Статья
«Нестандартные подходы
к организации образовательной деятельности в ДОУ«
Лобанова Ольга Михайловна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Аннотация: Автор статьи анализирует значимость использования нестандартных методов организации образовательной деятельности в ДОО и приводит примеры структурных элементов занятий из собственного опыта.
Ключевые слова: занятие, оригинальность, разнообразие, познавательная активность.
В настоящее время система дошкольного образования подвержена множественным изменениям. Это является причиной применения разнообразных методов и подходов в воспитательно-образовательном процессе. И многие педагоги сталкиваются с выбором между классическими и нестандартными занятиями.
Многие опытные воспитатели уверены в том, что наработанный опыт прошлых лет всегда будет ценным, и предпочитают классические занятия. Однако, анализ работы современных практикующих педагогов говорит о том, что использование новых и нестандартных идей также является целесообразным и эффективным при работе с детьми.
Инновационность таких занятий заключается в уникальной форме представления информации и разнообразии организации деятельности воспитанников, особенно в небольших группах. Предлагаемые детям в рамках нетрадиционных занятий задания стимулируют воспитанников на самостоятельные творческие изыскания, помогают создать благоприятную эмоциональную обстановку, способствующую развитию познавательного интереса. Кстати, известно, что эмоционально насыщенная информация запоминается намного лучше!
Как показывает практика, любые элементы занятий можно сделать нетрадиционными. Например:
1. Внесение оригинальных элементов в организацию занятий – это ключевой момент, который позволяет привлечь внимание и заинтересовать дошкольников перед началом деятельности. Например, педагог может использовать различные звуковые эффекты, чтобы активизировать внимание детей, когда они заняты самостоятельной игрой. Мурлыканье котенка или лай щенка – эти звуковые сигналы способны захватить внимание дошкольников и вызвать их любопытство. Или другой вариант – педагог знакомит детей с новой игрушкой. Важно отметить, что эти формы организации занятий гораздо более эффективны, чем просто стандартный приветственный протокол.
2. Нестандартный подход к проведению занятий. Рассмотрим различные формы реализации:
— проведение занятий в форме соревнований;
— проведение занятий с элементами театрализованной деятельности;
— включение элементов «ток – шоу» в процесс занятия;
— проведение занятий в форме экскурсий. Здесь важно учитывать, что применение в работе ИКТ предотвращает переутомление воспитанников, активизирует их познавательный интерес, активизирует внимательность.
3. Проведение нестандартных физминуток. Игровой подход играет важную роль в нашей работе, поэтому мы часто используем нестандартные варианты, чтобы вовлечь детей в процесс обучения. Например, иногда мы создаем сказочные истории с движениями, где дети вместе с героями идут по густому лесу, преодолевая различные препятствия, чтобы достичь бабушкиного дома.
4. Нестандартный финал. В традиционной практике после завершения занятия проводится обобщение и оценка деятельности детей. Но нестандартный финал в конце занятия поможет им оставить приятное впечатление от занятия и настроиться на позитив для последующих самостоятельных игр. В пример можно привести ритуал с задуванием свечи. Конечно, при этом нужно помнить о безопасности. Можно использовать электрическую свечку.
Подводя итог, следует отметить, что мы никоим образом не стараемся отменить традиционные методы обучения и воспитания детей. Мы считаем, что инновационные подходы и творческие методы организации занятий могут существенно улучшить качество образования и способствовать гармоничному развитию детей. Что касается нашей деятельности, она базируется на большом опыте и профессионализме наших педагогов, а также на постоянной работе над совершенствованием методического аппарата и его адаптации к изменяющимся потребностям и требованиям современной детской психологии и педагогики.
Список литературных источников
- Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками / Н. В. Тимофеева. – М.: Учитель, 2020.