Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
«Космический калейдоскоп»
для детей подготовительной к школе группе
Малыхина Наталья Владимировна,
воспитатель «МБДОУ № 38»,
г. Заполярный
Пояснительная записка
День космонавтики – важное событие в жизни нашей страны, и об этом должны знать дети. Очень важно привить чувство гордости и уважения к своей стране, осознания личной причастности к жизни Родины. Тема космоса всегда интересна детям, поэтому педагоги никогда не оставляют её без внимания.
Что дети всегда делают с удовольствием? Играют!
Интеллектуальная игра – одно из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, которые позволяют решить актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, познавательной активности, логического мышления, инициативности.
На пороге школьного обучения, интеллектуальное развитие дошкольника приобретает особую актуальность. Она (игра) – позволяет усовершенствовать работу педагога в рамках ФГОС, объединить усилия всех участников образовательного процесса в ДОУ (педагогов, родителей и детей.)
Методическая разработка, представляющая собой как дополнительное мероприятие к НОД и приуроченная к юбилейной дате Дня космонавтики, проводится среди воспитанников подготовительной к школе группе (6-7 лет) во вторую половину дня. Данный материал будет интересен и полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Положительным моментом является то, что игру «брейн-ринг» можно применять как итоговое мероприятие по любой лексической теме, подобрав соответствующий дидактический материал.
«Брейн-ринг» — интеллектуально-игровое развлечение, которое подходит как для детей старшего дошкольного возраста, так и для их родителей. Профориентированное мероприятие в форме «брейн-ринга» позволяет в соревновательной форме закрепить знания всех участников о космосе: о звездах и созвездиях, о планетах Солнечной системы, о героях-космонавтах; позволяет дошкольникам проявить эрудицию, интеллектуальные способности, учит диалогическому общению, развивает волевые качества. Таким образом, формирование познавательной деятельности через интеллектуальные игры, делает процесс воспитания и интеллектуального развития наиболее эффективным, динамичным и разнообразным.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания детей о космосе и космонавтах, Всемирного дня авиации и космонавтики.
Образовательные задачи:
— закрепить и расширить знания детей о космосе: о звездах и созвездиях, о планетах Солнечной системы;
— активизировать и обогащать словарь по теме «космос»;
— повысить интерес родителей к жизни детей в группе, к их интеллектуальному развитию
Развивающие задачи:
— развивать связную и диалогическую речь;
— формировать навыки образования и подбора родственных слов;
— развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление
Воспитательные задачи:
— формировать умение работать в коллективе, проявлять самостоятельность и инициативность;
— воспитывать уважительное отношение к профессии лётчика-космонавта;
— воспитывать чувство гордости за свою страну
Образовательная область «Познавательное развитие» является стержнем в интеллектуальной игре и интегрируется с другими ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Методы и приемы:
— объяснение и показ;
— дидактические и подвижные игры;
— стихи, загадки, считалки;
— пантомима;
— блиц-опрос;
— создание эмоционального настроя, ситуации успеха;
— награды и поощрения.
Предварительная работа:
— беседы с использованием презентаций:
«Что такое космос?», «Семья планет», «Каким он парнем был»;
— чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, знакомство с загадками и пословицами по теме «Космос»;
— тематические лексико-грамматические игры и упражнения.
План мероприятия:
1. Вступительное слово ведущих.
2. Приветствие команд.
3. Правила игры.
4. Раунд 1: разминка «Звездная дорожка».
5. Раунд 2: «Звезды и созвездия»
а) блиц-опрос;
б) карта-лабиринт
6. Физминутка.
7. Раунд 3: «Космическая узнавай-ка»
а) «Секретная коробка»;
б) «Загадка-пантомима»
8. Раунд 4: «Герои-космонавты»
а) блиц-опрос;
б) «Собери ракету;
в) игра с болельщиками – загадки
9. Подвижная игра-путаница со всеми участниками мероприятия.
10. Подведение итогов. Награждение.
Космический калейдоскоп
(продолжительность – 30-35 минут)
Под торжественную музыку входят ведущие.
Ведущий 1:
День необыкновенный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Ведущий 2:
Для умной игры собралась детвора,
Её начинать нам настала пора!
Под марш-песню космонавтов «Я верю, друзья» (О.Фельцман, В.Войнович) входят две команды игроков: команда девочек и команда мальчиков (в руках у капитанов объемные буквы «У» в образах девочки и мальчика для жюри)
Игроки (все вместе): тише едем, дальше будем, в «Брейн-ринг» играть мы будем!
Ведущий 1: как вы уже услышали, у нас сегодня «Брейн-ринг»
На экране появляется портрет Ю.А.Гагарина с датой первого полёта и названием праздника.
