Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в зимний лес»
Тихонова Елена Анатольевна,
воспитатель ЧДОУ детский сад «Колокольчик»,
г. Ярославль
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях по образцу (с опорой на схему); собирать из частей единое целое (зайца).
- Совершенствовать навыки слогового анализа слов.
- Закреплять навыки составления и чтения слогов и слов с пройденными буквами.
- Совершенствовать навык определения первого звука в словах.
- Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» и «Дикие животные».
Развивающие:
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать зрительное внимание, память и мышление.
- Развивать координацию речи с движением, тонкую и общую моторику, ловкость.
- Развивать связную речь детей, общие речевые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность; развивать глазомер.
- Учить четко, выполнять инструкции педагога.
- Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и любви и бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы:
— плоскостная кормушка;
— картинки птиц: сорока, синица, дятел, снегирь, клест;
-лист ватмана голубого цвета с изображением леса и животных: лисы, волка, лося, белки;
Раздаточный материал:
— контейнеры с деталями снеговиков, на которых написаны буквы:
— карточки для слогового анализа с изображениями птиц и контейнеры с фишками;
— снежинки с изображениями предметов;
— клеящий карандаш;
— клеёнка;
— 2 белых квадрата;
— 2 детали для обозначения глаз;
— чёрный фломастер;
- Организационный момент
Педагог приглашает детей в группу, где звучит пьеса П.Чайковского «Зимнее утро». На мольберте изображения мальчика и девочки.
Педагог: Ребята, скажите, какое сейчас у нас время года? (Зима). Правильно, а какая красивая природа зимой. И мы предлагаем вам сегодня вместе с Таней и её младшим братом Сашей отправимся в путешествие по зимнему лесу. Хотите? А помогут нам оказаться в лесу волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в лесу зимнем окажись».
Дети закрывают глаза и кружатся вокруг себя со словами:
Вот мы и в лесу. Звучит магнитофонная запись.
Давайте присядем на брёвнышки и послушаем звуки леса. Что вы услышали? (Ответы детей).
- Упражнение «У кормушки».
(Активизация словаря по теме «Зимующие птицы». Развитие грамматического строя речи. Упражнение в употреблении предлогов)
Логопед: Ребята, давайте расскажем Тане и Саше, как чувствуют себя птицы зимой. И что мы можем для них сделать?
(Им голодно. Птиц надо подкармливать).
Ребята, давайте заглянем под ёлку. Посмотрите, вместе с нами в лесу очутился вот этот мешочек.
Наверно не просто так он сюда попал. Что же в нём?
(Выслушать предположения детей, затем достать плоскостную кормушку и прикрепить на коврограф.)
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте, какие зимующие птицы прилетят к нашей кормушке:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока).
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
(Синица).
Чёрный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
(Дятел).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь).
Но эта вот птичка, Хоть и невеличка,
Выводит птенцов Только лютой зимой.
(Клёст).
Логопед помещает плоскостные изображения птиц на коврограф: синицу на ветку ели, воробья в кормушку, снегиря на край кормушки и т.д.
Где находятся птицы?
Синица на ветке. Сорока в кормушке. Дятел под кормушкой. Снегирь на крыше кормушки . Клёст в кормушке.
- Игра « Что изменилось? ».
(Развитие зрительного внимания и восприятия.)
Логопед. Ещё раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто, где находится.
Дети смотрят на коврограф 1-2 минуты . Логопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети открывают глаза и объясняют, что изменилось. Игра продолжается несколько раз.
Педагог: Ребята, пусть Таня и Саша погуляют по лесу, а мы с вами пройдём на полянку, где находится лесная школа. В которой мы с вами сейчас поиграем.
- Упражнение «Составь схему».
(Совершенствование навыков слогового анализа слов.)
Логопед. Птицы не хотят с нами расставаться и приготовили для вас задание.
На столах разложены карточки для слогового анализа с изображениями птиц и контейнеры с фишками.
Определите, сколько слогов в названии птицы, которая находится слева вверху, выложите слоговую схему.
Далее определяется название птицы справа внизу, справа вверху, слева внизу и выкладываются соответствующие схемы.
- Упражнение «Снеговики» .
(Развитие навыков составления и чтения слогов и слов с пройденными буквами.)
Педагог: Ребята, пока вы делили слова на слоги, Таня и Саша слепили снеговиков, но вдруг налетела вьюга. Давайте спрячемся от неё.
Звучит магнитофонная запись вьюги. Дети наклоняются вперёд и закрывают голову руками.
Ребята, вот и закончилась она.
А кто знает, что такое вьюга? (Ответы детей.)
Логопед: Был такой сильный ветер, что даже снеговики Тани и Саши развалились. Поможем их собрать?
(Перед детьми выставляются контейнеры с деталями снеговиков, на которых написаны буквы.)
Соберите снеговиков и прочитайте слоги, которые у вас получатся.
(Дети выполняют задание и поочерёдно читают слоги и слова .)
У кого из вас получились слова? А у кого слоги ?(Ответы детей)
Чем отличаются слова от слогов?
- Подвижная игра «Снег» .
(Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания. Совершенствование навыка определения первого звука в словах.)
