Сценарий детско-родительской встречи
«От зёрнышка до каравая»
в группе для детей с ТНР
Вилкова Татьяна Аркадьевна,
Осипенко Марина Николаевна,
воспитатели МБДОУ № 5,
Позняк Ирина Яруслановна,
учитель-логопед МБДОУ № 5,
н.п. Зверосовхоз Кольского р-на Мурманской обл.
Цель: формирование понятия о социальной значимости хлеба и труда хлебороба.
Задачи:
- дать представление детей о труде людей сельскохозяйственных профессий (агронома, хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря), последовательность выращивания хлебных злаков;
- обогатить кругозор детей и познакомить с трудовыми действиями детей в процессе приготовления теста;
- развивать связную речь – составление распространённых предложений при заполнении интеллект-карты «От зёрнышка – до каравая» (старший дошкольный возраст), связного рассказа по интеллект-карте (подготовительный к школе возраст);
- развивать взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Предварительная работа:
Познавательная беседы «Хлеб всему голова», «Откуда хлеб пришел?»
Словесные игры «Вершки – корешки», «Узнай по описанию»
Хороводные игры: «Каравай», «Урожай у нас хорош»
Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке?», «Сложи колосок», «Угадай на вкус»
Исследовательская деятельность: посев и проращивание зерна; превращение зерна в муку; замешивание теста.
Художественно — эстетическая деятельность: поделки, рисунки, чтение художественной литературы.
Выставка творческих работ «Хлеб всему голова»
Оборудование: емкость для посева зерна, инвентарь по уходу за растениями, лейка, две грузовые машинки, емкости для пересыпания зерна, эл. кофемолка, посуда для замешивания и раскатывания теста, продукты для игры «Угадай, что нужно для теста?», оборудование ИКТ, самовар.
Ход встречи:
Учитель – логопед:
— Ребята, родители, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Встаньте в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
— Я надеюсь, что у всех прекрасное настроение. Присаживайтесь. Мы сегодня собрались поиграть, поработать, повеселиться. Вы уже знаете, что в нашем детском саду прошел проект «От зернышка до каравая». В нашей группе дети много узнали о труде хлеборобов. Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно трудились на земле.
Послушайте загадку:
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья! (зерно)
Показать зерно в корзинке.
— Сегодня мы вам предлагаем превратиться в хлеборобов.
Раз – два, раз – два начинается игра. Вас ждет главный агроном, Марина Николаевна.
Агроном:
— Здравствуйте ребята! Посмотрите перед нами небольшое поле (контейнер с землей). Мы вместе с родителями посадим в землю зерна и будем за ними ухаживать. Что нам нужно для посадки зерна? (ответы детей).
Процесс посадки зерна с участием родителей.
Ветер стебельки качал
Колос силу набирал!
Время пролетело –
Все зерно созрело!
Заколосилась нива, пришла пора сбора урожая.
Дети на экране рассматривают процесс уборки урожая (использование ИКТ).
— Какие машины используют для уборки урожая? (Комбайны).
— Кто работает на комбайне? (Комбайнеры).
— Какую работу делает комбайнер на комбайне? (Жнет колосья и обмолачивает их). В комбайне есть такой механизм — молотилка, который отделяет зернышки от стебельков и колосков.
— Комбайнеры приезжали
Урожай весь собирали.
Подвижная игра «Вырос в поле колосок»
— А кто вывозит зерно с поля? (Шофер на грузовой машине).
— Кто знает, ребята, куда отвозит зерно шофер? (В большие зернохранилища).
— Они называются элеваторами. Там зерна сушат и сортируют. На элеваторах работает много людей. А вот сортировкой зерна занимаются селекционеры.
Давайте и мы отвезем наше зерно на элеватор.
Дети на игрушечных самосвалах увозят зерно на элеватор.
— С элеватора зерно повезут на мельницу. На мельнице работают мельники или по-современному — мукомолы. Зерна перемалывают и получается мука.
Мельник:
Здравствуйте. Я – Мельник.
Работать я люблю –
Я из зерна на мельнице
Муку мелю.
Мне ребята помогайте
И работать начинайте.
Процесс перемола зерна в муку с помощью кофемолки с участием родителей.
— Вот и намололи мы муки.
— Ребята, а куда дальше отправляется мука?
— Правильно на хлебозавод, в пекарню.
Дети везут муку в пекарню.
— Кто работает на хлебозаводе? (Пекари)
— Профессия пекаря всегда была очень почетной и уважаемой!
— Ребята, итак, чтобы испечь хлеб, нужно правильно замесить тесто! Когда мамы или бабушки замешивают тесто, они добавляют туда масло, сахар, молоко. А мы сегодня с вами тоже попробуем замесить тесто, но не совсем настоящее. Наши булочки и крендельки будут предназначены для игры, поэтому мы с вами в тесто добавим побольше соли.
Игра «Что нужно для теста?»
Дети выбирают продукты для теста.
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста для игры «Булочная» с участием родителей.
Учитель – логопед:
— Ребята, родители, Вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями по выращиванию зерна, по изготовлению хлебобулочных изделий.
Хлеб – главный на нашем столе, его надо беречь! Много людей потрудилось, чтобы мы могли каждый день его есть.
— А сейчас давайте вспомним все, чем мы сегодня занимались и составим карту «От зернышка до каравая». Я для Вас приготовила карточки, которые помогут составить карту.
Дети составляют карту.
— У вас все получилось. Вы хорошо запомнили и рассказали о хлебе.
— Хлеб на Руси пользовался почетом и уважением, гостей всегда встречали хлебом и солью, складывали песни, стихи, пословицы и поговорки.
— Вспомните и расскажите пословицы про хлеб.
Участвуют дети, родители.
Чаепитие. Выносится пирог.
Вот и хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел!
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Приглашаем всех к столу!