Занятие по ознакомлению с окружающим
«Мир вокруг нас»
с детьми младшей группы
Горбунова Наталья Владимировна,
Степанова Любовь Геннадьевна,
воспитатели МБДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493»
Цель:
Используя ситуацию экспериментирования, познакомить детей со свойствами песка (сухой, сыпучий, мокрый, при взаимодействии с водой меняет свои свойства).
Задачи:
- Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
- Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
- Переводить действие экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
- Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
- Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах песка.
- Учить малыша выражать словами свои впечатления.
- Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
Материал к занятию:
- 2 стола, клеенка на столах;
- машина грузовик с песком;
- поднос для песка;
- лейка с водой;
- совочки (8-10 шт.);
- сито (8 — 10 шт.);
- мелкие игрушки (8-10 шт.);
- палочки для рисования (8-10 шт.);
- ведро с песком;
- ведро для атрибутов.
Ход занятия:
Под музыку в зал входит Лиса, за собой везет машину с песком и
поет потешку:
Лиса: Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела.
Подходит к детям.
Лиса: Здравствуйте, детки!
Дети: Здравствуйте!
Лиса: Давайте с вами познакомимся: я — Лисичка-сестричка. А вы кто?
Дети называют свои имена.
Лиса: Какие вы хорошие, красивые. И Валенька здесь, и Оленька, и
Женечка. А я не просто к вам пришла, смотрите, что у меня есть. Показывает машинку с песком.
Лиса: А я рыжая лисица,
Хитрить мастерица,
Я по лесу шла, Песочек нашла.
В кузовок набрала Да с собой принесла.
А вы играть с песком любите?
Дети: Да!
Лиса: Тогда…. Перевернем мы кузовок, Поиграем мы в песок.
Лиса высыпает песок. Приглашает детей подойти поближе,
раздает детям лопатки и ситечки.
Лиса: Ну вот, у каждого есть лопатка и сито. Начинаем играть, будем сыпать песок через сито.
(Показывает детям).
Дети пересыпают песок.
Лиса: Какой у нас песок?
Дети: Сухой (сыпучий).
Лиса: Хорошо ли песочек через сито сыплется?
Дети: Да!
Лиса: Почему?
Дети: Сухой (сыпучий).
Лиса: Выходит, сухой песок хорошо через сито сыплется. Ну что, мы все сыпем и сыпем… А смотрите, что у меня есть? Что это?
Показывает детям палочки.
Лиса: Рисовать умеете?
Дети: Да!
Лиса: Положите совочки и сито на стол. Будем рисовать палочками на песке.
Лиса раздает детям палочки, приговаривая:
Лиса: Дам каждому по палочке
По палочке- выручалочке, Вместе с вами поколдуем, На песке мы порисуем.
Лиса: А теперь смотрите, рисуем прямые и волнистые линии и у нас коврик получится. А теперь давайте вместе порисуем.
Дети рисуют, Лиса поощряет нерешительных детей.
Лиса: Что-то линии у нас не получаются. Наверное, что-то с песком. Интересно, почему? Дети, а вы знаете, почему линии рассыпаются?
Дети: Песок сухой, сыпется.
Лиса: Что бы нам с песком сделать, чтобы он не рассыпался?
Дети: Полить водой.
Лиса поливает песок водой, перемешивает.
Лиса: Какой стал песок?
Дети: Мокрый (темный, мягкий, сырой).
Лиса поощряет ответы детей.
Лиса: Почему песок стал мокрый?
Дети: Полили водой.
Лиса: Давайте посмотрим, будет ли сейчас песок через сито сыпаться?
Лиса насыпает песок в сито.
Лиса: Получается?
Дети: Нет.
Лиса: Сухой-то сыпался, а такой почему не сыплется?
Дети: Потому что мокрый.
Лиса: Значит, сухой песок через сито сыплется, а мокрый нет.
Лиса разравнивает песок совочком.
Лиса: Ребята, а что если мы попробуем на мокром песке порисовать?
Лиса показывает, объясняет, что рисуем прямые и волнистые
линии.
Дети рисуют вместе с Лисой.
Лиса: Ах-ах-ах, какой коврик красивый получается, какие вы умнички-разумнички. Ну что, ребятки, на мокром песке лучше рисовать, чем на сухом?