Конспект образовательной деятельности
«Традиции и обычаи русского народа»
для детей подготовительной группы
Прозорова Валентина Васильевна,
воспитатель МБДОУ Кудеяровский детский сад,
г. Лукоянов Нижегородской обл.
Программное содержание
Цель: Формирование представления о традициях русского гостеприимства. Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Обучающие:
- Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.
- Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания; чувство эмпатии (сопереживания).
Словарная работа:
Обогащать словарный запас существительными: чугунок, ухват, зыбка, орнамент;
определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан.
Атрибуты русской избы: чугунок, глиняный горшок, ухват, самовар, рушник, зыбка, куклы, посуда древних славян.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети входят в групповую комнату (звучит музыка).
Бабушка Агафья:
Ой ,куда это я попала?
Дети сидят, взрослые.
Терем какой красивый.
Ну здравствуйте Вам(кланяюсь)
Ребятки, в какую же страну я попала?
Дети: В Россию.
Бабушка Агафья: А как называются люди, живущие в России.
Дети: Россияне.
Бабушка Агафья: Что же и флаг у вас есть?
Дети: Да.
А какого он цвета?
Дети: Красного, голубого, белого.
Бабушка Агафья: Какие умные дети, все знают.
Бабушка Агафья: А меня зовут бабушка Агафья. Я пошла на базар, вот и корзинку с собой взяла. Как вдруг все завертелось, закружилось и я прилетела к вам. Посмотрите какая я нарядная. У вас одежда не такая, как у меня. Кто знает, как называется моя одежда?
Дети: Сарафан.
Бабушка Агафья: Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите сарафан украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?
Дети: В старину.
Бабушка Агафья: А хотите узнать, какая еще одежда была в те времена?
Дети: Да.
Показ презентации «Старинная одежда».
Бабушка Агафья: Ну, я у вас побывала, посмотрела, как вы живете, теперь приглашаю вас в гости. Полетим мы в прошлое на ковре-самолете. Но сначала давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствовали теплоту ваших рук (играет музыка )
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
Бабушка Агафья: Теперь садитесь на ковер-самолет и отправляемся. Вот и прилетели. Это моя изба. Милости прошу, гости дорогие.
Ребятки, по старинному русскому обычаю гостей встречали с хлебом и солью (беру каравай, кланяюсь и объясняю). Гости должны отломить кусочек хлеба, макнуть в соль и съесть. Существует такая пословица: «Хлеб всему голова». Что означает эта пословица? Кто знает?
Дети: Без хлеба не обходится ни один прием пищи, потому, что хлеб-это сытно и полезно.
Бабушка Агафья: Ну а теперь, посмотрите, сколько здесь у меня интересных вещей. Но самых главных здесь два предмета. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте.
То пироги печет,
То показывает сны.
Что это?
Дети: Печь.
Бабушка Агафья: Правильно, главным в избе была печь. А для чего она нужна была, как вы думаете?
Дети: Чтобы готовить пищу, отапливать избу, спать на ней, сушить валенки.
Бабушка Агафья: А что готовили в печке?
Дети: Суп, кашу, пекли пироги.
Бабушка Агафья: А в чем варили? (в чугуне, горшке).
А доставали горячий чугун ухватом (показ).
Ребята, а ели из какой посуды и чем? (Из деревянной, глиняной, деревянными ложками). Ели все из одной чашки. И первый должен был зачерпнуть суп отец, такой был обычай.
Бабушка Агафья: Послушайте, вторую загадку, про второй предмет в избе:
За ним пьют и все едят
Как все вкусно -говорят.
Что же это такое?
Дети: Стол.
Бабушка Агафья: Правильно, за столом собиралась вся семья. Его называли-«ладонь божья». Еще у меня есть одна загадка:
Шипит, кипит,
всем чай пить велит.
Дети: Самовар.
Бабушка Агафья: Всегда на середину стола ставили самовар. Эта традиция называлась-чаепитие. Рядом с самоваром ставили маленький чайничек с заваркой, сахарницу, а сахар был кусочками. Затем баранки, бублики и всякие сладости. По русской традиции пили чай в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл. Ну, а после чая народ забавлял себя песнями, играми. Некоторые песни и игры дошли до наших времен. Давайте тоже с вами поиграем.
Игра «Платочек»
«Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с вами я играть
Всех платочком закрывать.
(Дети бегают под музыку, когда музыка обрывается дети садятся на корточки и закрывают глаза. Я накрываю ребенка и говорю: «Раз, два, три, кто там спрятался внутри?». (Дети должны угадать кто находится под платком.
(Раздаётся звук плача ребёнка)
Бабушка Агафья: Ой, что это за звук? Дети, кто же это плачет? (достаю из колыбельки куклу).– Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Давайте его покачаем. Это колыбелька, в которой он лежит ,называется-«зыбка».
– С давних времён, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?
(Дети предлагают имена, вместе ребёночка называем Егорушкой)
– А вы знаете, что сейчас, пока ребёночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой, а когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растём, и имя наше растёт. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? (Ответы детей)
– Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Ребята, имя Егор обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много – много земли, и чтобы он жил в достатке.
Бабушка Агафья: Я еще хочу поделиться еще одной традицией, когда в семье рождался ребенок, мальчик или девочка, матушка обязательно принималась за изготовление куклы. Куклу делала из тряпочки, а глазки, ротик и носик рисовала угольком, вышивала нитками. Вот посмотрите какие раньше были куклы. (Показ кукол).
Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнем с меня (ухват). Дети называют по очереди старинные слова.
Бабушка Агафья: Раньше, по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. Я вас тоже приглашаю к моему столу.