Дети начинают декламацию-перекличку стихов Н.Железковой, И.Левченко, В.Степанова
Сугробы тают,
И звенит капель –
По земле шагает
Весело апрель.
Чем же он так славен?
Чем всех удивил?
Тем, что наш Гагарин
Космос покорил!
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Его все по улыбке узнавали –
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
«Гагарин облетел наш шар земной!»
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал – российский, славный парень,
Гагарин – первый космонавт Земли!
Ведущий 2: с тех пор прошло много-много лет. Герой-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин навсегда останется в нашей памяти, как первый космонавт, покоривший космос. Его именем названы города, улицы и проспекты. 12 апреля, в честь совершенного полета, принято решение отмечать его как Всемирный день авиации и космонавтики.
Ведущий 1: готовясь к конкурсной игре, мы перечитали, перелистали, просмотрели много разных книжек про космос, выучили стихи, познакомились с загадками и пословицами. Надеюсь, что полученные знания пригодятся во время состязаний.
Ведущий 2: теперь предлагаю познакомиться с участниками сегодняшнего мероприятия поближе.
Капитаны, вам слово.
Капитан 1: к месту состязания команда «Умники»
Игроки (все вместе) – явились!
Капитан 1: наш девиз…
Игроки (все вместе) – умные и смелые, к знаниям рвёмся, чего хотим – того добьёмся. Капитан 2: к месту состязания команда «Умницы»
Игроки (все вместе) – явились!
Капитан 2: наш девиз…
Игроки (все вместе) – мы девчонки – просто класс, победи, попробуй нас!
Игрок 1: — мы соперникам желаем: не спешить, не торопиться, ведь недаром говорится…
Игрок 2: — капитанам наш совет…
Игроки (все вместе) – один за всех, все за одного
Игрок 3: — а жюри мы очень просим, чтоб правдиво нас судили
Игрок 4: — и победу, кто заслужит, объективно присудили
Игрок 5: — и к болельщикам есть просьба: поддерживайте нас, друзья! Очень метко сказано…
Игроки (все вместе) – друг друга поддерживать – победу одерживать!
А теперь представятся болельщики наших команд. Кто «болеет» за команду «Умницы», откликнитесь аплодисментами. Кто «болеет» за команду «Умники»… (аплодисменты).
Ведущий 1: настало время узнать состав жюри. Знакомьтесь:
(ведущий называет должность, имя, отчество, фамилию членов жюри)
Ведущий 2: символ победы в конкурсах…медальоны в соответствии с эмблемой команды: для девочек – с буквой «У» в образе девочки, для мальчиков – с буквой «У» в образе мальчика.
Капитаны ставят объемные буквы «У» на столы жюри.
Ведущий 1: Пока все медальоны у членов жюри, вы будете завоевывать их в честных поединках. Завоеванные медальоны будут вешаться на соответствующие объемные буквы.
Ведущий 2: У любой игры есть правила. Игра «брейн-ринг» не исключение.
Команда может начать обсуждение или дать ответ после того, как ведущий зачитает вопрос и скажет «Время» и даст звуковой сигнал (звук колокольчика). Время для обсуждения 1 минута. Право ответа принадлежит той команде, которая первая подаст сигнал – нажмет на кнопку настольной лампы. Это значит, что команда готова ответить. Отвечает капитан или один из участников команды. Если ответ готов до сигнала, можно включить лампу сразу. За каждый правильный ответ – 1 бал, а значит – один медальон. В случае неправильного ответа, право ответа переходит ко второй команде. Подсказки не допускаются. Нам предстоит сыграть 4 раунда.
Ведущая 1: раунд 1 – разминка «Звёздная дорожка»
Ведущая 2: давайте сыграем с вами в такую игру. На экране будут появляться картинки. К предложенным картинка вам необходимо подобрать похожие (родственные) слова. За каждое слово команда получит звёздочку. Выигрывает та команда, которая соберёт больше звёзд, у которой звёздная дорожка получится длиннее.
Чтобы определить, какая команда начнёт игру, вспомним считалку:
Космонавтами мы будем,
Нами пусть гордятся люди.
На ракетах серебристых
Полетим мы в небе чистом.
Ты не веришь? Выходи!
На ракеты погляди!
На экране поочередно появляются картинки: для команды девочек – луна, звезда; для команды мальчиков – космос, солнце.
Ведущий 2: Прошу, уважаемое жюри, подвести итоги первого раунда – разминки.
Члены жюри объявляют результат разминки, развешивают медальоны. В дальнейшем, после каждого раунда члены жюри подводят итоги, вешая медальоны на буквы.
Раунд 2 «Звёзды и созвездия»
Ведущая 1: каждый из нас видел в ночном небе маленькие светящие точки – звезды.
