиков.

-Какой вывод можно сделать из этого опыта? (при вдохе лёгкие расширяются, увеличиваются, а при выдохе уменьшаются).

А как же сохранить наши органы дыхания, чтобы они всегда были здоровыми?

Ответы детей.

— Да, я согласна с вами. Нужно беречь организм от простудных заболеваний, в холодное время года одеваться теплее и дышать носом, не находиться долгое время в душном помещении, следить за осанкой, не засовывать в нос мелкие предметы – они могут попасть в дыхательные пути. Нашим легким полезен свежий чистый воздух.

— Продолжаем наше путешествие по лаборатории.

4.Мешочек этот небольшой:

Он то полный, то пустой.

Кипит в нём работа целый день,

Нам помогать ему не лень.

Готовит пищу, нас питает,

А что не нужно — выгоняет. (Желудок.)

— Вы правы, это желудок.

-Желудок, как кастрюля внутри нас — туда попадает вся пища, а он ее переваривает.

Желудок находится в области живота, в левой его части. Посмотрите внимательно на столы и найдите предмет, который напоминает вам  желудок.

Дети подходят к столу.

-Почему вы выбрали стол, где находится кастрюля?

Ответы детей.

Воспитатель берет макет желудка и просит одного ребенка прикрепить его на жилет.

— В желудке переваривается пища, значит желудок – это орган пищеварения. Желудок вырабатывает специальную жидкость – желудочный сок, который пропитывает пищу и растворяет её. Пища, растворившись в виде питательных веществ, попадает в кишечник. Затем питательные, полезные вещества всасываются в кровь, а она разносит их по всему телу.

Проводится опыт.

Представьте, что стакан – это наш желудок, вода в нем – желудочный сок. Опустите в стакан печенье, размешайте его. Что произошло с печеньем?

Ответы детей.

-Верно, печенье уменьшается и медленно растворяется в «желудке» — стакане. Это желудочный сок его растворяет.

— Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Ответы детей.

Желудочный сок пропитывает пищу, и делает её мягкой. В дальнейшем она растворится и превратится в питательные вещества.

— Ребята, скажите, что мы должны делать, чтобы наш желудок работал правильно, без перебоев?

Ответы детей.

-Да, очень важно, чтобы в желудок своевременно поступала пища на завтрак, обед и ужин. Если в желудке нет еды, он начинает морщиться, сжиматься и расстраиваться, а от этого случаются боли. Если человек кушает  в одно и то же время, то желудок уже знает – скоро обед, пора готовиться. Поэтому вредно хватать что-то на ходу. Есть надо столько, чтобы не быть голодным. Но и переедать вредно. Желудок не успевает справиться с большим количеством еды и у нас начинает болеть живот. С полезной, здоровой пищей желудок справляется легко, а от вредной пищи желудок страдает и даже заболевает.

— Ребята, а какие органы пищеварения вы еще знаете?

Ответы детей.

5. Этот длинный коридор,

Очень извилистый он,

Из желудка ком невзрачный

Превратит в раствор прозрачный

Но после того как переварится,

Из организма удаляется (кишечник)

— Совершенно верно, это кишечник. Он находится у нас внутри  нижней части живота.

Посмотрите внимательно на столы и найдите предмет, который напоминает вам  кишечник.

Дети подходят к столу.

-Почему вы выбрали стол, где находится веревка?

Ответы детей.

Воспитатель берет макет кишечника и просит одного ребенка прикрепить его на жилет.

Кишечник — тоже относится к органам пищеварения, так как здесь продолжается всасывание полезных веществ. Переваренная пища двигается по кишечнику, и во время своего путешествия отдает полезные вещества органам. А то,  что остается и нам не нужно, кишечник избавляется.

Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта.

Воспитатель  зигзагообразно раскладывает на полу веревку, просит детей встать на веревку на некотором расстоянии друг от друга. Каждый  ребенок одевает одноразовые перчатки. Воспитатель дает первому ребенку подкрашенный мяч, который дети передают друг другу как по «кишечнику». Последний ребенок, на выходе, бросает мяч в тазик.

