Методическая разработка
«Экологическая тропа
как элемент экологического воспитания детей раннего возраста»
Пешкова Наталья Сергеевна,
воспитатель МБДОУ № 16,
ЗАТО г. Североморск
Актуальность
Что такое детский сад? Детский сад – это особое учреждение, практически второй дом для сотрудников и детей. Дом всегда хочется украсить, сделать его уютным и теплым, не похожим на другие. Это здание, мебель, оборудование, игрушки и… территория.
Вся территория нашего детского сада – это не только красота, но и содержательное, образовательное пространство, где проводятся прогулки, наблюдения, экскурсии, практическая деятельность и многообразные подвижные, дидактические и коммуникативные игры, праздники.
В 2022 году мы задумали сделать что-то особенное, новое и интересное для детей. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению эффективности уровня дошкольного образования. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, умения, навыки, получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей следует хорошо знать природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромна. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
С целью экологического воспитания детей раннего возраста в летний оздоровительный период были поставлены и реализованы следующие задачи:
— Формировать у детей правильное представление о мире природы
— Воспитывать интерес к природе
— Развивать наблюдательность
— Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, желание беречь и сохранять природу.
Для реализации поставленной цели и задач был составлен маршрут экологической тропы по территории детского сада, т.к. возраст маленький и выходить за приделы детского сада нам нельзя
Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и охранять.
С целью экологического воспитания детей раннего возраста мной был составлен план прогулок и экскурсий по экологической тропе:
Месяц | Тема экскурсии | Цель экскурсии |
Июнь | «Правила малышей следопытов» | Формировать умения рассматривать растения, не нанося им вред, соблюдать правила — нельзя рвать, топтать и т.; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к окружающему. |
Июль | «Правила малышей следопытов» «Что у нас растет на грядке» | Формировать умения рассматривать растения, не нанося им вред, соблюдать правила — нельзя рвать, топтать и т.; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к окружающему. Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать элементарных трудовых умений (рыхлить почву, поливать). Воспитывать бережное отношение к растениям, умение замечать красоту летней природы. |
Август | «Где обедал воробей» «Правила малышей следопытов» «Что у нас растет на грядке» | Обогащать представления детей о птицах, закреплять знания частей тела, воспитывать желание заботится о них. Закреплять умения рассматривать растения, не нанося им вред, соблюдать правила — нельзя рвать, топтать и т.; развивать речь, мышление, воспитывать любовь к окружающему. Продолжать работу по формированию элементарные трудовых умений (рыхлить почву, поливать). Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям, умение за ними ухаживать. |
В процессе экскурсий и прогулок по экологической тропе работа проводилась по всем направлениям:
- Наблюдение за живой (птицы, насекомые, животные) и не живой природой( погода, небо, солнце);
- Наблюдение за трудом взрослых (дворник).
В процессе работы с детьми использовалась и экспериментальная деятельность. Например: сравнение растений, произрастающих на улице и в помещении. Результаты такой деятельности заносились в дневник наблюдения воспитателем.
Результатом целенаправленной работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста являются:
- Изготовление поделок из природного материала,
- Оформление детских рисунков;
- Изготовление запрещающих знаков по охране природы совместно воспитателя и детей;
- Активное участие в конкурсах, проводимых в детском саду.
Немаловажно значение в работе по данному направлению явилась работа с родителями, которые активно приняли участие в данной деятельности:
- Изготовлены книжек-малышек «Наши пернатые друзья», «Что у нас растёт на грядке?», «Василёк»;
- Оформление рукописной книги «Травы севера»;
- Изготовление плакатов по охране природы совместно с детьми.
Таким образом, проводимая деятельность по экологическому воспитанию детей раннего возраста в летний период способствовало:
- Обогащению представлений детей о культурных растениях, и птицах нашего края;
- Формированию представлений об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете.( птицы клюют, пьют летают, чирикают);
- Развитию познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на участке.
- Воспитанию гуманное отношение к природе и желание её охранять.