Конспект образовательной деятельности
«Экспериментирование с водой»
с детьми средней группы компенсирующей направленности
Маркина Юлия Юрьевна,
воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 27 комбинированного вида»,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Цель занятия: Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с окружающим.
Задачи:
Образовательные:
— знакомить с приемами элементарного экспериментирования;
— дать детям элементарные представления об основных свойствах воды;
— закрепить знания о названиях предметов, их свойствах;
— активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия (вода – жидкость, жидкая, теплая, холодная, горячая, лёгкий, тяжёлый, льется, течёт, тонет, плавает);
Развивающие:
— развивать интерес к совместным играм;
— развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию;
— развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать любознательность, мышление и речь дошкольников;
Воспитательные:
— формировать умение общаться, соблюдать отдельные элементарные моральные нормы и правила поведения;
умение работать в группе;
— воспитывать аккуратность при работе с водой;
— способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
Наглядные: картинки с изображением важности воды для всего на планете.
Практические: дидактическое упражнение на слуховое восприятие – звук воды, опыты с водой.
Активизация словаря: вода, жидкость, безвкусная, без запаха, прозрачная, течет.
Материалы и оборудование: камешки, бумажные кораблики, одноразовые стаканчики, пипетка, игрушечный зайчик.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, мальчики и девочки!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки, и хорошее настроение.
Дети: Здравствуйте!
Раздается стук в дверь, появляется зайчик.
Воспитатель. Ой, кто к нам в гости пришел? Это же Зайка-Незнайка. Ее зовут так, потому что она еще маленькая и многого не знает. Зайка проходи, садись с нами вместе, мы тебе много интересного расскажем. Проходите и присаживайтесь на стульчики.
А о чем мы сегодня поговорим вы узнаете, если отгадаете загадку. Вы любите загадки? (Ответ детей). Тогда слушайте внимательно.
Очень нам она нужна
Без нее прожить нельзя
Пью ее, ей мою руки
Умываюсь рано утром
В каждом доме есть всегда
В кране чистая … (вода) — звучит журчание воды
Воспитатель: -Правильно, мы сегодня поговорим о воде.
Зайка. Ой, подумаешь, вода, да кому она нужна?
Воспитатель. Зайка, без воды жить невозможно. Ребята, давайте скажем, для чего нужна нам вода? (ответы детей).
Дети: Чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать… Выставляются картинки на магнитную доску.
Воспитатель (в форме беседы): Действительно, вода очень важна и нужна всем – и людям, и животным, и птицам, и растениям.
Воспитатель: А если не будет воды? Как вы думаете, что произойдет?
Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.
Воспитатель: Поэтому люди должны очень бережно относиться к ней.
Воспитатель: А, как мы можем бережно относиться к воде?
Дети: Нельзя тратить воду, нельзя загрязнять воду.
Воспитатель: без водицы нам никак не обойтись; только просыпаемся и сразу же идем умываться; вода нас освежает, делает чистыми, свежими, бодрит. Давайте покажем зайке, как мы умеем умываться и ласково разговаривать с доброй водичкой. Дети, повторяйте за мной!
Потешка «Водичка»
Водичка — водичка, (ладони под воображаемую струю воды)
Умой мое личико, (ладонями «умывание лица»)
Чтобы глазки смотрели, (моргание глазками)
Чтобы щечки краснели, (потирание ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок, (щелкание зубами)
Чтоб улыбался роток. (широко улыбаемся)
Воспитатель: Ох, какие молодцы, вижу, любите водичку.
Хотите с ней поиграть? И ты зайка с нами поиграй и все запоминай. (показывает воду в стакане).
Ребята, подойдите к столу посмотрите, что у меня в стакане? Правильно это вода!
Воспитатель: Берёт стакан с водой и пипетку, и каждому ребёнку капает на ладошку одну каплю воды. Ребята, сколько у вас у каждого капелек?
Дети: Одна, по одной.
Воспитатель: А, в стакане сколько капелек?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, значит вода из чего состоит?
Дети: Из капелек.
А что я сейчас делаю с водой? (переливаю). Вода течёт, льется, почему? (потому что она жидкая). Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Воспитатель: Сейчас давайте немного передохнем и выполним небольшую разминку. Встаньте так, чтобы друг другу не мешать и повторяйте за мной.
Физкульминутка «Отдохнем» (Выполняются движения согласно текста)
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот,
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы и опыты. Вот и сегодня мы с вами проведем небольшие опыты с водой. Вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: чтоб с водичкой нам играть правила нам надо знать – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
Ребята, посмотрите, перед нами в тазике налита вода, давайте мы посмотрим какая она?
— Ребята, опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (в тазике налита горячая вода, в стаканчике – холодная)
— Вика, Какой водой мы моем руки? (тёплой)
— Илья, как можно сделать теплую воду? (смешать холодную и горячую)
— Ребята, выливаем холодную воду из стаканчика, в тазик с горячей водой. Теперь, какая водичка стала? (теплая)
Молодцы ребята, а сейчас присядьте на стульчики. Мы с вами узнали, что вода бывает разной температуры, горячая, холодная и теплая.
Зайка: Ой, я этого не знал, у вас так интересно.
— А еще некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают.
— Хотите проверить? (да)
-Рассмотрим, что у нас на тарелочке (камушки и ракушки).
Опыт: «Тонет или плывет»
— Возьмите в руки камешки, и сожмите их, какие они? (твердые). Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (они твердые)
— Камни – тяжелые или легкие? (тяжелые) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду (дети опускают камешки в воду, они тонут.) Что произошло с камушками? Утонули? (утонули, опустились на дно) Почему камни утонули? (они тяжелые). Матвей, твой камушек плавает? Или он утонул? Почему он утонул?
Ребята, посмотрите у меня на другой тарелочке лежит другой предмет. Что это? Правильно, это кораблики. Посмотрите какие они красивые. Вам нравятся?
Теперь возьмите кораблик в руки, подержите их, тяжелые они или легкие? (легкие). Правильно, кораблики легкие, они сделаны из бумаги,
— Как вы думаете, кораблик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Посмотрите, я тихонько опушу, свой кораблик в воду, что с ним произошло? Вика, мой кораблик утонул? Теперь вы Отпускайте их в воду. Что происходит? (кораблики плавают, не тонут).
Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: бумажные кораблики легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
Опыт «Вода меняет свой цвет»
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, и как следует встряхнуть баночки, с водой что-то произойдет. Попробуем?
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Волшебная девица.
Стань вода не светлой,
А разноцветной!
Воспитатель: Подуйте теперь на баночки.
Дети говорят слова, дуют…
Воспитатель: А теперь мы стряхнем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети: Водичка окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
Воспитатель: я хочу раскрыть вам один секрет. На крышке банки жила маленькая капелька краски, и когда мы сильно взболтали воду, она попала в воду и окрасила водичку в свой цвет.
Вывод: Это значит, что вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы, очень внимательно меня слушали и помогали мне проводить опыты. Зайка тебе понравилось?
Зайка: ой ребята, вы такие молодцы, так много знаете, с вами так интересно.
Ребята, а вам понравилось наше занятие? Егор, о чем мы сегодня разговаривали? Илья, что тебе больше всего запомнилось? Вика, а тебе? И мне было очень интересно заниматься.