Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Нетрадиционный материал в работе музыкального руководителя ДОУ | ДЕТСТВО-ГИД

Нетрадиционный материал в работе музыкального руководителя ДОУ

Из опыта работы

«Нетрадиционный материал в работе музыкального руководителя ДОУ»

Незговорова Надежда Владимировна,

музыкальный руководитель МАДОУ № 19,

 г. Мончегорск Мурманской обл.

«Без творчества немыслимо познание человеком

своих сил, способностей, наклонностей…»

В. А. Сухомлинский

Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.

В своей работе я придерживаюсь мнения, что своевременное систематическое развитие творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо» и развиваться креативные способности.

Поэтому, чтобы занятия, праздники и развлечения стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия, я использую в своей работе разнообразный нетрадиционный материал –  шумовые пособия: «шумовые бусы», «ширма передвижка», «чудо бусы». Применение нетрадиционных материалов эффективно использовать во время музицирования на музыкальных занятиях, в номерах на праздниках, а также при организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе.

В чём же ценность данных пособий? В том, что они доступны детскому пониманию, дают возможность создавать «ситуацию успеха», а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.   

Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер, развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию. Считаю, что динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Детям очень нравится выполнять упражнения с разными предметами (орешки, кубики, колечки, тарелочки, ленточки, мячики), которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Извлекая простые звуки, дети с удовольствием откликаются на них, а это побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.

Предлагаю вашему вниманию свой опыт применения нетрадиционных материалов.

Музыкальные инструменты использую, начиная с детьми раннего и младшего дошкольного возраста вместе с певческим голосом и звуковыми жестами. Эту гамму звукоизвлечений я дополняю маленькими ударными инструментами. К ним относятся элементарные шумовые инструменты — это сюрпризные яйца, наполненные горохом, рисом, гречкой, «шумелочки», «Ветерки», «музыкальные коробочки». Детям хочется их потрогать, поиграть, попробовать самостоятельно извлечь звук, что является подготовительным этапом для дальнейшего музицирования с детскими инструментами.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются потребности изучать звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных) путем опытно-экспериментальной деятельности. Работа по изучению особенностей игры на стеклянной посуде строится по этапам: «исследуем», «изучаем», «импровизируем». С этой целью я использую шумовые инструменты «Стеклофон» и «Хрусталики». Стоит заметить, что еще в 17 веке такой инструмент был известен под названием «стеклянная арфа».

Постепенное усложнение игровых заданий позволяет дошкольнику накопить багаж перцептивных действий, обогатить эстетический опыт новыми сенсорными о звуках окружающей действительности. При помощи шумовых инструментов предлагаю различныеигровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

-игра под фонограмму,

-подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;

-импровизация звуковых картин на заданную тему;

-звуковая картина – «лесные шорохи»;

-сказки-шумелки.

В процессе экспериментальной деятельности дети узнали:

  1. Только бокалы с тонким стеклом дают высокий, звонкий звук;
  2. Звукоряд баночек одинаковой высоты зависит от постепенного наполнения их водой
  3. Стучащая палочка должна быть металлической.
  4. Для тех, кто не знаком с музыкальной грамотой пользоваться методом выбора цвета радуги и звука.
  5. Использовать в исполнении два способа игры (проводя пальцем, смоченным в воде по краю бокала или ударяя палочкой).

В одном из мастер-классов педагога-музыкантаКоротаевой Светланы Алексеевны был показан опыт работы по игровой методике развития.

Меня привлекла данная идея, как с помощью «шумелок, гремелок, стучалок» и несложных приемов с ними можно развить творческую мысль ребенка, помочь детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Подключив педагогов и родителей воспитанников дошкольного учреждения, мы совместными усилиями изготовили не хитрые пособия – «шумовые бусы», которые я применяю в работе, начиная с младшей группы.

Игровые пособия изготовлены из подручных материалов: пуговицы, фантики, яйца от киндер-сюрприза с наполнителями, закреплены на резинке для удобства в использовании. Данный игровой материал трансформируется под время года, под тему недели и осваивается детьми как на музыкальных занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

На основе данного опыта, я разработала серию собственных музыкально-дидактических игр, которые хочу вам сегодня представить.  Это такие   игры как: «Музыкальные загадки» (игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста), «Прогулка в лес» (игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Цель: Вовлечь детей в процесс активных творческих действий.

