Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Формирование знаний об элементарных способах измерения величин у детей старшего дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Формирование знаний об элементарных способах измерения величин у детей старшего дошкольного возраста

Консультация

«Формирование знаний об элементарных способах измерения величин

у детей старшего дошкольного возраста»

Ястребова Татьяна Валерьевна,

МАДОУ Детский сад №54,

г. Балашиха  Московской обл.

Аннотация: в статье рассматриваются педагогические условия формирования знаний об элементарных способах измерения величин у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: величина, способы измерения величин, условная мерка, старший дошкольный возраст.

В настоящее время общество вступило в эпоху цифровизации, что ориентирует систему образования на изменение требований к профессиональной компетенции работников. В силу этого возросла потребность общества в математическом образовании современных специалистов, от которых сегодня требуется совершенствование профессионально-значимых математических способностей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования математическое развитие является одним из показателей умственного развития.

Одним из фундаментов математического развития дошкольников является умение верно устанавливать и сравнивать размеры предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире.

В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Это актуализирует поиск средств педагогической поддержки ранних этапов формирования математических представлений.

В данном направлении велись исследования известными педагогами: Н. И. Тихеева, А. М. Леушина, Л. В. Шлаголева, Р. Л. Березина, Е. В. Проскуры и др. Е. И. Тихеева рекомендовала уделять особое внимание ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними (больше-меньше, шире-уже, длиннее-короче и др.). Среди современных исследований, посвященных проблеме формирования представлений о величине в старшем дошкольном возрасте, можно отметить В. В. Данилова, Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, З. А. Михайлова и др.. В их работах рассматриваются технологии и методы формирования умения сравнивать предметы по величине (путем накладывания, прикладывания или приставления).

По утверждению Т.В. Тарунтаевой [3], работа, связанная с измерением, готовит ребёнка к осмыслению арифметических действий с числами – сложения, вычитания, умножения и деления. Практические задания, связанные с измерениями, представляют вероятность получить числовые данные, которые применяются при составлении и решении задач.

Л.Г. Петерсон отмечает, что ознакомление дошкольников с мерой и измерениями, способствует развитию наиболее точного осознания числа и, прежде всего единицы. Вследствие измерения ребёнком познаётся новая функция числа, как связи и он перестаёт сравнивать единицу с отдельностью [2].

В 5-6 лет дети составляют ряды величин не только в наглядно-образном плане, но и по представлению. Могут предварительно схематически зарисовать возможное расположение предметов в ряду, определить место какого-либо предмета в воображаемой последовательности, отыскать пропущенный предмет, продолжить ряд в двух направлениях, рассказать о способе расположения предметов в ряду.

А. А. Белошистая подчеркивает, что знакомство детейдошкольного возрастас элементарными способами измерения величин следует вести постепенно. Поэтому сначала необходимо научить ребенка выделять в предметах длину, затем ширину, а потом только высоту [4].

В методических материалах по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Л.В. Михайловой – Свирской, и ряда других авторов основная задача обучения измерению в старшем дошкольном возрасте – формирование более верного восприятия величины сравниваемых объектов с помощью мерок и измерительных приборов. По мнению авторов, содержание обучения старших дошкольников должно включать: знакомство с правилами измерения условной меркой; обучение дифференцированию объектов, средств измерения и результата; осознание последнего через количество мерок, как одного из случаев функциональной зависимости; развитие умения рассказать или проанализировать о выполнении заданий; развитие умений применять навыки измерения для деления на части; развитие глазомера [2].

В дальнейшем образовательный процесс должен быть направлен на усовершенствование измерительных умений и представлений у детей, углубление математических знаний, полученных в процессе знакомства со стандартными мерами и способами измерения. В программах по обучению измерительной деятельности дошкольников, делается упор на постоянном совершенствовании работы по формированию у дошкольников представлений о многофункциональной связи между составляющими измерения, включающих объект, средство и результат.

Основной момент обучения измерению – ознакомление детей с мерой. Мера – это эталон величины. Условная мера (мерка) – предмет, используемый в качестве средства измерения. В то же время она выступает как мера (единица измерения) в данном конкретном случае.

В работах И.А. Помораевой приводится порядок ознакомления детей с  алгоритмом процесса измерения. Например, в ходе обучения в детском саду дети овладевают линейным измерением, с помощью условной мерки – посредника, т.е. мерку выбирают либо больше, либо одинаковую сравниваемому предмету и метка ставится на самой условной мерке [1].

Таким образом, в формировании знаний об элементарных способах измерения величин у старших дошкольников идут от формирования представлений о том, что каждый предмет обладает той или иной характеристикой величины, которую можно непосредственно сравнивать путем наложения, приложения, взвешивания, к ознакомлению с длиной, шириной, высотой, массой, площадью, объемом как измеряемой величиной и единицами измерения этих величин.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования дошкольников / Л. В. Воронина, Е.А. Утюмова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – 233 с.
  2. Морозова, И. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010. – 69 с.
  3. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – Москва : Просвещение, 2008. – 40 с.
  4. Чумакова, И. В. Развитие представлений о величине предметов у детей раннего возраста / И. В. Чумакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 2. – С. 56-62.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.