Внимание, вопрос! (ведущий задает ряд вопросов)
– Какую единственную звезду можно увидеть днем?
– Как называется звезда, за которой наблюдают полярники?
– Из какого ковша, не пьют, не едят, а только глядят?
— Чем отличаются звезды друг от друга?
Ведущий: теперь не вопрос, а игровые задания. Перед вами конверты – в них разноцветные звезды. Вы уже сказали, что звезды отличаются по температуре, цвету и яркости. Ваша задача – разложить звезды по температурному ряду в виде убывания.
«Время!»
(белые звезды – самые горячие, менее горячие звезды – голубые, далее – желтые звезды, и замыкают этот ряд – красные звезды.)
Ведущий 2: следующее задание – карта-лабиринт. По ней нужно проложить безопасный маршрут для полета. Слушайте внимательно инструкцию: следуя по этой карте, вы должны точно двигаться от звезды к звезде, придерживаясь только горизонтального или вертикального направления. Наискосок двигаться нельзя. Черные круги – это «черные дыры», которые могут расплющить корабль своим притяжением. К ним приближаться нельзя. У голубых звезд очень сильное, опасное излучение. К ним тоже приближаться нельзя. Давайте повторим, к каким кругам приближаться нельзя: к черным и голубым. Для прокладки маршрута у вас есть карандаши.
«Время!»
Ведущий 1 приглашает на физминутку.
Физминутка.
Мы пойдем на космодром, (шагают)
Дружно в ногу мы идем.
Ждет нас быстрая ракета (шагают, руки над головой)
Для полета на планету. Отправляемся на Марс, (руки в сторону)
Звезды неба, ждите нас…
Чтобы сильным стать и ловким,
Начинаем тренировку: (останавливаются и выполняют движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз, Вправо-влево наклонись,
Головою покрути и лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг, а теперь прыжками вот так.
Раунд 3 «Космическая узнавай-ка»
Ведущий 2: 1-ое задание – «Секретная коробка». У меня две коробки – красного и синего цвета. Чтобы определить, какой команде достанется одна из 2-х коробок с секретом, предлагаю капитанам тянуть жребий. Задача – выслушать загадку-описание и сказать, что в коробке.
В коробке красного цвета – телескоп, в коробке синего цвета – глобус.
— это замечательное устройство состоит из длинной трубы, внутри которой стекла и линзы. Достаточно взять её в руки, и посмотреть в отверстие (телескоп)
— на ноге стоит одной, крутит – вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус)
2-ое задание – «Загадка-пантомима» — конкурс капитанов.
Ведущий 1: Капитанам вновь придется тянуть жребий, чтобы узнать, какую загадку-пантомиму они будут показывать командам соперников. Задача – узнать не только то, что изобразил капитан соперников, но и вспомнить про это загадку.
— Когда ты в космосе, мой друг, творятся чудеса вокруг. Паришь ты – вот так новость, ведь это… (невесомость)
— Космонавт, проверив трос, что-то надевает, та одежда припасет, и тепло, и кислород (скафандр)
Раунд 3: «Планеты Солнечной системы»
Ведущий 2: Задание 1 – игра-считалка «По порядку все планеты» Аркадия Хайта. Я читаю считалку, не называя названия планеты, а вы находите предметные картинки с изображением планет и выкладываете их по порядку.
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз… (Меркурий),
2… (Венера),
3… (Земля),
4… Марс,
5… Юпитер,
6…Сатурн,
7… Уран,
За ним…(Нептун).
Он 8 идет по счету. А за ним уже, потом,
И 9 планета
Под названием… (Плутон).
Задание 2: — вопросы-тесты. Я буду задавать вопросы о планетах Солнечной системы, а вам необходимо выбрать правильный ответ из трех предложенных.
1. Почему планету назвали в честь древнего бога торговли Меркурия?
а) потому, что эта планета ближе всех находится к Солнцу.
б) потому, что эта планета самая большая.
в) Потому, что эта планета успевает обежать Солнце за земной год четыре раза.
2. Почему Венера выглядит на земном небосклоне ярким светилом?
а) потому, что её облака очень хорошо отражают солнечный свет.
б) потому, что планета Венера – самая красивая.
в) потому, что Венера успевает обойти Солнце за земной год два раза.
3. Землю называют «Голубой планетой», потому что…
а) …она успевает обойти Солнце за земной год один раз.
б) … большая часть планеты Земля покрыта водой.
в) … поверхность Земли затянута грозовыми тучами.
4. Почему Марс называют «Красной планетой»?
а) потому, что на его поверхности много красной краски.
б) потому, что поверхность Марса покрыта слоем ржавчины.
в) потому что поверхность Марса не видно с Земли из-за красных облаков.
5. Почему на планете Юпитер наблюдаются очень сильные ветры?
