Конспект итогового мероприятия с элементами театрализации по теме:
«Наш северный край»
для детей младшей группы
Ушакова Екатерина Владимировна,
воспитатель МБДОУ №13,
н.п. Спутник Мурманской обл.
Цель: создание условий для коммуникативного общения детей, основанного на понимании и усвоении ими символов малой родины, воспетых в северных сказках и направленных на воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка посредством элементов театрализованной деятельности.
Задачи:
1.закреплять и углублять знания детей о символах малой родины – северного края, правильно называть героев северных сказок, определять их признаки;
2. развивать навыки общения и речевые умения детей, инициативу и познавательную активность;
3. воспитывать умение слушать взрослого и других детей, доброжелательность и отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, способствующие решению поставленных задач.
Предварительная работа:
· чтение северных сказок: «Оленёнок», «Как Оленёнок друга нашел»;
· знакомство с легендой о северном сиянии;
· просмотр презентации о северных ягодах;
· аудио прослушивание рассказа Ю. Коваля «Морошка»;
· беседы по прочитанным произведениям;
· рассматривание книг и буклетов о природе севера;
· индивидуальная театральная деятельность с детьми;
· групповая жестовая игра «Олени».
Материалы и оборудование:
. для образа Хранительницы северного края: корзина с книгами и раскрасками, накидка;
· для образа Оленёнка: костюм/шапочка оленя, рожки;
· для девочек-ягодок: шапочки/маски с изображением черники, морошки, брусники и клюквы; аудиозапись песни «Ягодка-Морошка»;
· для образа Северного сияния: маска Сияние, разноцветные ленточки, корзинка с разноцветными султанчиками, аудиозапись для танца «Северное сияние»;
· интерактивная доска/ТV, флэш-накопитель, аудиозаписи: шум ветра, хруст снега, звон бубенцов, звук бубна, корзина с разноцветными мячиками для игры, детские ведерки синего, желтого и красного цвета; раскраски.
Словарная работа:
Северный край, Мурманск, тундра, северный олень, оленёнок, мох, звонкие копытца, тонкие шеи, северные ягоды, черника, брусника, морошка, клюква, сезон ягод, северное (полярное) сияние.
Методы и приемы:
-наглядный (слайды презентации, книги, ленты (султанчики), маски/костюмы);
-словесный (художественное слово, вопросы, пояснения, загадки);
-игровые (элементы театрализации, речевые ситуации с Оленёнком, Девочками-ягодками, Северным сиянием, подвижная игра с шариками, жестовая игра).
Ожидаемые результаты: развитие у детей навыков социально-коммуникативного общения, речевых умений, навыков театральной деятельности; обогащение лексического запаса детей по теме «Наш северный край»; формирование положительного эмоционального фона занятия, способствующего воспитанию культуры поведения каждого ребенка; проявление детской инициативы.
Ход занятия:
- Актуализация темы
Воспитатель в образе Хранительницы Северного края с корзиной в руках заходит к ребятам в зал под звуки северного ветра и хруст снега.
Хранительница (загадочным голосом): Здравствуйте, ребята! Я — Хранительница Северного края.
(Слайд1. Приложение 1: природа Мурманского края: сопки, реки, водопады, северное сияние и др.)
-Мой Северный край у холодного моря
Прекрасней его не найти!
И Мурманска дали в бескрайних просторах
Для сердца родные пути.
(Присаживается или встает рядом с детьми)
-Я хожу по северным просторам, наблюдаю за животными и птицами, любуюсь красотой озер и рек, охраняю природу и знаю много тайн и историй про нашу холодную землю. И вот недавно ветер нашептал мне на ушко, что в поселке Спутник есть детский сад, где ребята слушают сказки севера и знают о животных и растениях Мурманской области. А еще ветерок сообщил, что ребята подготовили небольшой сюжет о северных героях.
Вы можете мне подсказать, где я могу найти этих замечательных ребят? (Ответы детей). Это не вы, случайно? (Ответы детей)
-Разрешите мне немного погостить у вас и поиграть с вами?
(Ответы детей). Спасибо!
— Я пришла к вам не с пустыми руками. А принесла я разные книги со сказками севера.
-А у вас есть любимые северные сказки? (ответы детей)
— Какие сказки вам запомнились? Какой герой вам понравился больше всего?
(Ответы детей).
-У меня тоже есть любимая книжка и любимый герой северных сказок (показываю детям книгу со сказками севера). Угадайте, кто это?
— Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Ягель, мох, кору жуёт
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
(Ответы детей )
(Слайд2. Приложение 2: северный олень)
-А сейчас я бы очень хотела поиграть с героями северных сказок! А вы, ребята? (Ответы детей). Тогда начинаем!
— Мой смелый и умный Оленёнок,
Раз, два, три, к нам прискачи!
(Звон бубенцов. Выходит ребенок в костюме\маске Оленёнка)
2.Символы северного края:
2.1. Оленёнок:
Всех приветствую, друзья!
Прискакал из тундры я!
Хранительница: Как я рада тебе, друг!
(Обращается к детям)
-Дети станем дружно в круг,
Чтоб с Оленёнком поиграть,
Весело потанцевать!
