Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Экологическая тропа как элемент экологического воспитания детей раннего возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Экологическая тропа как элемент экологического воспитания детей раннего возраста

Методическая разработка

«Экологическая тропа

как элемент экологического воспитания детей раннего возраста»

Пешкова Наталья Сергеевна,

воспитатель МБДОУ № 16,

ЗАТО г. Североморск

  Актуальность

Что такое детский сад? Детский сад – это особое учреждение, практически второй дом для сотрудников и детей. Дом всегда хочется украсить, сделать его уютным и теплым, не похожим на другие. Это здание, мебель, оборудование, игрушки и… территория.

Вся территория нашего детского сада – это не только красота, но и содержательное, образовательное пространство, где проводятся прогулки, наблюдения, экскурсии, практическая деятельность и многообразные подвижные, дидактические и коммуникативные игры, праздники.

В 2022 году мы задумали сделать что-то особенное, новое и интересное для детей.      Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению эффективности уровня дошкольного образования. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, умения, навыки, получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.

Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей следует хорошо знать природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

 Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромна. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

С целью экологического воспитания детей раннего возраста в летний оздоровительный период были поставлены  и реализованы следующие задачи:

— Формировать у детей правильное представление о мире природы

— Воспитывать интерес к природе

— Развивать наблюдательность

— Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, желание беречь и сохранять природу.

Для реализации поставленной цели и задач  был составлен маршрут экологической тропы по территории детского сада, т.к. возраст маленький и выходить за приделы детского сада нам нельзя  

Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке  дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и охранять.

С целью экологического воспитания детей раннего возраста мной был составлен план прогулок и экскурсий по экологической тропе:

МесяцТема экскурсииЦель экскурсии
Июнь«Правила малышей следопытов»  Формировать умения рассматривать растения, не нанося им вред, соблюдать правила — нельзя рвать, топтать и т.; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к окружающему.
Июль«Правила малышей следопытов»             «Что у нас растет на грядке»  Формировать умения рассматривать растения, не нанося им вред, соблюдать правила — нельзя рвать, топтать и т.; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к окружающему.   Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать элементарных трудовых умений (рыхлить почву, поливать).  Воспитывать бережное отношение к растениям, умение замечать красоту летней природы.
Август«Где обедал воробей»               «Правила малышей следопытов»           «Что у нас растет на грядке»   Обогащать представления детей о птицах, закреплять знания частей тела, воспитывать  желание заботится о них.       Закреплять умения рассматривать растения, не нанося им вред, соблюдать правила — нельзя рвать, топтать и т.; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к окружающему.       Продолжать работу по формированию элементарные  трудовых умений (рыхлить почву, поливать). Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям, умение  за ними ухаживать.

          В процессе экскурсий и прогулок по экологической тропе работа проводилась по всем направлениям:

  • Наблюдение за живой (птицы, насекомые, животные) и не живой природой( погода, небо, солнце);
  • Наблюдение за трудом взрослых (дворник).

В процессе работы с детьми  использовалась и экспериментальная деятельность. Например: сравнение растений, произрастающих  на улице и в помещении. Результаты такой деятельности заносились в дневник наблюдения воспитателем.

Результатом целенаправленной работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста являются:

  • Изготовление поделок из природного материала,
  • Оформление детских рисунков;
  • Изготовление запрещающих знаков  по охране природы  совместно воспитателя и детей;
  • Активное участие в конкурсах, проводимых в детском саду.

Немаловажно значение в работе по данному направлению явилась работа с родителями, которые активно приняли участие в данной деятельности:

  • Изготовлены книжек-малышек  «Наши пернатые друзья», «Что у нас растёт на грядке?», «Василёк»;
  • Оформление  рукописной книги «Травы севера»;
  • Изготовление плакатов по охране природы совместно с детьми.

Таким образом, проводимая деятельность по экологическому воспитанию детей раннего возраста в летний период способствовало:

  • Обогащению представлений детей о культурных растениях, и птицах нашего края;
  •  Формированию  представлений  об общих   признаках растений   (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о  потребностях растения во  влаге, тепле, свете.( птицы клюют, пьют летают, чирикают);
  • Развитию  познавательный интерес   в процессе изучения особенностей роста растений  на участке.
  • Воспитанию гуманное отношение к  природе и желание её охранять.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.