Конспект организованной образовательной деятельности
«Мыльные чудеса»
для детей с ЗПР 5-6 лет
Сафонова Елена Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 58,
г. Апатиты Мурманской обл.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: развитие критического мышления дошкольников через научно-исследовательскую деятельность.
Задачи ООД:
Образовательная область «познавательное развитие»
- Обогащать представления детей о свойствах мыла и его разновидностей. Уточнить знания о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
- Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
- Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей,
Образовательная область «речевое развитие»
- Развивать навыки речевого общения.
- Расширять словарный запас
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать культурно — гигиенические навыки.
Словарь: хозяйственное мыло, жидкое мыло, туалетное мыло.
Методы и приёмы организации ООД:
Практические: составление алгоритма мытья рук, опытно-экспериментальная деятельность
Словесные: беседа, вопросы, подсказ, обобщение воспитателя
Наглядные: демонстрация мыла, карточки –схемы.
Игровые: сюрпризный момент
Индивидуальная работа: внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать; на протяжении совместной деятельности активизировать малоактивных детей.
Материалы и инструменты: емкости с теплой водой, салфетки для рук на каждого ребенка, ложки, стаканчики с водой, палочки для мыльных пузырей, карточки с алгоритмом мытья рук, конверт с письмом, фонарик, послания, схемы опытов, сундук с мылом разного цвета и разных форм, жидкое мыло, перец, халаты для детей, взрослый халат, коробка с изображением микроба убегающего от мыла.
Место проведения: группа.
Ход образовательной деятельности:
Доброе утро! Ребята, сегодня нам принесли письмо, давайте его прочитаем. (Уважаемые дети приглашаю вас в научную лабораторию. Ваш друг, профессор Чудаков).
-Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? Лаборатория это место, где учёные что-то исследуют. Хотите, отправится в лабораторию? В лабораторию нельзя входить в обычной одежде потому, что эксперимент, не получиться из-за микробов, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю надеть защитные халаты. (Дети одевают халаты)
— Ребята, все сотрудники должны соблюдать ряд правил:
На столах ничего не трогать без разрешения.
Пробовать на вкус запрещено.
Бережно обращаться с оборудованием.
Соблюдать тишину.
Не мешать работать другим.
Заходим в лабораторию. В ней ни кого нет, но на столе лежит белый лист бумаги, фонарик и послание от профессора Чудакова. «Дорогие дети. У Симки и Нолика случилась беда! Я отправился их спасать, а для вас я оставил зашифрованное послание. Следуя моим подсказкам, вы узнаете много интересного!»
(Дети ищут и находят сундук, но он закрыт замком)
— Чтобы открыть замок надо ответить на вопрос.
— С чем нужно мыть руки, что бы они были чистыми?
Ответы детей.
Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть. (В сундуке находятся кусочки мыла, разного цвета и запаха)
— Действительно, ребята, здесь мыло. Я предлагаю отнести сундук к столу и рассмотреть мыло. Давайте сядем вокруг стола, чтоб всем было видно.
Рассматриваем мыло.
— Какое мыло бывает по форме? (дети называют форму мыла.)
— Это мыло, каким цветом? А это каким? (красное, зеленое)
— Какое мыло бывает по размеру? (маленькое, большое)
— Как вы думаете, мыло имеет запах?(ответы детей)
— Чем пахнет твое мыло?
— Молодцы! Ребята, тут еще и бутылочка с жидкостью есть. Как вы думаете, что это? (показываю жидкое мыло)
— А почему оно в емкости? (ответ детей)
— А для чего оно нужно? (мыть руки, лицо)
— Разве нельзя помыть руки обычной водой? (ответы детей).
— Ребята мыло, которым люди моют руки и лицо называется туалетным, оно бывает твердым и жидким.
— А вот это хозяйственное мыло, для стирки белья и мытья посуды. Понюхайте его, не очень приятно пахнет, да? За то оно очень хорошо убирает грязь и уничтожает микробы.
— Давайте теперь потрогаем мыло, какое оно на ощупь? (Мыло твердое, гладкое)
Вывод: Молодцы ребята, мы с вами сейчас узнали, что мыло бывает для мытья рук, для стирки белья, а еще оно может быть жидкое и твердое.
В конце сундука послание «Ребята умеете ли вы мыть руки? Я приготовил для вас карточки, разложите их в правильной последовательности». «Вы справились с этим заданием, по этому я вам предлагаю узнать секреты мыла, идите по стрелочкам и следуйте моим инструкциям».
Дети подходят к столу.
Опыт 1
— Что вы видите на столе? (ответы)
— Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)
— Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду. Давайте проверим это.
— Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое)
Вывод: в воде мыло становится скользким и мокрым, а вода становиться мутной.
Идем дальше.
Опыт 2 «Пугливые перчинки»
Подходим к следующему столу. На нем стоит коробка с изображением микроба убегающего от мыла. Вместе с детьми открываю коробку, и следуем инструкции по карточке.
Вывод: грязь бояться мыла.
Подходим к мольберту
Опыт 3
Ребята, как вы думаете, что хотел сказать профессор Чудаков приведя нас сюда, ведь на мольберте пишут или рисуют мелом или красками. А здесь только маленькие кусочки мыла… – Попробуйте им начертить линию. (Дети рисуют на ткани мылом)
Вывод: можно рисовать мылом.
— И с этим заданием мы справились. Мы уже так много узнали о мыле.
Подходим к следующему столу. Читаю послание. «А сейчас вы узнаете, как из жидкого мыла приготовить мыльные пузыри». Дети вместе с воспитателем выполняют работу, опираясь на схему. Давайте проверим, получились ли у нас пузыри. Запускаем мыльные пузыри.
Ребята, у меня осталось последнее послание. Послушайте его. « Ребята вы молодцы! Выполнили все мои задания! До скорой встречи! Профессор Чудаков».
На этом наше путешествие по лаборатории заканчивается. Нам пора возвращаться в группу. Снимаем халаты, возвращаемся в группу.
Итог занятия
— Ребята, где вы побывали сегодня? (ответы детей)
— Скажите, что вам понравилось больше всего?
— ребята, вы сегодня побыли в лаборатории. Узнали много интересного о мыле. Самостоятельно провели опыты с мылом, научились делать мыльные пузыри.