Наш северный край

Конспект итогового мероприятия с элементами театрализации по теме:

«Наш северный край»

для детей младшей группы

Ушакова Екатерина Владимировна,

воспитатель МБДОУ №13,

н.п. Спутник Мурманской обл.

Цель: создание условий для коммуникативного общения детей, основанного на понимании и усвоении ими символов малой родины, воспетых в северных сказках и направленных на воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка посредством элементов театрализованной деятельности.

Задачи:

1.закреплять и углублять знания детей о символах малой родины – северного края, правильно называть героев северных сказок, определять их признаки;

2. развивать навыки общения и речевые умения детей, инициативу и познавательную активность;

3. воспитывать умение слушать взрослого и других детей, доброжелательность и отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, способствующие решению поставленных задач.

Предварительная работа:

· чтение северных сказок: «Оленёнок», «Как Оленёнок друга нашел»;

· знакомство с легендой о северном сиянии;

· просмотр презентации о северных ягодах;

· аудио прослушивание рассказа Ю. Коваля «Морошка»;

· беседы по прочитанным произведениям;

· рассматривание книг и буклетов о природе севера;

· индивидуальная театральная деятельность с детьми;

· групповая жестовая игра «Олени».

Материалы и оборудование:

.  для образа Хранительницы северного края: корзина с книгами и раскрасками, накидка;

· для образа Оленёнка: костюм/шапочка оленя, рожки;

· для девочек-ягодок: шапочки/маски с изображением черники, морошки, брусники и клюквы; аудиозапись песни «Ягодка-Морошка»;

· для образа Северного сияния: маска Сияние, разноцветные ленточки, корзинка с разноцветными султанчиками, аудиозапись для танца «Северное сияние»;

· интерактивная доска/ТV, флэш-накопитель, аудиозаписи: шум ветра, хруст снега, звон бубенцов, звук бубна,   корзина с разноцветными мячиками для игры, детские ведерки синего, желтого и красного цвета; раскраски.

Словарная работа:

Северный край, Мурманск, тундра, северный олень, оленёнок, мох, звонкие копытца, тонкие шеи, северные ягоды, черника, брусника, морошка, клюква, сезон ягод, северное (полярное) сияние.

Методы и приемы:

-наглядный (слайды презентации, книги, ленты (султанчики), маски/костюмы);

-словесный (художественное слово, вопросы, пояснения, загадки);

-игровые (элементы театрализации, речевые ситуации с Оленёнком, Девочками-ягодками, Северным сиянием, подвижная игра с шариками, жестовая игра).

Ожидаемые результаты: развитие у детей навыков социально-коммуникативного общения, речевых умений, навыков театральной деятельности; обогащение лексического запаса детей по теме «Наш северный край»; формирование положительного эмоционального фона занятия, способствующего воспитанию культуры поведения каждого ребенка; проявление детской инициативы.

Ход занятия:

  1. Актуализация темы

Воспитатель в образе Хранительницы Северного края с корзиной в руках заходит к ребятам в зал под звуки северного ветра и хруст снега.

Хранительница (загадочным голосом): Здравствуйте, ребята! Я — Хранительница Северного края.

(Слайд1. Приложение 1: природа Мурманского края: сопки, реки, водопады, северное сияние и др.)

-Мой Северный край у холодного моря

Прекрасней его не найти!

И Мурманска дали в бескрайних просторах

Для сердца родные пути.

(Присаживается или встает рядом с детьми)

-Я хожу по северным просторам, наблюдаю за животными и птицами, любуюсь красотой озер и рек, охраняю природу и знаю много тайн и историй про нашу холодную землю.  И вот недавно ветер нашептал мне на ушко, что в поселке Спутник есть детский сад, где ребята слушают сказки севера и знают о животных и растениях Мурманской области. А еще ветерок сообщил, что ребята подготовили небольшой сюжет о северных героях.

Вы можете мне подсказать, где я могу найти этих замечательных ребят? (Ответы детей). Это не вы, случайно? (Ответы детей)

-Разрешите мне немного погостить у вас и поиграть с вами?

(Ответы детей). Спасибо!

— Я пришла к вам не с пустыми руками. А принесла я разные книги со сказками севера.

-А у вас есть любимые северные сказки? (ответы детей)

— Какие сказки вам запомнились? Какой герой вам понравился больше всего?

(Ответы детей).

-У меня тоже есть любимая книжка и любимый герой северных сказок (показываю детям книгу со сказками севера). Угадайте, кто это?

— Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Ягель, мох, кору жуёт

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

(Ответы детей )

(Слайд2. Приложение 2: северный олень)

-А сейчас я бы очень хотела поиграть с героями северных сказок! А вы, ребята? (Ответы детей). Тогда начинаем!

— Мой смелый и умный Оленёнок,

Раз, два, три, к нам прискачи!

(Звон бубенцов. Выходит ребенок в костюме\маске Оленёнка)

2.Символы северного края:

2.1. Оленёнок:

Всех приветствую, друзья!

Прискакал из тундры я!

Хранительница: Как я рада тебе, друг!

(Обращается к детям)

-Дети станем дружно в круг,

Чтоб с Оленёнком поиграть,

Весело потанцевать!

