Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Использование интерактивных приемов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников | ДЕТСТВО-ГИД

Использование интерактивных приемов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Сценарий семинара-практикума

«Использование интерактивных приемов в работе   по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Кирюхина Александра Олеговна,

старший воспитатель МБДОУ детский сад №1,

 г. Павлово Нижегородской обл.

Когда ребёнок дошкольного возраста

спокойно сидит на стульчике, смотрит на Вас

и просто слушает – он не учится

Теоретическая часть

На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются такие методы, как совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную деятельность.

В дополнение к  традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка. 

Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод — способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act- действовать) «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога  обучающихся между собой и педагогом.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

  1. Индивидуаљная (каждый участник выполняет задание самостоятельно).
  2. Парная (задание выполняется в паре).
  3. Групповая (задание выполняется в подгруппах).
  4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
  5. Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).

Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

  • Микрофон;
  • Хоровод;
  • Моделирование проблемной ситуации;
  • «За» и «против»;
  • «А что было бы, если бы…»;
  • Реклама;
  • Интерактивные и ролевые игры;
  • Дискуссии;
  • Синтез идей;
  • Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций);
  • «Мозговой штурм»;
  • Ассоциативный цветок;
  • «Дерево решений»;
  • Метод проектов;
  • Метод ассоциаций и другие

Интерактивные приемы имеют ряд особенностей:

  • Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
  • Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  • Наличие ясной, конкретной цели.
  • Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который сами определяют.
  • Групповая рефлексия.
  • Подведение итогов.

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками, на это есть некоторые причины:

  • Привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других.
  • Недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их.
  • Дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то).
  • Опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой.
  • Склонность к чрезмерной критике.
  • Неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям.

Практическая часть

Коллеги, сегодня мы с Вами на практике попробуем применить интерактивные методы в работе  по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников.

1 задание «Перечислите задачи образовательной деятельности в области   формирования  основ гражданственности и патриотизма в младшей, средней, старшей, подготовительной группах»

(форма организации – групповая, метод – «Синтез идей»)

Педагоги делятся на 4 группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа). Каждая группа выполняет своё задание на отдельном листе. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свой ответ с учетом дополнений коллег.

2 задание «Создаем макет «Родина моя одна»

(форма организации – планетарная, метод – «Ассоциативный цветок»)

Коллеги, у каждого города, страны есть официальные символы: флаг, герб, гимн. Но кроме них  существуют неофициальные, увидев которые мы сразу поймем о каком городе, стране идет речь. Предлагаю в группах выполнить следующее задание – запишите или зарисуйте в форме цветка символы России, которые вы считаете наиболее значимыми и важными для нашей страны. После выполнения задания, каждая группа презентует свой вариант, мы обсудим, выберем лучшие идеи и создадим общий макет «Родина моя одна».

3 задание «Интерактивные приемы в  работе с детьми»

(форма организации – коллективная, метод – «Мозговой штурм»)

Коллеги, предлагаю подумать и назвать приемы, которые можно использовать в  работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.  Педагоги предлагают свои варианты.

Рефлексия

(форма организации – индивидуальная, метод – «За и против»)

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, воспользоваться методом интерактивной технологии «За и против» и рассказать, почему вам сегодняшний  семинар-практикум понравился и почему не понравился.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.