Конспект прогулки в подготовительной группе с детьми с нарушением зрения
«Наблюдение за листопадом»
Тюкалова Нурия Наримановна,
воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 82
Программное содержание:
знакомить с осенним явлением природы — листопадом;
показать значение листопада для жизни растений и животных зимой;
формировать любознательность и умение наблюдать;
закрепить название деревьев, их особенности;
побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей и заключений;
развивать речь детей, обогащать речь прилагательными, глаголами, наречиями;
развивать глазодвигательные, цветолразличительные функции глаза, ориентировку в макро и микроплоскости;
развивать мелкую и крупную моторику;
воспитывать эстетические чувства, любовь к природе
Ход прогулки:
Дети и воспитатель выходят на прогулку и обращают внимание на окружающую природу и состояние погоды.
-Какое сейчас время года?
-По каким признакам вы догадались, что осень?
-Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу?
Вот как описывает Иван Бунин осенний лес в своем стихотворении
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
-Но красота осенней природы недолговечна, наступает время когда деревья сбрасывают свой наряд.
-Как называется это явление? (листопад)
-Ребята, кто хочет прочитать стихотворение про листопад, которое мы с вами учили?
Чтение детьми стихотворения.
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.
А. Рябинка
-Кто может рассказать почему деревья сбрасывают листья осенью?
Выслушиваю и дополняю ответы детей.
-Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными. Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.
Листопад — это приспособление растений к пониженному испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли от недостатка влаги.
Предлагаю детям провести эксперимент «Отпечатки листьев».
-Давайте, ребята возьмем зеленый и желтый лист с дерева, потрем их между листами белой бумаги. От зеленого листа остаются отпечатки, от желтого никаких следов нет. Объясняю детям, что в зелёных листьях есть вещество — хлорофилл, которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой. В жёлтых листьях хлорофилла нет, значит, опавший лист неживой, – отпечатков нет.
-Какие деревья называют вечно зелеными? Назовите их.
Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным.
-Как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?
-А теперь, давайте поиграем в игру Листопад.
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят»
Кружатся красивые желтые листочки
Кружатся красивые красные листочки!
Сели! Уселись и замерли
Прилетел легкий ветерок
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок! И вновь медленно на землю опускаются то желтые листочки, то красные.
Дети выполняют движение, в соответствии с текстом.
-Молодцы. А теперь мы с вами поиграем игру «Как называется лист по –другому»
Лист березы – березовый
Лист дуба – дубовый
Лист липы – липовый
Лист клена – кленовый
Лист тополя – тополиный
Лист осины – осиновый
Лист рябиный — рябиновый
— Ребята, предлагаю вам нарисовать листья палочкой на песке. Как вы думаете, на каком песке получится более четкий рисунок на мокром или на сухом? Рисуем на мокром и на сухом песке. Подтверждаем свой эсперимент выводом: на мокром песке рисунок ярче, четче, виднее. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
— А теперь предлагаю пройти и послушать, как шуршат листья. Как вы думаете, почему это происходит? Делаем вывод: новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Проверяем: поливаем листья водой из лейки , они намокают и перетают шуршать.
— Ребята, давайте собирем листья на память и изготовим в группе гербарий. Проводится эстафета «Собери букет из листьев.
-Собирать листья мы будем на скорость и на время, преодолевая препятствия. Делимся на команды. Каждый участник команда, выполняет прыжки на из обруча в обруч. И приносит лист команде. По истечении времени подсчитываем листья в каждом букете.
Трудовая деятельность.
-А теперь предлагаю потрудиться, помочь дворнику и убрать опавшие листья с участка. Как вы думаете, зачем это нужно делать? Выслушиваю мнения детей. Делаем вывод: в опавших листья заводиться много вредных насекомых, весной это мешает прорастать молодой траве.
— Предлагаю украсить нашу веранду гирляндой из листьев. Приклеим липкую ленту , а на нее будем приклеивать листья. Проводится индивидуальная работа. -Даниил наклеивает листья желтого цвета, Лев оранжевого цвета, Катя красного цвета.
-Ребята, о каком явлении в природе мы с вами вели разговор на прогулке. Какие знания для вас стали новыми? Что вы уже знали? Что вас удивило? Что вам понравилось делать? Давайте, на память о нашей прогулке и об осени, принесем в группу листья и изготовим гербарий.