а) потому, что Юпитер вращается быстрее, чем любая другая планета Солнечной системы.
б) потому, что Юпитер очень большой.
в) потому, что на планету дует ветер со спутников.
6. Сатурн привлекает внимание астрономов тем, что…
а) …у него есть кольца и браслеты.
б) …у него есть бусы и сережки.
в) …окружающие его кольца самые красивые и заметные.
7. Уран стал известен тем, что…
а) …он является планетой-карликом.
б) …у него есть спутники.
в) …его обнаружили при помощи телескопа.
8. Почему Нептун называют планетой, открытой «на кончике пера»?
а) потому, что ее существование предсказали в своих расчетах ученые-математики.
б) потому, что запись об открытии Нептуна была сделана гусиным пером.
в) потому, что на планете Нептун обнаружили птиц.
9. Кто предложил название девятой планете?
а) космонавты.
б) президент.
в) Венеция – школьница из Англии
Раунд 4. «Герои-космонавты» (на экране появляются портреты известных летчиков-космонавтов)
Ведущий 1: «Внимание, вопросы!»
— Перед полетом Ю.Гагарина в космосе побывали животные. Что это за животные и как их звали? (Белка и Стрелка)
— Какое слово произнес Ю.А. Гагарин, когда взлетал? («Поехали!»)
Продолжительность полета первого космонавта? (1час 48 минут)
— Позывные полета первого космонавта? (Кедр)
— Как назывался космодром, с которого была запущена ракета с первым человеком на борту? (Байконур)
— Название поселка, где служил Ю.А.Гагарин у нас, на севере? (Корзуно)
— Первая женщина-космонавт? (В.Терешкова)
— Позывные В.Терешковой? (Чайка)
— Первый человек, вышедший в открытый космос? (А.А. Леонов)
— Первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос? (С.Е.Савицкая)
Ведущая 2: задание 2 – «Построй ракету». Для каждой команды разрезные детали от ракет, раздаю всем участникам каждой команды. Капитанам – схема сбора ракеты. Участники все вместе должны собрать ракету.
«Время!»
Ведущий следит за выполнением задания.
Ведущая 2: пока девочки и мальчики стараются справиться с таким трудным заданием, посоревнуемся и мы с вами, дорогие болельщики. Отгадаете загадки, поможете своим командам получить дополнительные баллы – медальоны. Сколько отгадок, столько и баллов, а значит – и медальонов.
«Отгадай загадку»
(ведущая загадывает загадки, помощник контролирует выполнение задания обеих команд)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, и необычайный.
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает (звезды)
Раскинулся ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни горох не собрать (звездное небо)
Крыльев нет, но эта птица,
Полетит и прилуниться (луноход)
Я лечу вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители смогли принимать телеканал (спутник)
В небе вы не замечали? Был он буквой «о» в начале.
Превратился в букву «с», а к утру совсем исчез (месяц)
Выше леса, выше гор расстилается ковер,
Он раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой (небо)
Объект есть во Вселенной – коварный, не простой,
Он звезды пожирает, как бутерброд и икрой.
Опасно незаметная и глазом не видна, такая темно-темная… (черная дыра)
Ведущий 1: наступил ответственный момент. Завершились все раунды. С какими же результатами подошли команды к финишу? Пожалуйста, уважаемое жюри, подведите итоги.
Ведущий 2: пока жюри подводит итоги, мы проверим вашу игровую энергию и космическую внимательность. Игра-путаница «Прыг-скок». Если я крикну: «Прыг», — то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзовётесь: «Скок». И, наоборот, если я крикну: «Скок!», — то вы, выполнив поскоки, отвечаете – «Прыг!». Запомнили? Начинаем!
Ведущий 1: предоставляем слово председателю жюри.
Председатель жюри объявляет результаты конкурсной игры, вручает призы и подарки: победителям – магниты «12 апреля – День космонавтики», призерам – раскраски «Космос», все дети награждаются сладкими призами.
Ведущий 2: всех-всех поздравляем!»
Все вместе: поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!
Оборудование:
1. Проект, ноутбук, экран, песочные часы (1 минута), колокольчик;
2. Настольные лампы, столы с красной и синей маркировкой
3. Пригласительные билеты для родителей;
4. Объемные буквы «У» в образе девочки и в образе мальчика; эмблемы и медальоны в соответствии объемных букв;
5. Карта-лабиринт, разрезные детали для ракет для каждой команды;
6. 2 коробки: красного и синего цвета (глобус, телескоп)
Литература:
1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т.А.Шорыгина, сот. М.Ю.Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
2. Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей / Н.А.Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 40 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
3.Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Вместе с детьми).
4. Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 56.
5. Космический взлет. ООО «Журнал «Детская энциклопедия», В.С.Поляков. № 4-2011.