Конспект образовательной деятельности
«День рождения Петушка»
для детей средней группы
Владимирова Ирина Львовна,
музыкальный руководитель МБДОУ д/с №34,
г. Глазов Удмуртской Республики
Цель: знакомство детей с музыкой и культурными традициями татарского народа.
Задачи:
Образовательные: расширять музыкальный кругозор детей, продолжать совершенствовать музыкально — слуховые представления детей посредством восприятия татарской песни «Ягодки», повторить знакомые песни «Петушок» муз. Гриневича, «Лошадка Зорька» муз. Т. Ломовой, приобщать детей к игре на музыкальных инструментах, повторить знакомый танец, познакомить детей с татарскими национальными костюмами, познакомить с татарским стихотворением «Петушок и мальчик», совершенствовать умение двигаться прямым галопом, расширять словарный запас за счет слов «тюбетейка», «этэщь», научить здороваться и благодарить на татарском языке.
Развивающие: развивать музыкальную память детей, мышление, воображение, чувство ритма, звуковысотный слух, звуковое восприятие речи.
Воспитательные: воспитывать чувство дружбы к людям разных национальностей, чувство товарищества и уважительного отношения друг к другу и окружающим людям.
Атрибуты.
- Игрушка петушок
- Игрушка котик
- Игрушка лошадка
- Тюбетейка
Музыкальные инструменты
- Музыкальные молоточки
- Ложки
- Тон блок
Музыкальный репертуар
- «Лошадки» муз. Л. Банниковой
- Татарская народная песня «Ягодки».
- Песня «Петушок» муз. Гриневича.
- Песня «Лошадка Зорька муз. Т. Ломовой.
- Русская народная потешка «Котя».
- Татарская плясовая мелодия.
Ход образовательной деятельности:
Дети под музыку забегают парами в зал. Встают в круг.
Музыкальный руководитель здоровается с детьми. Поет «Доброе утро» высоким и низким голосом. Дети повторяют.
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня я получила очень необычное письмо. Прочитаем?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Тогда садитесь на стульчики и слушайте.
Дорогие ребятки. У меня сегодня день рождения. Я приглашаю вас к себе в гости. Я живу в древне. Приезжайте ко мне, я вас очень жду. Шах петух.
Музыкальный руководитель: Ребятки, а вы знаете, кто такой Шах петух?
Дети: Нет!
Музыкальный руководитель: А я знаю. Это герой татарской сказки — Петушок. Он всегда хотел быть самым главным. За это его и прозвали Шах Петух. Шах – значит царь. А живет он в татарской деревне. Ребятки, хотите поехать на день рождения к Шах петушку?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А на чем можно поехать в деревню?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А давайте поедем на лошадках. Лошадки — они быстрые, весело нас домчат до деревни.
Дети скачут прямым галопом под музыку Л. Банниковой.
Музыкальный руководитель: Вот мы и приехали. Посмотрите, домик стоит. Там, наверное, петушок живет. Давайте его позовем.
Дети зовут петушка, прохлопывают ритм в ладошки.
Пе- ту- шок.
В окошке появляется Петушок(кукла би-ба-бо). Роль Петушка исполняет воспитатель.
Петушок: Кто меня звал?
Музыкальный руководитель: Это мы, ребятки из детского сада.
Петушок: Как я рад! Сейчас я выйду к вам.
Воспитатель выходит из домика, кукла у него на руке.
Петушок: Здравствуйте, дорогие гости!
Дети здороваются.
Петушок: Я очень рад, что вы приехали! Рассаживайтесь, пожалуйста.
Дети садятся на стульчики.
Петушок: Ребятки, а вы знаете, что я живу в татарской деревне?
Дети: Да!
Петушок: А по-татарски «петушок» звучит так: ЭТЭЩЬ. Попробуйте повторить.
Дети повторяют: этэщь.
Музыкальный руководитель: Этэщь, скажи пожалуйста, а что за шапочка у тебя на голове?
Петушок: Эта шапочка по-татарски называется тюбетейка.
Музыкальный руководитель: Какая красивая! Правда ребята? Давайте, повторим.
Дети повторяют: тюбетейка.
Петушок: Это татарский головной убор. Я и для вас приготовил тюбетейку.
Музыкальный руководитель: Как здорово. А мы ведь приготовили тебе песенку и хотим спеть её, поздравить тебя с днем рождения.
Выбирают солиста (мальчика). Одевают ему на голову тюбетейку. Дети исполняют песню «Петушок». Солист встает на большой деревянный куб, как на сцену.
Петушок: Спасибо вам, ребятки! Мне очень понравилась ваша песенка.
В это время раздается стук в дверь.
Петушок: Это, наверное, гости идут ко мне.
Воспитатель открывает дверь. Заходят две девочки из подготовительной группы. Они одеты в татарские национальные костюмы.
Петушок: Проходите, дорогие гости! Здравствуйте! Ребятки, это мои соседки. Они живут в нашей деревне. А одеты они в настоящие татарские наряды.
Девочка: Исям исись, дорогой этэщь! Здравствуй, дорогой петушок! Мы узнали, что у тебя день рождения, и пришли тебя поздравить. Мы споем тебе татарскую песенку «Жилям»(ягодки).
Девочки исполняют песню «Жилям»
Петушок: Какая красивая песня. Спасибо вам, дорогие соседи.
Девочка: А в подарок мы принесли тебе целую корзинку ягод.
Петушок: Рахмат, рахмат. Ребятки, рахмат по-татарски означает спасибо.
Музыкальный руководитель: Ребятки, давайте скажем по — татарски «спасибо»- рахмат.
Музыкальный руководитель: Этэщь, мы видим у тебя еще много здесь гостей сегодня.
Петушок: Да, много. Это мои лучшие друзья — лошадка и котик.
Музыкальный руководитель: Дорогой петушок, мы сейчас позабавим тебя и твоих гостей и споем песенку про лошадку.
Дети исполняют песню «Лошадка Зорька» муз. Т Ломовой.
Петушок: Мне очень понравилась ваша песенка. И лошадке тоже. Рахмат.
Музыкальный руководитель: Петушок, а мы еще умеем играть на музыкальных инструментах. Ребятки, берите инструменты.
Дети берут музыкальные молоточки и ложки, исполняют ритм , повторяя за педагогом потешку. Первую и третью фразу исполняют на ложках, вторую и четвертую – на молоточках.
Котя, котя, котик,
Толстенький животик.
Мягкие лапки
Острые царапки.
Петушок: Какие вы отличные музыканты, ребятки!
Музыкальный руководитель: Дорогой этэщь, мы и для тебя сыграем на инструментах настоящую татарскую плясовую . А ты спляши.
Петушок: Ки-ри-кик! Я так рад!
Дети исполняют на инструментах татарскую плясовую музыку. Петушок пляшет.
Петушок: Рахмат, спасибо вам, ребятки! Вы – большие молодцы, настоящие музыканты. Я тоже научусь играть на музыкальных инструментах, как ребятки.
Музыкальный руководитель: Скажи, пожалуйста, дорогой петушок, почему тебя в сказке называют Шах?
Петушок: Потому что я всегда хотел быть первым и главным. А теперь я понял, что не обязательно быть главным. Главное, чтобы у тебя было много хороших и добрых друзей. Правда, ребятки?
Дети: Да!
Петушок: А теперь, дети, идем играть.
Игра «Ловишки с петушком»
Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, петушок-этещь. Ребятки, поблагодарите Петушка за то, что он поиграл с нами. Нам пора возвращаться домой.
Дети прощаются с петушком.
Музыкальный руководитель: Садитесь, ребятки, на лошадок, поедем в детский сад.