Сценарий семинара-практикума
«Использование интерактивных приемов в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Кирюхина Александра Олеговна,
старший воспитатель МБДОУ детский сад №1,
г. Павлово Нижегородской обл.
Когда ребёнок дошкольного возраста
спокойно сидит на стульчике, смотрит на Вас
и просто слушает – он не учится
Теоретическая часть
На современном этапе актуальное значение приобретают поиски эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, стимулирующих их разностороннее развитие.
Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности. На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются такие методы, как совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную деятельность.
В дополнение к традиционным методам приходят активные и интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка.
Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод — способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act- действовать) «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога обучающихся между собой и педагогом.
Формы организации интерактивного взаимодействия:
- Индивидуаљная (каждый участник выполняет задание самостоятельно).
- Парная (задание выполняется в паре).
- Групповая (задание выполняется в подгруппах).
- Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
- Планетарная (группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем озвучивает свой вариант проекта; после того выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект).
Что же представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:
- Микрофон;
- Хоровод;
- Моделирование проблемной ситуации;
- «За» и «против»;
- «А что было бы, если бы…»;
- Реклама;
- Интерактивные и ролевые игры;
- Дискуссии;
- Синтез идей;
- Кейс-метод (анализ конкретных, практических ситуаций);
- «Мозговой штурм»;
- Ассоциативный цветок;
- «Дерево решений»;
- Метод проектов;
- Метод ассоциаций и другие
Интерактивные приемы имеют ряд особенностей:
- Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
- Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
- Наличие ясной, конкретной цели.
- Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который сами определяют.
- Групповая рефлексия.
- Подведение итогов.
К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками, на это есть некоторые причины:
- Привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других.
- Недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их.
- Дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то).
- Опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой.
- Склонность к чрезмерной критике.
- Неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям.
Практическая часть
Коллеги, сегодня мы с Вами на практике попробуем применить интерактивные методы в работе по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников.
1 задание «Перечислите задачи образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма в младшей, средней, старшей, подготовительной группах»
(форма организации – групповая, метод – «Синтез идей»)
Педагоги делятся на 4 группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа). Каждая группа выполняет своё задание на отдельном листе. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свой ответ с учетом дополнений коллег.
2 задание «Создаем макет «Родина моя одна»
(форма организации – планетарная, метод – «Ассоциативный цветок»)
Коллеги, у каждого города, страны есть официальные символы: флаг, герб, гимн. Но кроме них существуют неофициальные, увидев которые мы сразу поймем о каком городе, стране идет речь. Предлагаю в группах выполнить следующее задание – запишите или зарисуйте в форме цветка символы России, которые вы считаете наиболее значимыми и важными для нашей страны. После выполнения задания, каждая группа презентует свой вариант, мы обсудим, выберем лучшие идеи и создадим общий макет «Родина моя одна».
3 задание «Интерактивные приемы в работе с детьми»
(форма организации – коллективная, метод – «Мозговой штурм»)
Коллеги, предлагаю подумать и назвать приемы, которые можно использовать в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Педагоги предлагают свои варианты.
Рефлексия
(форма организации – индивидуальная, метод – «За и против»)
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, воспользоваться методом интерактивной технологии «За и против» и рассказать, почему вам сегодняшний семинар-практикум понравился и почему не понравился.