Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода

Сообщение из опыта работы

«Патриотическое воспитание детей   старшего дошкольного возраста  посредством проектного метода»

 

 Карпеева Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ №1,

 г. Апатиты Мурманской обл.

 

В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. В связи с этим возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

— Конституция Российской Федерации.

— Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

— Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

— Федеральный закон «Об увековечении Победы совет­ского народа в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. — Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»» от 5 апреля 2013 г.

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

— Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» .

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

 В котором, основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Поэтому, для реализации этого направления, совместно с психологом  был разработан проект «Семья – целительная сила».

Цель: формировать нравственные основы личности ребенка, культуры общения, взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и близких.

Задачи:

— формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми.

— воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание.

 — развивать углубленные представления детей о семье, родственных отношениях. Формировать представления о социальной роли каждого члена семьи. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.

 — Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

В рамках проекта были проведены Беседы на темы: «Мой дом, моя семья», «Профессии моих родителей», «Выходной день в нашей семье», «Как порадовать близких», «Какой он, папа мой?». Беседы о семейных традициях и обрядах. Дидактические и сюжетно — ролевые игры: «Кем быть?», «Родственные отношения», «Кто старше, а кто младше?», «Семья» и т.д. Коммуникативные  игры.  Игры на развитие уверенности  в себе Цикл  занятий   с психологом  «Мой и   твой мир».

Проведены познавательные занятия на тему: «Что я знаю о себе?», «Взрослые и дети», «Я и моя семья», «Наши имена и фамилии» (В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова  «Познавательное развитие в старшей группе»; «Родословная», «Родственники», «Семейные праздники», «Взаимоотношения и общение в семье» ( Л.В. Коломийченко, Г.И.Чугаева, Л.И.Югова «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию»).

Разучивание стихотворений о семье (маме, папе, бабушке и т.д);

Отгадывание загадок по тематике проекта.

Чтение художественной литературы: Н. Носов «И я помогаю» , В. Драгунский «Моя сестра Ксения» , Р. Гамзатов «Мой дедушка», Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Баруздин «Мамина работа», В. Осеева «Сыновья», Э. Мошковская «Про бабушку».

Рассматривание репродукций картин: Т. Сорокина «Семья», Ю. Межирова «Сыновья».

Рисование:  «Лучший в мире папа», «Портрет мамочки», «Мы – помощники», «Моя семья», «Дом, в котором хотел бы жить».

Изготовление открыток ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому Дню.

Разучивание и исполнение песен:

Т. Кривова «Мамин день», В.Шаинский «Песенка о папе», А. Чеменёва «Бабушка»,О. Перова «Песенка о маме».

Игры на сплочение семьи:  «Ручеек», «Прятки», «Семья медведей», «Жмурки», «Надоедливые мухи».

Организованы спортивные мероприятия.

Итоги проекта:

  1. Выставка детских работ: «Лучший в мире папа», «Портрет мамочки», «Моя семья».
  1. Развлечения и досуги:

— Конкурс чтецов посвященный ко «Дню Матери»;

— Спортивное развлечение ко Дню Защитника Отечества;

— Музыкально – спортивное развлечение «Проводы Масленицы и встреча Весны» (семейные праздники, традиции).

— Музыкальное развлечение «День 8 Марта»;

Совместно с родителями:

— Вечерний досуг «Супер папа»

— Вечерний досуг «Азбука семейного счастья»

  1. Оформление стенгазет:

— «Я Вам расскажу про папу»

— «Я Вам расскажу про….(маму, бабушку)

— «Выходной  день в моей семье»

  1. Составление мини — рассказов:

          — «Что в имени моём»

          — «Что значит моя фамилия»

          — «Генеалогическое древо моей семьи»

        —  «Герб моей семьи».

Достигнутые результаты: Внедрение проекта в образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции своей семьи. Дети ближе познакомились с историей возникновения своей семьи, фамилии, имени.

Следующим этапом в патриотическом воспитании стало знакомство с Родиной.

Совместно с коллегами организован проект «Наша Родина Россия»

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях, о её величии и историческом прошлом. Перед воспитателем встаёт необходимость в формировании у детей первичных ценностных представлений о своей стране. Для реализации данной задачи, нами было принято решение создать проектную деятельность, направленную на воспитание у детей интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной отчизне. Дать воспитанникам знания о символике страны, о богатствах России, о природном и животном мире.

Цель:  Путём формирования первичных ценностных представлений о России как о великой, многонациональной стране, воспитывать любовь к родной отчизне, чувство гордости за свою страну, гражданственность.

Задачи:

— Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма;

— Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос), рассказать о значении Государственного флага РФ;

— Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;

— Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;

— Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

В рамках этого проекта были проведены:

 Беседы о Родине, государственных символах, традициях праздника «День независимости России» — «Наш дом – Россия», «Всякому мила родная сторона» — почему так говорят, «У каждой страны свой флаг».

Сюжетно-ролевые игры «Наша семья».

Познавательные занятия:  «Наша Родина – Россия» , «Государственные символы России»

Дидактические игры: «Собери флаг», «Матрешка», дидактический альбом «Российские праздники», «Национальные костюмы», «Люди каких национальностей живут в России»

Использование художественной литературы: П.Воронько «Лучше нет родного края», Т.Бокова «Родина», Г.Ладонщиков «Наша Родина», В. Степанов «Необъятная страна», А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», В.Степанов «Флаг России»

Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о Родине, России.

Прослушивание песен: «У моей России длинные косички», «Росиночка-Россия»,

Слушание Гимна России.

Рассматривание репродукции картин А. Васнецов «Родина», И. Шишкин «Лесные дали»

Рисование на тему: «Флаг нашей страны»

Подвижные игры: «Найди нужный цвет», «Найди Российский флажок», «Дом в котором мы живем»

Также проведены:

Социальная акция «Поздравление жителей города с праздником» 12 июня «День независимости России»

Спортивно-развлекательное мероприятие «Мы немного подрастем…».

С целью воспитания у детей чувства любви к Родине, гордости за свой народ и, конечно, сохранение памяти обо всех погибших и живых в годы Великой Отечественной войны, 22 июня организована акция «Голубь мира».

Проведены тематические беседы к Дню народного единства. Совместно с педагогами организована интеллектуальная игра «Брей ринг».

Для знакомства с региональным компонентом:

Организованы  познавательные экскурсии:

 —  библиотека — музей Л.А.Гладиной:

Выставка «Иван да Марья»

« История возникновения города»

«Край наш северный»

«Минералы Кольского полуострова»

 — детская – юношеская библиотека:

«Растения и животные нашего края».

В группе организован музей патриотического воспитания.

Форма  работы,  предлагаемая детям и в том числе и родителям,   вызывает огромный  интерес. А использование коллективной деятельности (т.е. привлечение других организаций) необходимо для развития патриотических чувств у детей-дошкольников. Так как при формировании гражданско-патриотических чувств базовым моментом является накопление необходимых норм поведения, взаимоотношений в социуме,  и в коллективе.

Вывод: Нравственные качества не возникают естественным путем. Становление их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспитания, от условий в котором живет ребенок.  Проведенная нами проектная деятельность доказывает эффективность работы по формированию патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента в дошкольном учреждении.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.