-Этот мяч — это комочек пищи, который движется по кишечнику. Всё что осталось на ваших перчатках-это полезные вещества, которые остались в организме. Всё ненужное — вышло. Так наш организм избавляется от остатков пищи.

— Ребята, а что нужно делать, чтобы кишечник работал исправно?

Ответы детей.

Конечно, человеку нужно пить больше воды, есть больше овощей и фруктов, заниматься спортом.

6. Следующая загадка.

Этот орган как тайный заводик,
Желчь постоянно она производит.

Токсины как губка  впитает,

В кровь им  попасть не разрешает (печень)

— Да, это печень, она находится в брюшной полости, справа. Печень помогает переваривать пищу и обезвреживает яды в организме.

Посмотрите внимательно на столы и найдите предмет, который напоминает вам  печень.

Дети подходят к столу.

-Почему вы выбрали стол, где лежит губка?

Ответы детей.

Воспитатель берет макет печени  и просит одного ребенка прикрепить его на жилет.

И еще одна загадка:

7.Две фасолины висят,

Ненужные вещества пропускают

И удалять их с жидкостью помогают (Почки).

— Почки — это орган выделения. Это парный орган, так как их две. И находятся они сзади, в нижней части спины, справа и слева.

Посмотрите внимательно на столы и найдите предмет, который напоминает вам  почки.

Дети подходят к столу.

-Почему вы выбрали стол, где лежит бобы?

Ответы детей.

Воспитатель берет макет почек  и просит одного ребенка прикрепить его на жилет.

Почки, также как и печень — это фильтр нашего организма. Они всё очищают. Предлагаю посмотреть, как это происходит.

Проводится опыт : взять стакан с водой, в стакане уже растворен  активированный уголь,  пропустить — профильтровать жидкость через вату (марлю). Дети сами переливают грязную воду через марлю. Грязь осталась в марле, а чистая вода прошла дальше.

Теперьвы поняли, как работают ваши печень и почки, как они очищают организм от вредных веществ.

-Как вы думаете, чего боятся почки?

Ответы детей.

Да, ребята, почки боятся сквозняков, тяжестей, некачественных продуктов и грязной воды.

-В заключении я скажу, что все органы и системы нашего организма взаимосвязаны и их работа зависит от благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Например, если у человека замерзли ноги, то становится холодно всему телу, а в итоге может заболеть горло, подняться температура, или если человек  надышался загрязненным воздухом, то у него может заболеть голова, если он съест несвежие продукты, то может заболеть живот.

— И так, с какими внутренними органами мы сегодня познакомились?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Что вас рассмешило? Что и кому вы про это расскажете?

Ответы детей.

-Предлагаю вам поделиться вашими новыми знаниями с этим плакатом.  Посмотрите, здесь изображен силуэт человека. Но он пустой. Разве человек пустой?

Ответы детей.

-Что мы можем сделать?

Ответы детей.

-Давайте решим, какое у плаката будет название?

Предложения детей (голосование).

Выбирают название, воспитатель записывает на плакат.

— Теперь прошу подойти вас к столу, посмотрите внимательно на все эти картинки и выберите те, которые можно разместить на этом постере относительно темы, которую мы определили. Можно что-то нарисовать свое.

Ребята выбирают картинки, приклеивают на постер, рисуют, воспитатель работает вместе с детьми, при этом спрашивает, уточняет, задает вопросы.

— Посмотрите, ребята, какой интересный постер у нас получился. Кому мы его можем показать?

-Надеюсь, что полученные знания помогут вам сохранить и укрепить свое здоровье!

Я желаю вам быть здоровыми, не грустить и не унывать!

Список используемой литературы:

1.Гигиена и здоровье. Дидактические карточки-картинки. Формирование у детей первых навыков гигиены и ухода за своим телом, соблюдения основных режимных моментов и основ здорового образа жизни.

2.Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения», Москва, 2017г.

3.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

4.Мустафина Т.В.,Рываева Н.А. «Весёлые оздоровительные игры», 2022г.

5. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». Методическое пособие.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.