Педагог: Ребята, что-то стало холодно и чтобы не замёрзнуть давайте поиграем. Согласны? Педагог приглашает детей пройти на ковёр, предлагает им встать в круг и поиграть в игру:
Как на горе – снег, снег, Дети стоят лицом в круг и
медленно поднимают руки вверх.
И под горкой – снег, снег. Медленно приседают, опускают руки.
И на ёлке – снег, снег, Вновь встают и поднимают руки.
И под ёлкой – снег, снег. Приседают и поднимают руки.
А под снегом спит медведь На цыпочках бегут по кругу. Держат руки
на поясе. (Под тихое звучание бубна. —
Тише, тише….Не шуметь! На сигнал дети останавливаются,
поворачиваются лицом в круг
и берут снежинки,
на обратной стороне которых
приклеены картинки).
Логопед: Рассмотрите внимательно картинки и назовите первый звук своего слова.
(Игра повторяется несколько раз).
- Упражнение «Кто спрятался в лесу?» .
(Активизация словаря по теме «Дикие животные». Развитие грамматического строя речи )
Педагог приглашает детей к доске, на которой закреплено плоскостное изображение
картины леса. Она закрыта «сугробами». *
Педагог: Ребята, посмотрите, и здесь вьюга нахулиганила: кругом сугробов намела, ничего не видно. Давайте посмотрим, что же она от нас спрятала.
Чуть — чуть расчистили сугробы и появились, чьи- то рога. Кто это?
(Лось. Открывается сугроб с лосем)
Правильно, и сейчас прочитает нам стихотворение о лосе.
Дети:
- Что за зверь идёт большой,
Да с рогатой головой?
Это лось, лесной тропой
Возвращается домой.
Педагог: Давайте дальше расчистим. И вот появились уши… Кто это?
(Волк. Открывается сугроб с волком)
Правильно, и сейчас прочитает нам стихотворение о волке.
2.День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит волк молчком,
Уши серые – торчком.
Педагог: Ну, что продолжаем дальше расчищать. И вот появилась мордочка… Кто это?
(Лиса. Открывается сугроб с лисой)
Правильно, а стихотворение про лису прочитает нам .
- Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет?!
Педагог: Ну, что продолжаем дальше расчищать. И вот появился хвост… Кто это?
(Белка. Открывается сугроб с белкой)
Правильно, а стихотворение про белку прочитает нам .
- От сосны до ёлки – скок!
Белка делает прыжок
От сучка к сучку стремится,
Словно мячик или птица.
А в сосне дупло с секретом:
В нём запас хранится с лета
Там орешки и грибочки.
Даже есть сухие почки.
Педагог: Ну, вот мы всё и расчистили.
Логопед: Ребята, а кого то, ещё в нашем лесу не хватает. А что бы узнать, надо отгадать загадку.
Загадка:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги.
А от голода – кора.
(Заяц)
- Педагог: Вы правильно отгадали, в лесу не видать зайчика и я предлагаю вам сделать своего зайца из бумаги и поселить его в наш лес. Ребята, из бумаги какого цвета мы будем делать зайчика? (из белой). Почему? (………). Правильно, ведь зимой зайчика спасают не только быстрые ноги, но и белая шубка. Давайте, вернёмся в лесную школу и примемся за дело.
Наш зайчик будет состоять их двух деталей – квадратов, первая деталь это голова, вторая деталь это туловище. Начнём мы с головы.
- Берём, квадрат и складываем его по диагонали и проглаживаем линию сгиба как следует, у нас получилась – косынка.
Затем складываем треугольник пополам и опять проглаживаем линию сгиба – получилась косынка, но меньше первой. Разверните обратно, чтоб получилась большая косынка.
Положите косынку перед собой, нижнюю часть заготовки отогните вперёд и прогладьте линию сгиба.
Теперь сделаем зайчику ушки.
Берём левый уголок и складываем его к линии сгиба. Проглаживаем линию сгиба. Затем тоже самое проделываем с правой стороной, т.е. берём правый уголок и складываем к линии сгиба. Проглаживаем линию сгиба.
Переворачиваем голову зайца.
Затем загибаем вовнутрь верхний уголок, а затем и нижний уголок.
Теперь нам надо сделать глазки нашему зайчику. Берём глазки и приклеиваем их. Затем нарисуем носик, рот и усики. Вот и готова мордочка нашего зайчика.
- Теперь сделаем туловище:
Берём, второй квадрат складываем его по диагонали – получилась косынка. Теперь открывает косынку, и превращаем её в «стаканчик для мороженного», т.е. складываем правую верхнюю сторону к линии диагонали, и проглаживаем линию сгиба. Так же делаем и левую верхнюю сторону – складываем её к линии диагонали и проглаживаем линию сгиба.
Затем загибаем нижний угол наверх – получился треугольник.
Теперь нижнюю часть получившегося треугольника загните наверх. Линию сгиба погладьте.
Переверните заготовку и загните маленькие выступающие треугольники на себя.
Туловище нашего зайчика готово.
Теперь к туловищу приклеиваем голову.
Вот наш заяц и готов.
- Педагог: Молодцы ребята. Замечательные у вас получились зайцы. Теперь можно их поселить в наш лес.
Логопед: А нам надо возвращаться вместе с Таней и Сашей в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем слова.
Мы покружимся опять и вернёмся в детский сад.
Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Тане и Саше очень понравилось с нами, и они узнали очень много нового.