Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
«Гжель – русская душа» | ДЕТСТВО-ГИД

«Гжель – русская душа»

Из опыта работы

 «Гжель – русская душа»

Степанович Анна Валерьевна,

воспитатель МБДОУ № 73,

г. Мурманск

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.

С. Ледкова

В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятия Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.

Мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.

Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.

В современных программах по обучению дошкольников темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр обучающих и воспитательных задач по декоративно – прикладному искусству «Гжель». Проектная деятельность дает возможность всем участником педагогического процесса в ДОУ более глубоко погрузиться в изучение данной темы.

Мной был разработан и реализован  проект «Гжель-русская душа».

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Цель: создание педагогических условий для формирования знаний, умений и навыков у детей по теме русского народного промысла «Гжель».

Задачи проекта:

— расширять и углублять представление детей о гжельской росписи и её истории возникновения

— развивать навыки художественного творчества детей, умение составлять декоративный узор, используя элементы гжельской росписи

— способствовать развитию сенсорной чувствительности, восприятия цвета, формы, фактуры;

— способствовать развитию нравственных, патриотических и эстетических качеств личности ребенка.

— воспитывать эстетическое восприятие народного промысла

— воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Ожидаемые результаты.

Активизация интереса к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Дети имеют  представления о народном промысле «Гжель», закреплены знания о разнообразии форм и методов работы гжельских мастеров. У дошкольников сформированы навыки проявления своих творческих способностей через разнообразные формы продуктивной деятельности, пополнен багаж знаний об особенностях росписи и изготовлении Гжели в целом.

В ходе реализации проекта была проведена предварительная работа:

  1. Беседа «Синее чудо Гжели».
  2. Чтение авторской сказки М. Бобровой «Нежно-голубое чудо», чтение легенд-сказок «Откуда в Гжели синий цвет».
  3. Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: «Знакомство с искусством гжельской росписи» (декоративное рисование) и т.д.
  4. Видео-экскурсия «Сказочное сияние русской Гжели», просмотр презентации «Гжельская роспись», просмотр художественных альбомов «Гжель».
  5. Слушание музыкальных произведений по тематике проекта (русские лирические мелодии «Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»;       песни современных авторов П. Синявский «Незабудковая гжель», З. Я. Роот  «Гжель» и др.).

Работа с родителями по проекту:

  1. Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника».

2.Консультация для родителей «Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника».

3. Выставка детских рисунков гжельской росписи.

4.Помощь родителей в создании выставки «Экспонаты гжельской росписи».

5. Разучивание стихов с детьми.

6. Посещение с детьми «Культурно-выставочного центра Русского музея» (выставка «Художественные промыслы России», мероприятие с мастер-классом «Чудо-гжель»).

Результатом реализации проекта стало повышение эффективности процесса обучения, активизация познавательной деятельности детей, гармонизация детско-родительских отношений, повышение педагогической культуры родителей.

Таким образом, тема декоративно — прикладного искусства «Гжель» в детском саду очень интересна, многогранна и достаточно актуальна. Она помогает развивать не только творческую личность в подрастающем поколении, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Литература:

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. — СПб.: 2006, № 2 — 20 с.

Васильева М. А. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. — М.: Издательский дом Карапуз, 2008. — 10 с.

Сурьянинова Н.С. «Синие цветы гжели». — М.: Малыш, 1986. — 14 с. цв. ил.

Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно — прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста) — М : Скрипторий, 2003.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.