Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Эмоциональное выгорание… Как этого избежать? | ДЕТСТВО-ГИД

Эмоциональное выгорание… Как этого избежать?

Консультация для педагогов

«Эмоциональное выгорание… Как этого избежать?»

Бучнева Елена Викторовна,

педагог-психолог ГКДОУ № 34,

г. Невинномысск Ставропольского края

Говоря о проблеме сохранения психического здоровья воспитателей, важно отметить то, что в последние десятилетия ее важность получила колоссальное значение. Пожалуй, особое место в данной проблеме занимает эмоциональное выгорание — синдром, который получает свое развитие на фоне хронического стресса и способный привести к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей с такой проблемой заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость, пропадает блеск в глазах. Опираясь на эти данные, можно сделать предположение что одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ должна стать психологическая поддержка.

Развитию данного синдрома способствую множество факторов. Одним из них является сама специфика профессиональной деятельности педагога, которая характеризуется наличием большого числа эмоциональных факторов, воздействующих на труд работника, и способных вызвать стресс и сильное напряжение, высокая эмоциональная загруженность. Формированию защитного поведения и возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний способствует нужда в сопереживании, моральная и нравственная ответственность за здоровье и жизнь вверенных ему детей, необходимость сочувствия.

Проявление организационного критерия в положении ДОУ зачастую выражается в неблагоприятной психологической среде в коллективе педагогов.  Присутствие разногласий по горизонтали и вертикали, коллективный однополый состав, нервозная сфера, окружающая среда заставляют кого-то отдавать эмоции, а кого-то вынуждают приходить к поиску способов экономии личных психических ресурсов.

Появлению личностной или ситуативной тревожности, напряжению педагога содействуют, прежде всего невысокий социально-психологический статус профессии, утрата веры в себя, разочарованием местом работы, и выбором своей профессии в целом, занимаемой должностью, оплатой труда, неудовлетворение в своих результатах, скупое признание результатов деятельности воспитателя.

В показатели эмоционального выгорания можно включить:

• Депрессия, апатия, пессимизм, эмоциональное истощение;

• тяжесть в отношениях с людьми;

• заниженная самооценка, отрицательное, токсичное собственное восприятие, своей жизни, будущего;

• частая нервозность;

• психосоматические недомогания (утомления, усталость, бессонницы, желудочно-кишечные нарушения и так далее);

• сокращение активности.

При выявлении в ответах на эти вопросы даже некоторых из перечисленных показателей, предлагаем изучить педагогу наиболее популярный тест на раскрытие эмоционального выгорания, позволяющий диагностировать показатель степени выраженности базисных составляющих выгорания и следственно установить общий показатель синдрома.

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

• «никогда» – 0 баллов;

• «очень редко» – 1 балл;

• «иногда» – 3 балла;

• «часто» – 4 балла;

• «очень часто» – 5 баллов;

• «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

• «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

• «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

• «Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.