Конспект образовательной деятельности
«Десант чистоты»
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ N 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Возрастная категория: старший дошкольный возраст.
Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- привлечь внимание детей к проблеме распространения мусорных отходов;
- формировать представление об источниках мусора, последствиях его распространения;
- дать представление о вторичном использовании мусорных отходов;
- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Развивающие:
- развивать психические процессы;
- содействовать развитию экологического сознания;
- развивать воображение, фантазию;
- развивать умение делать выводы и анализировать ситуации.
Воспитательные:
- воспитать желание сохранить планету и ее богатства.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно — эстетическое
- Физическое развитие
Образовательные технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие.
Инструментарий: колокольчик, смартфон, фото с изображением мусора на Земле, пилотки зеленого цвета, карточки для игры «Сортировка мусорных отходов», контейнеры, бытовые отходы, художественные средства для организации продуктивной деятельности.
Сценарный план ОД
Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика.
Колокольчик, звонко звени,
Всех ребяток созови!
(дети образуют круг)
Воспитатель: Ребята, с добрым утром! Как ваше настроение? Поделитесь им друг с другом – прикоснитесь своими ладошками к ладошкам соседа справа, подарите друг другу искренние улыбки. Пусть новый день принесет вам только положительные эмоции!
(после ритуала приветствия дети занимают свои места; воспитатель обращает внимание на лежащий на столе конверт, вскрывает его и достает фото с изображением мусора, захламившего планету, рассматривает его с детьми; внезапно звонит телефон, воспитатель включает громкую связь, запись голоса делается заблаговременно)
Воспитатель: Здравствуйте! Вы позвонили в группу «—« Говорите, пожалуйста!
Земля: (кашляя) Здравствуйте, вы получили мои снимки? Помогите мне! Помогите, пожалуйста!
Воспитатель: Кто вы? Представьтесь, пожалуйста!
Земля: (тяжело дыша) Я…. Я – Земля – планета, на которой вы проживаете! Умоляю – помогите мне! На мне столько мусора, что нет сил его больше терпеть! Он попадает в мои реки – и они становятся непригодными для питья, в них исчезает жизнь! Он проникает в мои почвы и губит растения. Он парит в воздухе, а мои деревья не успевают его очищать… Если не остановить все это – я погибну, а со мной и все живое! (короткие гудки)
Воспитатель: Ребята, какая ужасающая новость… Так вот, чьи это снимки! Наша планета задыхается от гор мусора, и ее некому защитить! Скажите, в чем вообще причина появления мусора? (дети рассуждают)
Вы правы, причиной мусора является деятельность человека. Порой, люди бросают мусор не в урны, а прямо на землю. Ребята, а как бы вы поступили:
…когда щелкаете семечки;
…когда выпили банку газировки на улице;
…когда съели мороженое;
…когда пожевали жвачку;
…когда съели конфетку;
…когда отдыхали на природе и жарили шашлыки;
…когда мама попросила вынести из дома отходы.
(дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Разумеется, мусор необходимо выбрасывать в специально отведенные места: мусорное ведро, урну, мусорный контейнер. Но не все это знают и соблюдают. Как видим, это привело к ужасающим последствиям, тонны мусора не дают нашей планете дышать и снабжать нас кислородом.
Но как же нам спасти планету… (предположения детей)
Я слышала, что есть в другом городе «Десант чистоты». Его участники очень любят нашу планету и стараются ее сберечь. Ребята, а кто — нибудь из вас хотел бы встать на защиту своей планеты?
(дети соглашаются и решают создать свой экологический отряд)
Я очень рада, что вы единогласно решили принять это ответственное решение! Предлагаю прочитать клятву!
Я стану Планете лучшим другом, надежным и верным. (клянусь!)
Я буду направлять все свои знания и силы на заботу о Планете, о животных и растениях, населяющих ее. (клянусь!)
Я буду убирать за собой мусор всегда и везде. (клянусь!)
Итак, друзья мои, нарекаю вас отныне «Десантом чистоты!». А чтобы выделяться среди других, наденьте эти зеленые пилотки.
(дети надевают пилотки)
Ребята, давайте же, не медля, отправимся на спасение планеты!
(динамическая пауза)
(дети выполняют все движения, маршируя на месте)
Наш дом родной – наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
(дети выполняют круговые движения руками)
Была там речка, тут – зеленый луг.
(поворачиваются сначала направо, затем налево)
Сейчас лишь горы мусора вокруг…
(обхватывают голову руками)
Десант чистоты на помощь спешит
Планету свою он вмиг защитит!
(прислоняют правую руку к виску)
Воспитатель: Ребята, наш «Десант чистоты» на месте. Раньше здесь была цветущая поляна, а что же мы видим сейчас? Недавно здесь отдыхали люди, посмотрите, что осталось от них! Предлагаю очистить поляну, а мусор распределить по бакам: «Стекло», «Пластиковые отходы», «Бумага».
(проводится игра «Сортировка мусорных отходов»: дети распределяют картинки с изображением отходов разного класса по контейнерам, после игры загорается экран проектора или телевизора, выводится изображение цветущей лесной полянки)
Воспитатель: Ребята, какое чудо! На полянке вновь выросли цветы! Каким же чистым и ароматным стал воздух! Вдохните его полной грудью!
(дети выполняют дыхательное упражнение)
Ребята, но ведь мусор из наших баков нужно куда-то деть. А знаете ли вы, что многие бытовые отходы можно использовать вторично. Посмотрите на эту пластиковую бутылку, как вы думаете, подходит ли она для вторичного применения? (дети высказывают предположения)
Конечно, пить из нее уже не рекомендуется, но вполне можно использовать в быту: сделать опрыскиватель для растений, цветочный горшочек, вазу.
А как использовать картонные коробки из – под сока? (дети высказывают предположения) Вы правы! Из нее выйдет замечательная кормушка для птиц, органайзер для украшений или кукольный домик.
Ребята, а можно ли применить стеклянную бутылку вторично? (дети высказывают предположения) Одна моя знакомая делает из них чудесные светильники и декоративные вазы.
Как видим, друзья, если применить фантазию и использовать бытовые отходы несколько раз, давая им новую жизнь, можно значительно сократить количество мусора на Земле.
Ребята, я предлагаю вам придумать и дать новую жизнь этим бытовым отходам и сделать из них настольный театр (стаканчики из-под йогурта, бутылочки от йогурта, капсулы от шоколадных яиц).
(дети распределяются по подгруппам, проводится творческая мастерская «Настольный театр» (название сказки на усмотрение воспитателя)
Воспитатель: Какие чудесные поделки! И меньше отходов! На этом сегодняшняя миссия «Десанта чистоты» завершена. Я предлагаю вернуться в детский сад.
(дети встают из -за столов и проходят на ковер)
Марширует дружно в ряд
юных экологов отряд!
Мы планету освободили —
легкие Земли раскрыли!
Много впереди еще побед!
Десант чистоты держит свой ответ!
Воспитатель: Ребята, поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего путешествия! Почему на Земле скапливается мусор?
Как можно его сократить?
Спасибо, друзья, за вашу доброту и стремление помочь нашей планете! Если каждый задумается о последствиях и станет выбрасывать мусор в положенное место, то наша планета станет чище, зеленее, а значит комфортнее для жизни.
Список источников:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.