Методическая разработка
«Использование различных видов музыкальной деятельности
в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Ирина Геннадьевна Сурина,
музыкальный руководитель МБДОУ №28,
г. Тамбов
Человек постоянно стремится к сохранению здоровья, физической силы, психической и психологической устойчивости, а также творческой активности. Историю человечества традиционно связывают с поиском результативных путей к здоровой, полноценной жизни. Многоплановое влияние музыки на жизнь и здоровье ребёнка, свидетельствует об уникальных возможностях музыкального искусства. И музыка действительно помогает, возвращая жизненные силы и душевное равновесие в нужный момент.
Обогащение духовного мира ребенка, его творческого потенциала, созидательного доброго отношения к себе и окружающим — это неиссякаемые источники укрепления его здоровья, как физического, так и духовного.
Это наиболее актуально, если ребенок с ОВЗ, ведь особенный малыш начинает испытывать чувство принадлежности к обществу, ощущение нужности, он получает возможность испытывать некое самовыражение, формируется и развивается его личность.
Истоки музыкального искусства лежат в самой его природе. Вполне возможно, музыка и была создана для того, чтобы не только приносить ребёнку эстетические радости, но и помогать ему, защищать его от всего того, что мешает нормально развиваться.
В основе чего лежит секрет музыкального искусства?
Кроме общепринятых влияний, следует упомянуть его уникальную способность формировать совершенно особенное психоэнергетическое поле, которое транслирует положительную энергетику великих композиторов слушателям и зрителям. Такая энергетика характеризуется множественностью воздействия: в зависимости от творения она может помогать исцелению детской души, стимуляции интеллекта, а также оказывать психологическую помощь, вселять надежду и способствовать укреплению уверенности в себе.
Для
эффективной реализации задач эстетического воспитания ребенка, имеющего
особые образовательные потребности, необходимо решение четко построенной
системы задач в области обучения и развития. В соответствии с ФГОС посредством
музыкальной деятельности осуществляется удовлетворение особых образовательных
потребностей воспитанников с ОВЗ.
Применение дифференцированного подхода к детям, обеспечение интеграции
учебного материала с другими образовательными областями, вариативность структуры
и содержания занятий, использование педагогических методов и технологий,
адекватных имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающих различные
виды опор при усвоении материала (наглядной, словесной, звуковой,
тактильной), ведет к успешному процессу обучения и воспитания детей с ОВЗ.
В музыкальном воспитании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья во главу угла ставится процесс восприятия музыки, в ходе которого осуществляется решение эстетических и коррекционных задач. В ходе слушания музыки происходит обогащение эмоциональной сферы детей, расширение их кругозора, развитие речи и становление личности. Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.
Недавние исследования показали, что именно классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, она способствует развитию внимания, памяти, творческому воображению, развивает духовные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, что даёт положительное влияние на центральную нервную систему. Восприятие музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.
Дети с замедленным жизненным тонусом нуждаются в побуждающей музыке, которая бы ускоряла процессы возбуждения в коре головного мозга, для них характерны произведения, сочетающиеся с подвижным темпом («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», «Мужик на гармонике играет» П. Чайковского и др.).
Для гиперактивных детей рекомендуются спокойные музыкальные произведения умеренного темпа, снижающие возбужденное состояние коры головного мозга («У озера» А. Жилинского, «Чувство» М. Глинки, «Серенада» Ф. Шуберта и др.).
Детям с вегетативной дисфункцией, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния, требуется стабилизирующая музыка мягкого характера с акцентами, повторяющимися через определённые интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («В мечтах» Г.Пахульского, «Подснежник» П.И. Чайковского, Вальс ля-минор Ф.Шопена и др.)
Слушание музыки — это самостоятельный вид музыкальной деятельности. Одновременно оно является ведущим и лежит в основе других видов музыкально-художественной деятельности. В процессе восприятия дети учатся не только слушать и понимать музыку, но и чувствуют характер, настроение музыкального произведения, выражают свое отношение к ней посредством танцевального, песенного, изобразительного творчества. После прослушивания музыкальных произведений, дети импровизируют, воображают и передают свое отношение к музыкальному материалу. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к прекрасному, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Особое внимание следует уделить такому виду музыкальной деятельности, как пение, которое служит средством реабилитации детей с ОВЗ. Процесс обучения пению ребёнка с ОВЗ достаточно длительный, кропотливый и сложный, требующий интеллектуального напряжения и активной мыслительной деятельности, в результате чего формируется вокально-исполнительская культура, умение слушать музыкальное сопровождение. А самое главное при этом одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии.
Ещё один вид музыкальной деятельности, которому уделяется достаточно пристальное внимание при обучении детей с ОВЗ — это игра на детских музыкальных инструментах. Использование детских шумовых и музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:
- развитие концентрации внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для ансамблевого вступления и исполнения;
- формирование координации движений при игре на бубне, барабане, ложках, погремушках, маракасе, треугольнике и т. д.;
- развитие чувства ритма;
- формирование навыков работы в совместной детской деятельности.
Стоит отметить действенность и эффективность музыки, как средства в организации коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она способствует развитию психоэмоциональной устойчивости, настроя, повышает интерес к многообразию окружающей среды, позволяет ребенку познать своё «Я». Даёт уникальную возможность адаптироваться к современной жизни, полноценно существовать и взаимодействовать в нём.