Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Инновационные технологии в системе работы музыкального руководителя и учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения | ДЕТСТВО-ГИД

Инновационные технологии в системе работы музыкального руководителя и учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения

Методическая разработка

«Инновационные технологии в системе работы музыкального руководителя и учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения»

Максименко Ольга Леонидовна,

учитель-логопед МАДОУ № 25,

Ганичева Татьяна Авенировна,

музыкальный руководитель МАДОУ № 25

г. Мончегорск Мурманской обл.

Актуальность проблемы

Самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем.

По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Для развития музыкальных и речевых способностей слуховая функция имеет наибольшее значение.

Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности последнего, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно, добиться определенных успехов в различной деятельности.

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями, природа которых разнообразна:

— эмоциональные и поведенческие расстройства;

— снижен запас представлений об объектах и явлениях окружающего мира;

— несформированность общего речевого статуса, затруднена коммуникативная деятельность;

— замедленное и недостаточно полное восприятие (предметно-практические действия по подражанию, эмоций, выразительных движений);

— нарушение координации движений, трудности зрительно-пространственной ориентировки;

— снижение двигательной активности, быстрая утомляемость;

— неустойчивое внимание, быстрое забывание усвоенного материала.

Недостаток активного общения с окружающим миром, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы обусловливают замедленный темп развития речи детей с нарушениями зрения.

Цель взаимодействия  музыкального руководителя и учителя-логопеда: создание и апробация модели взаимодействия через современные образовательные технологии, способствующей развитию детей с нарушениями зрения в сочетании со словом и музыкой.

 В совместной коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя и учителя-логопеда применение педагогических технологий – это оптимизация образовательного процесса, конструирование и применение приемов, оценка применяемых методов, где кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей в обществе.

Использование педагогических технологий в организации коррекционного процесса

 Взаимодействие специалистов ДОУ является одним из эффективных условий организации коррекционно-образовательного пространства.

Осуществляя взаимосвязь учителя – логопеда и музыкального руководителя при совместной работе с детьми с нарушениями зрения, в  коррекционной деятельности мы используем такие современные образовательные технологии, как:

— здоровьесберегающая технология;

— технология проектной деятельности;

— технология исследовательской деятельности;

— информационно-коммуникационная технология;

— личностно-ориентированная технология;

— игровая технология;

— технология интегрированного занятия.

В здоровьесберегающих технологиях мы используем программу «Здравствуй!» М.Л.Лазарева по формированию здоровья детей дошкольного возраста. Важнейшую роль в программе играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой.

Так же у нас применяется комплекс «Школа дыхания» — это система дыхательных упражнений, в которых отрабатывается частота дыхания, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе, объемная скорость дыхания, сила дыхательных мышц. Здесь мы пользуемся различными атрибутами: «снежинка», «бантик», «перышко», «листочек», «капелька», «чашка», «варежка», «самолёт», «свеча» и др. Комплекс включает игру под музыку на птичках-свистульках, блок-флейтах, песенки из серии «Целебный звук».

Цель технологии проектной деятельности – это развитие свободной творческой личности ребенка. 

Нами были реализованы логоритмические проекты «Островок тепла», «Разноцветное настроение».

Проект «Подарки для Деда Мороза» был осуществлен для стимулирования потребности детей в творческой самореализации.

Детско-родительский проект «Добро рождает доброту», был направлен на формирование доброжелательного поведения, осознанного отношения к нормам социального поведения — способности к сопереживанию, сочувствию.

В технологии исследовательской деятельности мы использовали технологию элементарного музицирования, предложенную Т.Э. Тютюнниковой, звучащие жесты, игры со звуками – эксперименты.

Немузыкальные звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. К этой категории относятся всевозможные шумы, издаваемые техникой, бытовыми действиями, человеком и животными, природные звуки (шелест листвы, журчание воды, скрип деревьев, дождь, ветер и т.п.) и звуковые эффекты различного рода.

Наравне с немузыкальными звуками дети исследовали музыкальные звуки — узнавали свойства; сравнивали их по сходству и контрасту; различали их выразительное значение; комбинировали звуковых сочетаний; сопоставляли с принятыми эталонами.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Они помогают:

— привлекать пассивных детей к активной деятельности;

— делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

Во время коррекционно-развивающей деятельности мы предоставляем детям мультимедийные презентации, аудиокниги, слайд-шоу, видеоролики, мультфильмы, фотоальбомы.

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому наша педагогическая деятельность по отношению к детям включает:

— доверительные отношения к детям;

— внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

— поощрение самостоятельности;

— инициативу в общении, потребность в поддержке;

— стремление помочь в устранении дискомфорта;

Игровые технологии дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Для музыкального и речевого развития дошкольников мы организовываем:  проблемные ситуации, посиделки, дидактические игры, игры – приветствия, игры на развитие слухового внимания, игры на развитие темпа и ритма  (усложнение игра «Канон», или «Повторяй за мной», когда педагог задает ритм хлопками, а ребенок повторяет на инструменте). Поэтическое музицирование с использованием музыкальных инструментов, творческие игры на выполнение подражательных действий, коммуникативные игры (программа Евгения Владимировна Рыбак «Вместе»), коммуникативно-творческие игры; речевые ритмические и интонационные игры; пение, песенные импровизации.

Одной из инновационных форм в работе с дошкольниками является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик «Хор рук» — русского музыковеда, педагога, исследователя.

Использование данной технологии направлено на развитие:

•         координационной свободы движения,

•         слухового восприятия музыки,

•         чувства ритма,

•         внимания,

•         ансамблевой слаженности,

•         способности к двигательной импровизации.

Технология интегрированного занятия соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Особенности детей с нарушением зрения обуславливают специфику проведения совместных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям, играм с пением, хороводам. Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).

Таким образом, совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Новизна опыта

  Применение современных педагогических технологий способствует:

— повышению качества дошкольного образования;

— повышение качества обучения и воспитания;

 совершенствование профессиональных компетенций музыкального руководителя и учителя-логопеда;

 сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации коррекционного процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

Результаты эффективности педагогического взаимодействия специалистов ДОО

Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить формы и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

В результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития ребенка с нарушением зрения:

— создаются условия обновления содержания коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,

— способствуют улучшению общего эмоционального состояния детей,

— развитию и коррекции двигательной сферы,

— постановки правильного диафрагмально-речевого дыхания,

— развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности,

— коррекции сенсорных способностей детей с нарушением зрения,

— содействуют устранению речевых нарушений и обеспечивают социализацию каждого ребенка.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.