Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Наблюдение за листопадом | ДЕТСТВО-ГИД

Наблюдение за листопадом

Конспект прогулки в подготовительной группе с детьми с нарушением зрения

«Наблюдение за листопадом»

Тюкалова Нурия Наримановна,

воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 82

Программное содержание:

 знакомить с осенним явлением природы — листопадом;

показать значение листопада для жизни растений и животных зимой;

формировать любознательность и умение наблюдать;

закрепить название деревьев, их особенности;

побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей и заключений;

развивать речь детей, обогащать речь прилагательными, глаголами, наречиями;

развивать глазодвигательные, цветолразличительные функции глаза, ориентировку в макро и микроплоскости;

развивать мелкую и крупную моторику;

воспитывать эстетические чувства, любовь к природе 

Ход прогулки:

Дети и воспитатель выходят на прогулку и обращают внимание на окружающую природу и состояние погоды.

-Какое сейчас время года?

-По каким признакам вы догадались, что осень?

-Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу?

Вот как описывает Иван Бунин осенний лес в своем стихотворении

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

-Но красота осенней природы недолговечна, наступает время когда деревья сбрасывают свой  наряд.

-Как называется это явление? (листопад)

-Ребята, кто хочет прочитать стихотворение про листопад, которое мы с вами учили?

Чтение детьми стихотворения.

Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.

А. Рябинка

-Кто может рассказать почему деревья сбрасывают листья осенью?

Выслушиваю и дополняю ответы  детей.

-Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными. Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.

Листопад — это приспособление растений к пониженному испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли от недостатка влаги.

Предлагаю детям провести эксперимент «Отпечатки листьев».

-Давайте, ребята возьмем зеленый и желтый лист с дерева, потрем их между листами белой бумаги. От зеленого листа остаются отпечатки, от желтого никаких следов нет. Объясняю детям, что  в зелёных листьях есть вещество — хлорофилл,  которое вырабатывается в листьях только летом, когда лист живой. В  жёлтых листьях хлорофилла  нет, значит, опавший лист  неживой, – отпечатков нет.

-Какие деревья называют вечно зелеными? Назовите их.

Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным.

-Как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?

-А теперь, давайте поиграем в игру Листопад.

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят»

Кружатся красивые желтые листочки

Кружатся красивые красные листочки!

Сели! Уселись и замерли

Прилетел легкий ветерок

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны

Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок! И вновь медленно на землю опускаются то желтые листочки, то красные.

Дети выполняют движение, в соответствии с текстом.

 -Молодцы. А теперь мы с вами поиграем игру «Как называется лист по –другому»

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист липы – липовый

Лист клена – кленовый

Лист тополя – тополиный

Лист осины – осиновый

Лист рябиный — рябиновый

— Ребята, предлагаю вам нарисовать листья палочкой на песке. Как вы думаете, на каком песке получится более четкий рисунок на мокром или на сухом? Рисуем на мокром и на сухом песке. Подтверждаем свой эсперимент выводом:  на мокром песке рисунок ярче, четче, виднее.  Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.

— А теперь предлагаю пройти и послушать, как шуршат листья. Как вы думаете, почему это происходит? Делаем вывод: новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Проверяем: поливаем листья  водой из лейки , они намокают и перетают шуршать.

— Ребята, давайте собирем листья на память и изготовим в группе гербарий. Проводится эстафета «Собери букет из листьев.

-Собирать листья мы будем на скорость и на время, преодолевая препятствия. Делимся на команды. Каждый участник команда, выполняет прыжки на из обруча в обруч. И приносит лист команде. По истечении времени подсчитываем листья в каждом букете.

Трудовая деятельность.

-А теперь предлагаю потрудиться, помочь дворнику и убрать опавшие листья с участка. Как вы думаете, зачем это нужно делать? Выслушиваю мнения детей. Делаем вывод: в опавших листья заводиться много вредных насекомых, весной это мешает прорастать молодой траве.

— Предлагаю украсить нашу веранду гирляндой из листьев. Приклеим липкую ленту , а на нее будем приклеивать листья. Проводится  индивидуальная работа. -Даниил наклеивает листья желтого цвета, Лев оранжевого цвета, Катя красного цвета.

-Ребята, о каком явлении в природе мы с вами вели разговор на прогулке. Какие знания для вас стали новыми? Что вы уже знали? Что вас удивило? Что вам понравилось делать? Давайте, на память о нашей прогулке и об осени, принесем  в группу листья и изготовим гербарий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.