Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Традиции и обычаи русского народа | ДЕТСТВО-ГИД

Традиции и обычаи русского народа

Конспект образовательной деятельности

«Традиции и обычаи русского народа»

для детей подготовительной группы

Прозорова  Валентина Васильевна,

воспитатель МБДОУ Кудеяровский детский сад,

г. Лукоянов Нижегородской обл.

Программное содержание

Цель: Формирование представления о традициях русского гостеприимства. Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

  • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.
  • Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания; чувство эмпатии (сопереживания).

Словарная работа:

Обогащать словарный запас существительными: чугунок, ухват, зыбка, орнамент;

определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан.

Атрибуты русской избы: чугунок, глиняный горшок,  ухват,  самовар,  рушник, зыбка, куклы,  посуда древних славян.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети входят в групповую комнату (звучит музыка).

Бабушка Агафья:

Ой ,куда это я попала?

Дети сидят, взрослые.

Терем какой красивый.

Ну здравствуйте Вам(кланяюсь)

Ребятки, в какую же страну я попала?

Дети: В Россию.

Бабушка Агафья: А как называются люди, живущие в России.

Дети: Россияне.

Бабушка Агафья: Что же и флаг у вас есть?

Дети: Да.

А какого он цвета?

Дети: Красного, голубого, белого.

Бабушка Агафья: Какие умные дети, все знают.

Бабушка Агафья: А меня зовут бабушка Агафья. Я пошла на базар, вот и корзинку с собой взяла. Как вдруг все завертелось, закружилось и я прилетела к вам. Посмотрите какая я нарядная. У вас одежда не такая, как у меня.  Кто знает, как называется моя одежда?

Дети: Сарафан.

Бабушка Агафья: Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите сарафан украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

Дети: В старину.

Бабушка Агафья: А хотите узнать, какая еще одежда была в те времена?

Дети: Да.

Показ презентации «Старинная одежда».

Бабушка Агафья: Ну, я у вас побывала, посмотрела, как вы живете, теперь приглашаю вас в гости. Полетим мы в прошлое на ковре-самолете. Но сначала  давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Почувствовали теплоту ваших рук (играет музыка )

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим 

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Бабушка Агафья: Теперь садитесь на ковер-самолет и отправляемся. Вот и прилетели. Это моя изба. Милости прошу, гости дорогие.

Ребятки, по старинному русскому обычаю гостей встречали с хлебом и солью (беру каравай, кланяюсь и объясняю). Гости должны отломить кусочек хлеба, макнуть в соль и съесть. Существует такая пословица: «Хлеб всему голова». Что означает эта пословица? Кто знает?

Дети: Без хлеба не обходится ни один прием пищи, потому, что хлеб-это сытно и полезно.

Бабушка Агафья: Ну а теперь, посмотрите, сколько здесь у меня интересных вещей. Но самых главных здесь два предмета. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте.

То пироги печет,

То показывает сны.

Что это?

Дети: Печь.

Бабушка Агафья: Правильно, главным в избе была печь. А для  чего она нужна была, как вы думаете?

Дети: Чтобы готовить пищу, отапливать избу, спать на ней, сушить валенки.

Бабушка Агафья: А что готовили в печке?

Дети: Суп, кашу, пекли пироги.

Бабушка Агафья: А в чем варили? (в чугуне, горшке).

А доставали горячий чугун ухватом (показ).

Ребята, а ели из какой посуды и чем? (Из деревянной, глиняной, деревянными ложками). Ели все из одной чашки. И первый должен был зачерпнуть суп отец, такой был обычай.

Бабушка Агафья: Послушайте, вторую загадку, про второй предмет в избе:

За ним пьют и все едят

Как все вкусно -говорят.

Что же это такое?

Дети: Стол.

Бабушка Агафья: Правильно, за столом собиралась вся семья. Его называли-«ладонь божья». Еще у меня есть одна загадка:

Шипит, кипит,

всем чай пить велит.

Дети: Самовар.

Бабушка Агафья: Всегда на середину стола ставили самовар. Эта традиция называлась-чаепитие. Рядом с самоваром ставили маленький чайничек с заваркой, сахарницу, а сахар был кусочками. Затем баранки, бублики и всякие сладости. По русской традиции пили чай в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл. Ну, а после чая народ забавлял себя песнями, играми. Некоторые песни и игры дошли до наших времен. Давайте тоже с вами поиграем.

Игра  «Платочек»

«Вот платочек расписной

Он волшебный, не простой

Буду с вами я играть

Всех платочком закрывать.

(Дети бегают под музыку, когда музыка обрывается дети садятся на корточки и закрывают глаза. Я накрываю ребенка и говорю: «Раз, два, три, кто там спрятался внутри?». (Дети должны угадать  кто находится под платком.

(Раздаётся звук плача ребёнка)

Бабушка Агафья:  Ой, что это за звук?  Дети, кто же это плачет? (достаю из колыбельки куклу).– Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Давайте его покачаем. Это колыбелька, в которой он лежит ,называется-«зыбка».

– С давних времён, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?

(Дети предлагают имена, вместе ребёночка называем Егорушкой)

– А вы знаете, что сейчас, пока ребёночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой, а когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растём, и имя наше растёт. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? (Ответы детей)

– Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Ребята, имя Егор обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много – много земли, и чтобы он жил в достатке.

Бабушка Агафья: Я еще хочу поделиться еще одной традицией, когда в семье рождался ребенок, мальчик или девочка, матушка обязательно принималась за изготовление куклы. Куклу делала из тряпочки, а глазки, ротик и носик рисовала угольком, вышивала нитками. Вот посмотрите какие раньше были куклы. (Показ кукол).

Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы  слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнем с меня (ухват). Дети называют по очереди старинные слова.

Бабушка Агафья: Раньше, по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. Я вас тоже приглашаю к моему столу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.