Творческий проект
«Осенний калейдоскоп»
(поделки из природного материала)
для детей старшей группы
Шипарева Нина Ивановна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Актуальность
Одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего дошкольного возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Проблема: в период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о таком времени года, как осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени, как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь. Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: «Что можно сделать из природного материала».
Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь)
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Ресурсы обеспечения проекта:
— информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
— материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Формы и методы работы:
— ООД;
— художественная мастерская;
— опыты, исследования;
— дидактические настольные игры;
— просмотр мультфильмов;
— тематическая выставка.
Цель проекта: создать систему работы для формирования интереса и потребности к ручному труду, сблизить дошкольников с родной природой севера, формировать трудовые навыки.
Задачи проекта:
- Познакомить дошкольников с понятием «время года – Осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осенью.
- Вызвать интерес у воспитанников к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе с приходом осени;
- Воспитывать у дошкольников эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Ожидаемые результаты проекта:
1.Организация в группе образовательной деятельности по обозначенной теме в рамках проекта с учётом направлений: познавательное, социально- коммуникативное, художественно-эстетическое.
2.Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
3.Совершенствование экологической среды группы;
4.Вовлечение родителей в педагогический процесс.
Продукт проектной деятельности:
- Методические материалы по проекту (рекомендации, сценарии мероприятий, картотека наблюдений, дидактические игры).
- Выставка детских творческих работ «Осенний калейдоскоп».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
- Изучение методической литературы, интернет — сайтов:
1.Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала».
2.Куцакова Л. «Творим и мастерим».
3.Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками».
4.Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду».
- «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду».
- Подбор материалов для работы с родителями:
1.Папка – передвижка «Что можно сделать из природного материала».
2.Альбом «Художественное конструирование из природного материала».
2 этап. Основной:
- Оформить выставку поделок из природного материала: изготовить поделки (шишек и орехов, плодов и семян листьев разных растений).
- Провести совместную деятельность с воспитанниками: «Декоративное осеннее панно», «Сказочные герои», «На лесной поляне».
- Беседы: «Что можно сделать из природного материала», «Что нужно для изготовления поделок из природного материала».
- Игры: «Детки, с какой ветки», «Плоды и листья», «Что растет в лесу», «Найди листок как на дереве», «Отгадай, что за растение».
- Оформить стенд для родителей на тему: «Что можно сделать из природного материала».
- Привлечь родителей к изготовлению: • поделок из природного материала,
- подбору материала по изготовлению поделок.
- Презентация проекта: выставка «Мир природы глазами детей».
3 этап. Итоговый:
— итоговый этап состоит в проведении осеннего праздника «Здравствуй, Осень золотая».
— выставка поделок «Осенние фантазии».
Итоги проекта:
для детей: • участие в конкурсе поделок из природного материала.
для педагогов: • участие в смотре-конкурсе, обмен опытом. для родителей: • совместная деятельность с детьми.
Вывод: В ходе работы с дошкольниками по данному проекту использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных областей: совместная организованная деятельность взрослого и детей, моделирование, просмотр презентаций. Вся деятельность строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний о природных явлениях, происходящих в осенний период и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Считаю, что разработанный мною проект показал свою эффективность: воспитанники закрепили и упорядочили накопленные представления об осени, об изменениях в жизни растительного и животного мира с наступлением осени, приобрели художественные навыки работы с природным материалом.
Используемая литература:
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
- «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. — Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
- «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий. – В. Ю. Дьяченко, О.В. Гузенко и др., Волгоград: Учитель, 2007г.
- «Учимся правильно питаться». – Ю.П. Климович, Волгоград: Учитель, 2007г.
- «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013г.
- «Экологические проекты в детском саду» -Масленникова О.Н., Филиппенко А.А.- Волгоград: Учитель, 2013г.