Задачи:

  • Развивать у детей музыкальные способности, мышление, воображение, познавательную активность через экспериментирование со звуками;
  • Развитие у детей навыков инструментальной импровизации.
  • Побуждать детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков;
  • Помочь детям выяснить причины возникновения звуков, уметь находить им применение;
  • Способствовать развитию у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников;
  • Привлечь родителей к созданию самодельных шумовых инструментов и с помощью игр – экспериментов активизировать их на совместных мероприятиях.

Музыкально-дидактическая игра «Прогулка в лес»

Игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Программное содержание: Вовлекать детей в игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, побуждать вступать в диалог всеми доступными способами (вокализация, игровые действия с шумовыми инструментами, мимика, жесты), обогащать музыкально-слуховой опыт, способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха.

Игровой материал

Демонстрационный: слайды с изображением иллюстраций животных, птиц, природы по сезону.

Раздаточный: шапочки или маски с изображением животных, шумовые бусы.

Ход игры:

Педагог предлагает отправиться в лес и узнать кого они повстречают.

  • «Зима прошла» муз. Н. Метлова

1.Воробей с березы на дорогу —  прыг, больше нет мороза —  чик-чирик! (стучим)

2. Вот журчит в канавке быстрый ручеек. И не зябнут лапки – скок, скок, скок! (гремелочка)                                                                           

3.Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг, выползут букашки – вжик, вжик, вжик (шуршалочка)

  • «Вороны» (слайд)

Вот под елочкой зеленой 

Скачут весело вороны — «Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали, 

 Спать ребятам не давали (Громко) «Кар-кар-кар!»

Только к ночи умолкают, 

 Спят вороны, отдыхают.  (Тихо.) «Кар-кар-кар!»

  •  «Снежок» (слайд)

На полянку, на лужок (Шуршалочка лежит на ладошке)

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Круглые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок. (крутим в ладошках)

Разлетелись все пушинки,

Спрятались снежинки. (зажать в ладошке «ветерок»)

  • Оркестр –игра «Хоровод мышат»

1. Мы идем, идем, идем

Пи-пи-пи-пи-пи, поем -2 раза

И за мамочкой идем.

Ну-ка, детки, стоп, дальше не идем,

А немножко отдохнем.

2. Пошуршите-ка немножко,

Пока спит большая кошка

Шу-шу-шу шурши

Тихонечко мышоночек шурши

«Хвостики хватай и шагай»

3. Постучите-ка немножко,

Пока спит большая кошка

Тук-тук-тук стучи

Тихонечко тихонечко стучи

«Хвостики хватай и шагай»

4. Поиграйте-ка немножко,

Пока спит большая кошка

Тук-тук-тук, шу-шу-ши

Веселятся малыши!

«Мяу!» — «Ой, ой, ой! Все домой!»

«Чудо бусы»опыт показывает, что нестандартное использование стандартных предметов – в данном случае бусы, является эффективной практикой развития творческого интеллекта. Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию, воображение, способствуют развитию образного мышления.

Изучив методическую разработку «Бусоград» — Майи Ивановны Родиной, я решила попробовать игры и творческие упражнения с бусами в своей работе. Дети очень легко и с интересом приняли данный способ игры. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Мы с моими ребятами находимся только в начале пути этой интересной и увлекательной истории…

Считаю, что важным и неоценимым помощником данной методики является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Работу начали со знакомства с бусами: определили форму бусин, цвет и размер.
На следующем этапе мы с ребятами попробовали водить хоровод, и в руках у них были бусы. Зачастую, детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, круг получается неправильной формы. А это упражнение позволяет, чтобы круг был не растянутым. На начальном этапе ребятам было непонятно, трудно, но постепенно у них стало получаться.

Хороводный шаг с бусами. Данное упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).

Следующая игра «Найди друга».Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д.

Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.

  1. Музыкальные распевки «Часики» (Тренируем мышцы руки, развиваем координацию движения и поем в соответствии с движением бус).
    Маятник качается, часики идут
    Тик-так. Тик-так, ходить не устают
  2. Музыкальные распевки «Качели» (Темп распевки зависит, от амплитуды покачивания бус)
    Назад, вперед, назад, вперед
    И никто не устает
    А если бусики устали, в другую ручку мы их взяли

А теперь возьмем и в ладошку их сгребем.

  • Музыкальные распевки «Карусели»
    Закрутили, завертели
    Бусы словно карусели
    А потом остановились и в ладошку опустились
    И послушайте в ладошке, о чем шепчутся бусы
    О чем бусы говорят, спросим мы у всех ребят

Создавайте благоприятную среду для приобщения малышей к миру волшебных звуков музыки. Пусть по капелькам накапливается их музыкальный багаж!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.