-Оленёнок, ты покажешь ребятам, как резвятся на просторе маленькие оленята? (можно раздать ребятам рожки)

Жестовая игра «Олени»:

Хранительница: Кто вы, дети?

Дети: Мы олени (поднимают скрещенные руки над головой)

Хранительница: Сильные у вас колени?

Дети: Да! (приседают, повторяя за Оленёнком)

Хранительница: А копытца какие?

Дети: Звонкие! (топают ножками)

Хранительница:  А шейки какие?

Дети: Тонкие! (тянут шейки кверху).

Хранительница: К солнышку потянулись

И друг другу улыбнулись!

(Дети выполняют упражнение)

Хранительница: Оленёнок, ты долго шёл по тундре к своему стаду. Еду под снегом найти смог?

Оленёнок: Да, под снегом вкусный мох

                    И лишайник, и морошка…

                    Я для вас припас немножко.

Хранительница: Какой ты молодец, Олененок!

2.2. Морошка

(Под детскую песню (1 куплет) «Ягодка-Морошка» появляется девочка в костюме/маске Морошки)

Хранительница: Вот так гостья! Ты откуда?

(обращается к детям) Приготовьтесь: снова чудо!

Морошка: Кто я? Вы меня узнали?

Хранительница: Тебя не сразу угадали!

Морошка: Я похожа на малину и расту в самой низине

                    Я как желтая брошка,  ягодка…..(морошка)

(Слайд3. Приложение3: ягода морошка)

 Морошка: А теперь моих подружек угадайте. Правильно их называйте!

(Поочередно выходят  девочки-ягодки, они становятся рядом с Морошкой)

Девочка 1.Вы меня найдете и в лесу и на болоте.

                    Много тёмно синих бус кто-то уронил на куст (черника)

Ответы детей (слайд 4. Приложение 4: черника)

Девочка 2. Я ягодка красная и кислая

                    На болоте повисла  (клюква)

Ответы детей. (слайд 5. Приложение 5: клюква)

Девочка 3.У меня листики — с глянцем,

                   Ягодки — с румянцем,

                   А сами кусточки —

                   Не выше кочки. (брусника)

Ответы детей. (слайд 6. Приложение 6: брусника)

Хранительница: Видишь, Морошка, никого мы не забыли! А ещё пусть дети знают, когда ягода поспевает. Летом, с июля в нашем северном крае начинается ягодный сезон. Яркие бусины ягод рассыпаны на зелёных кочках тундры. Это очень красиво!  Кстати, северные олени очень любят лакомиться ими. (слайд7 . Приложение 7)

Хранительница: Кто хочет со мной поиграть в игру «Собери ягоды»?

(Ответы детей)

(По залу разбрасываются разноцветные шарики-«ягодки», а ребята должны собрать их в ведерки по цветам: красные, синие, желтые)

2.3. Северное сияние

Хранительница: Ребята, а вы знали, что именно в конце лета северное небо Мурманской области начинает дарить людям настоящую сказку? Кто мне подскажет: какую?

(Если ребята затрудняются ответить, то можно загадать загадку):

Как красивы полюса!

Здесь сверкают небеса,

Зеленым, синим, красным-

Выглядит прекрасно!

Хранительница: Конечно, это северное сияние. Настоящее волшебство…

(Слышится бой бубна, выходит ребенок в образе северного сияния (или в маске, с разноцветными ленточками и султанчиками)

Хранительница:  Кто ты, гость дорогой?

                                Нарядный такой?

Ребенок-сияние: Я северное сияние, только еще маленькое — летнее.

Хранительница: Трудно, наверно, тебе на небе зажигать огни?

Ребенок-сияние: Да!

Хранительница: Ребята, как мы можем помочь нашему Сиянию засеять еще ярче? Посмотрите, Сияние может поделиться с вами своими лучиками-ленточками (султанчиками)!

(Ответы детей). (Все предложения детей нужно реализовать)

Хранительница: А я очень хочу потанцевать с яркими лучиками, чтобы весь зал засверкал разноцветными переливами. Кто со мной?

(звучит песня «Северное сияние», сл. Т.Васнецова, муз.И.Ярмак)

(кто хочет  кружится, танцует, повторяют движения за Хранительницей)

Хранительница: Сколько стало много света!

                               Почему? Настало лето?

Дети: Нет!

Хранительница: Я поняла, что случилось! Это Сияние с ребятами подружилось! Ребята, предлагаю вам посмотреть на это прекрасное явление северного края.

Слайд 8. Включить видеоролик с Северным сиянием  на 20- 30 сек.

3.  Рефлексия

Хранительница: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях! Спасибо за ваше гостеприимство.  Вы такие замечательные: весёлые, умные, дружные!

Расскажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось больше всего?  Какие герои  к вам сегодня приходили?  Какая игра вам запомнилась? Что вас порадовало, а может расстроило?

-Спасибо за ваши ответы.

4.  Домашнее задание

Хранительница: Ребята, а еще я  хочу вам подарить вот эти раскраски. (Приложение 9)

-Дома вы можете рассказать родителям о нашем мероприятии, в котором вы так активно принимали участие и вместе раскрасить рисунки. А завтра ваши работы вы можете  поместить на выставку «Наш северный край» и их смогут посмотреть все гости вашей группы.

Хранительница: А мне пора возвращаться в свои владения. Спасибо вам! До новых встреч!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.