Из опыта работы
«Нетрадиционный материал в работе музыкального руководителя ДОУ»
Незговорова Надежда Владимировна,
музыкальный руководитель МАДОУ № 19,
г. Мончегорск Мурманской обл.
«Без творчества немыслимо познание человеком
своих сил, способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский
Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?
Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.
Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.
В своей работе я придерживаюсь мнения, что своевременное систематическое развитие творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо» и развиваться креативные способности.
Поэтому, чтобы занятия, праздники и развлечения стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия, я использую в своей работе разнообразный нетрадиционный материал – шумовые пособия: «шумовые бусы», «ширма передвижка», «чудо бусы». Применение нетрадиционных материалов эффективно использовать во время музицирования на музыкальных занятиях, в номерах на праздниках, а также при организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе.
В чём же ценность данных пособий? В том, что они доступны детскому пониманию, дают возможность создавать «ситуацию успеха», а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.
Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер, развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию. Считаю, что динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Детям очень нравится выполнять упражнения с разными предметами (орешки, кубики, колечки, тарелочки, ленточки, мячики), которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Извлекая простые звуки, дети с удовольствием откликаются на них, а это побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.
Предлагаю вашему вниманию свой опыт применения нетрадиционных материалов.
Музыкальные инструменты использую, начиная с детьми раннего и младшего дошкольного возраста вместе с певческим голосом и звуковыми жестами. Эту гамму звукоизвлечений я дополняю маленькими ударными инструментами. К ним относятся элементарные шумовые инструменты — это сюрпризные яйца, наполненные горохом, рисом, гречкой, «шумелочки», «Ветерки», «музыкальные коробочки». Детям хочется их потрогать, поиграть, попробовать самостоятельно извлечь звук, что является подготовительным этапом для дальнейшего музицирования с детскими инструментами.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются потребности изучать звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных) путем опытно-экспериментальной деятельности. Работа по изучению особенностей игры на стеклянной посуде строится по этапам: «исследуем», «изучаем», «импровизируем». С этой целью я использую шумовые инструменты «Стеклофон» и «Хрусталики». Стоит заметить, что еще в 17 веке такой инструмент был известен под названием «стеклянная арфа».
Постепенное усложнение игровых заданий позволяет дошкольнику накопить багаж перцептивных действий, обогатить эстетический опыт новыми сенсорными о звуках окружающей действительности. При помощи шумовых инструментов предлагаю различныеигровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
-игра под фонограмму,
-подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;
-импровизация звуковых картин на заданную тему;
-звуковая картина – «лесные шорохи»;
-сказки-шумелки.
В процессе экспериментальной деятельности дети узнали:
- Только бокалы с тонким стеклом дают высокий, звонкий звук;
- Звукоряд баночек одинаковой высоты зависит от постепенного наполнения их водой
- Стучащая палочка должна быть металлической.
- Для тех, кто не знаком с музыкальной грамотой пользоваться методом выбора цвета радуги и звука.
- Использовать в исполнении два способа игры (проводя пальцем, смоченным в воде по краю бокала или ударяя палочкой).
В одном из мастер-классов педагога-музыкантаКоротаевой Светланы Алексеевны был показан опыт работы по игровой методике развития.
Меня привлекла данная идея, как с помощью «шумелок, гремелок, стучалок» и несложных приемов с ними можно развить творческую мысль ребенка, помочь детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Подключив педагогов и родителей воспитанников дошкольного учреждения, мы совместными усилиями изготовили не хитрые пособия – «шумовые бусы», которые я применяю в работе, начиная с младшей группы.
Игровые пособия изготовлены из подручных материалов: пуговицы, фантики, яйца от киндер-сюрприза с наполнителями, закреплены на резинке для удобства в использовании. Данный игровой материал трансформируется под время года, под тему недели и осваивается детьми как на музыкальных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
На основе данного опыта, я разработала серию собственных музыкально-дидактических игр, которые хочу вам сегодня представить. Это такие игры как: «Музыкальные загадки» (игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста), «Прогулка в лес» (игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Цель: Вовлечь детей в процесс активных творческих действий.
Задачи:
- Развивать у детей музыкальные способности, мышление, воображение, познавательную активность через экспериментирование со звуками;
- Развитие у детей навыков инструментальной импровизации.
- Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков;
- Помочь детям выяснить причины возникновения звуков, уметь находить им применение;
- Способствовать развитию у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников;
- Привлечь родителей к созданию самодельных шумовых инструментов и с помощью игр – экспериментов активизировать их на совместных мероприятиях.
Музыкально-дидактическая игра «Прогулка в лес»
Игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Программное содержание: Вовлекать детей в игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, побуждать вступать в диалог всеми доступными способами (вокализация, игровые действия с шумовыми инструментами, мимика, жесты), обогащать музыкально-слуховой опыт, способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха.
Игровой материал
Демонстрационный: слайды с изображением иллюстраций животных, птиц, природы по сезону.
Раздаточный: шапочки или маски с изображением животных, шумовые бусы.
Ход игры:
Педагог предлагает отправиться в лес и узнать кого они повстречают.
- «Зима прошла» муз. Н. Метлова
1.Воробей с березы на дорогу — прыг, больше нет мороза — чик-чирик! (стучим)
2. Вот журчит в канавке быстрый ручеек. И не зябнут лапки – скок, скок, скок! (гремелочка)
3.Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг, выползут букашки – вжик, вжик, вжик (шуршалочка)
- «Вороны» (слайд)
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны — «Кар-кар-кар!»
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали (Громко) «Кар-кар-кар!»
Только к ночи умолкают,
Спят вороны, отдыхают. (Тихо.) «Кар-кар-кар!»
- «Снежок» (слайд)
На полянку, на лужок (Шуршалочка лежит на ладошке)
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Круглые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок. (крутим в ладошках)
Разлетелись все пушинки,
Спрятались снежинки. (зажать в ладошке «ветерок»)
- Оркестр –игра «Хоровод мышат»
1. Мы идем, идем, идем
Пи-пи-пи-пи-пи, поем -2 раза
И за мамочкой идем.
Ну-ка, детки, стоп, дальше не идем,
А немножко отдохнем.
2. Пошуршите-ка немножко,
Пока спит большая кошка
Шу-шу-шу шурши
Тихонечко мышоночек шурши
«Хвостики хватай и шагай»
3. Постучите-ка немножко,
Пока спит большая кошка
Тук-тук-тук стучи
Тихонечко тихонечко стучи
«Хвостики хватай и шагай»
4. Поиграйте-ка немножко,
Пока спит большая кошка
Тук-тук-тук, шу-шу-ши
Веселятся малыши!
«Мяу!» — «Ой, ой, ой! Все домой!»
«Чудо бусы» — опыт показывает, что нестандартное использование стандартных предметов – в данном случае бусы, является эффективной практикой развития творческого интеллекта. Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию, воображение, способствуют развитию образного мышления.
Изучив методическую разработку «Бусоград» — Майи Ивановны Родиной, я решила попробовать игры и творческие упражнения с бусами в своей работе. Дети очень легко и с интересом приняли данный способ игры. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Мы с моими ребятами находимся только в начале пути этой интересной и увлекательной истории…
Считаю, что важным и неоценимым помощником данной методики является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Работу начали со знакомства с бусами: определили форму бусин, цвет и размер.
На следующем этапе мы с ребятами попробовали водить хоровод, и в руках у них были бусы. Зачастую, детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, круг получается неправильной формы. А это упражнение позволяет, чтобы круг был не растянутым. На начальном этапе ребятам было непонятно, трудно, но постепенно у них стало получаться.
Хороводный шаг с бусами. Данное упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).
Следующая игра «Найди друга».Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д.
Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.
- Музыкальные распевки «Часики» (Тренируем мышцы руки, развиваем координацию движения и поем в соответствии с движением бус).
Маятник качается, часики идут
Тик-так. Тик-так, ходить не устают - Музыкальные распевки «Качели» (Темп распевки зависит, от амплитуды покачивания бус)
Назад, вперед, назад, вперед
И никто не устает
А если бусики устали, в другую ручку мы их взяли
А теперь возьмем и в ладошку их сгребем.
- Музыкальные распевки «Карусели»
Закрутили, завертели
Бусы словно карусели
А потом остановились и в ладошку опустились
И послушайте в ладошке, о чем шепчутся бусы
О чем бусы говорят, спросим мы у всех ребят
Создавайте благоприятную среду для приобщения малышей к миру волшебных звуков музыки. Пусть по капелькам накапливается их музыкальный багаж!