-Оленёнок, ты покажешь ребятам, как резвятся на просторе маленькие оленята? (можно раздать ребятам рожки)
Жестовая игра «Олени»:
Хранительница: Кто вы, дети?
Дети: Мы олени (поднимают скрещенные руки над головой)
Хранительница: Сильные у вас колени?
Дети: Да! (приседают, повторяя за Оленёнком)
Хранительница: А копытца какие?
Дети: Звонкие! (топают ножками)
Хранительница: А шейки какие?
Дети: Тонкие! (тянут шейки кверху).
Хранительница: К солнышку потянулись
И друг другу улыбнулись!
(Дети выполняют упражнение)
Хранительница: Оленёнок, ты долго шёл по тундре к своему стаду. Еду под снегом найти смог?
Оленёнок: Да, под снегом вкусный мох
И лишайник, и морошка…
Я для вас припас немножко.
Хранительница: Какой ты молодец, Олененок!
2.2. Морошка
(Под детскую песню (1 куплет) «Ягодка-Морошка» появляется девочка в костюме/маске Морошки)
Хранительница: Вот так гостья! Ты откуда?
(обращается к детям) Приготовьтесь: снова чудо!
Морошка: Кто я? Вы меня узнали?
Хранительница: Тебя не сразу угадали!
Морошка: Я похожа на малину и расту в самой низине
Я как желтая брошка, ягодка…..(морошка)
(Слайд3. Приложение3: ягода морошка)
Морошка: А теперь моих подружек угадайте. Правильно их называйте!
(Поочередно выходят девочки-ягодки, они становятся рядом с Морошкой)
Девочка 1.Вы меня найдете и в лесу и на болоте.
Много тёмно синих бус кто-то уронил на куст (черника)
Ответы детей (слайд 4. Приложение 4: черника)
Девочка 2. Я ягодка красная и кислая
На болоте повисла (клюква)
Ответы детей. (слайд 5. Приложение 5: клюква)
Девочка 3.У меня листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки —
Не выше кочки. (брусника)
Ответы детей. (слайд 6. Приложение 6: брусника)
Хранительница: Видишь, Морошка, никого мы не забыли! А ещё пусть дети знают, когда ягода поспевает. Летом, с июля в нашем северном крае начинается ягодный сезон. Яркие бусины ягод рассыпаны на зелёных кочках тундры. Это очень красиво! Кстати, северные олени очень любят лакомиться ими. (слайд7 . Приложение 7)
Хранительница: Кто хочет со мной поиграть в игру «Собери ягоды»?
(Ответы детей)
(По залу разбрасываются разноцветные шарики-«ягодки», а ребята должны собрать их в ведерки по цветам: красные, синие, желтые)
2.3. Северное сияние
Хранительница: Ребята, а вы знали, что именно в конце лета северное небо Мурманской области начинает дарить людям настоящую сказку? Кто мне подскажет: какую?
(Если ребята затрудняются ответить, то можно загадать загадку):
Как красивы полюса!
Здесь сверкают небеса,
Зеленым, синим, красным-
Выглядит прекрасно!
Хранительница: Конечно, это северное сияние. Настоящее волшебство…
(Слышится бой бубна, выходит ребенок в образе северного сияния (или в маске, с разноцветными ленточками и султанчиками)
Хранительница: Кто ты, гость дорогой?
Нарядный такой?
Ребенок-сияние: Я северное сияние, только еще маленькое — летнее.
Хранительница: Трудно, наверно, тебе на небе зажигать огни?
Ребенок-сияние: Да!
Хранительница: Ребята, как мы можем помочь нашему Сиянию засеять еще ярче? Посмотрите, Сияние может поделиться с вами своими лучиками-ленточками (султанчиками)!
(Ответы детей). (Все предложения детей нужно реализовать)
Хранительница: А я очень хочу потанцевать с яркими лучиками, чтобы весь зал засверкал разноцветными переливами. Кто со мной?
(звучит песня «Северное сияние», сл. Т.Васнецова, муз.И.Ярмак)
(кто хочет кружится, танцует, повторяют движения за Хранительницей)
Хранительница: Сколько стало много света!
Почему? Настало лето?
Дети: Нет!
Хранительница: Я поняла, что случилось! Это Сияние с ребятами подружилось! Ребята, предлагаю вам посмотреть на это прекрасное явление северного края.
Слайд 8. Включить видеоролик с Северным сиянием на 20- 30 сек.
3. Рефлексия
Хранительница: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях! Спасибо за ваше гостеприимство. Вы такие замечательные: весёлые, умные, дружные!
Расскажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось больше всего? Какие герои к вам сегодня приходили? Какая игра вам запомнилась? Что вас порадовало, а может расстроило?
-Спасибо за ваши ответы.
4. Домашнее задание
Хранительница: Ребята, а еще я хочу вам подарить вот эти раскраски. (Приложение 9)
-Дома вы можете рассказать родителям о нашем мероприятии, в котором вы так активно принимали участие и вместе раскрасить рисунки. А завтра ваши работы вы можете поместить на выставку «Наш северный край» и их смогут посмотреть все гости вашей группы.
Хранительница: А мне пора возвращаться в свои владения. Спасибо вам! До новых встреч!