Конспект образовательной деятельности
«По страницам книжной истории»
для детей старшего возраста
Леонтьева Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»
п.Игрим, ХМАО-Югра
Цель: Расширить знания детей об основных этапах создания книги в рамках обогащения представлений об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей создания книг, с первыми письменными материалами – глиной, тканью, берестой, бумагой.
Формировать умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
Формировать культуру речи, умение ясно и грамотно излагать свои мысли.
Развивающие:
Развивать мыслительную активность; Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материала (вода, песок, пластилин)
Способствовать умению анализировать, мыслить, делать выводы, находить причинно-следственные связи.
Развивать творческие навыки, используя нетрадиционную технику рисования.
Воспитательные:
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений детей об истории возникновения книги.
Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям народов разных стран; воспитывать культуру общения.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Меня зовут Елена Викторовна. Давайте с вами поздороваемся как с самыми лучшими друзьями. Давай возьмёмся за руки и вместе дружно скажем слова: Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришёл!
— Ребята, а вы любите читать книги? Какие сказки вы знаете? (Перечисляют). Да действительно, вы знаете очень много сказок. Скажите, а вы знаете, как появилась книга? (Ответы детей).
— Хотите узнать? Тогда я предлагаю вам отправимся в путешествие в далёкое прошлое. Как вы думаете, как нам туда попасть? (Варианты).
— Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. (На ковре из гирлянды сделана «машина-времени»).
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились? Итак, мы отправляемся, даём обратный отчёт: 3.2.1. Старт! (Выключается свет. Звучит космическая музыка).
(Звучит музыка Египта).
Воспитатель: Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. (Презентация «Египет»)
— Египет — это красивая страна, которая известна своими пирамидами, пустынями, моря с красивыми рыбками. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (Дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
— Для вас на столах я приготовила различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чём-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. (Ответы детей: песок, глина, вода).
Воспитатель: Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острым концом вниз и нарисуйте что-нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют).
Воспитатель: Скажите, ваши изображения видны? (Да).
— Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому-нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
— Что стало с вашей надписью? (Ответы детей).
— Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
— Потому что песок какой? (Сыпучий).
Воспитатель: Да, действительно! Песок сыпучий и не подходит для хранения информации. Давайте попробуем нарисовать на воде, опустите свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (Дети рисуют).
— Что получается, ребята? (Ничего).
— Как же так, а почему (Дети отвечают).
Воспитатель: Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете — не видно! Вода подходит для хранения информации? (Ответы детей).
— Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмём дощечку с глиной. Попробуем написать на глине. Возьмите палочки, острым концом вниз, и поставьте пять точек, вдавливайте глину. Получилось?
— Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою дощечку и потрясите. Что стало с информацией? (Сохранилась).
— Она осталась? (Да).
— Подуйте на нее. (Дуют).
— Что с ней стало? (Сохранилась).
— Значит… (Глина подходит для того, чтобы записывать что-то).
— Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран).
Воспитатель: Давайте посмотрим, как они это делали (Фото). Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых мы сегодня писали, используя деревянную палочку, с острым концом, которая называлась клинок. Давайте вместе произнесём это слово.
— Жрецы клинком надавливали, как вы сейчас на глину, и получали изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
— Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждёт другая страна. (Перемещаются в машине времени под музыку, далее звучит музыка Китая)
Воспитатель: Ребята, следующая страна, куда мы попали это – Китай. Китай — родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени и узнаем, какой секрет хранит эта страна.
(Презентация «Китай»).
Воспитатель: Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба. (Слайды демонстрируются на экране).
— В Китае люди всегда выращивали рис и чай, а это — китайский Новый Год, он считается самым главным праздником в Китае. А вы знаете, что китайцы много времени уделяют своему здоровью. Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
— Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
(Звучит музыка)
Воспитатель: Для этого мы соединяем пятки вместе, носки врозь. Ладони встречаются у груди. Сначала поприветствуем солнце. Поднимаем голову вверх и медленно опускаем вниз, затем приветствуем друга справа и слева.
— Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы! Какие красивые зонтики!
— А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Стопу ноги поставили на колено, одну руку подняли верх, другую — вниз, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. Молодцы!
— А ещё китайцы всегда улыбаются, потому что они выполняют вот такое упражнение: поднимают руки вверх и резко наклоняются вниз и говорят «ха!» Попробуем! (Выполняют) Я вижу, что и у вас стало отличное настроение!
— А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковёр, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (Садятся на ковёр).
— История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шёлке,- это такая нежная ткань, её нарезали маленькими кусочками, а потом эти странички сшивали, получались шелковые книги. (Презентация 2 слайда).
Воспитатель: Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, давайте повторим вместе — иероглиф! Я тоже попробовала написать иероглифы, посмотрите, что у меня получилось. Это — горы, этот иероглиф означает человека, а это — рисовое поле. Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах. Берите кисточки и приступаем к работе!
(Дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).
Воспитатель: Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
— Я открою вам секрет: китайцы — очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели — была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились? А нам пора отправляться, пройдём в нашу машину времени!
(Звучит музыка и на экране появляется город Москва)
Воспитатель: Ребята, куда же мы попали? (Предположения детей).
— Да, мы с вами перенеслись в современный мир. А город вы узнали?
История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (Береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом, с помощью острой палочки они выцарапывали буквы. А позже появилась бумага, и были созданы печатные книги, на которых с помощью печатных оттисков печатали буквы. Обратите внимание, перед вами очень старая книга, ей, ребята, больше 150 лет. Я предлагаю вам стать книгопечатниками и с помощью «печатных оттисков» сделать печатную страничку.
(Педагог читает стихотворение)
Вскрываются почки,
Как реки!
Такая стоит трескотня!
Тяжёлые сонные веки
Весна
Наконец подняла!
Заждались прекрасную соню
Давно и луга, и поля.
Не зря её громом будили
Разгневанные небеса!
И вот поднялась лежебока,
Взглянула с улыбкой вокруг.
И сразу жужжаньем, как соком,
Оживший наполнился луг.
И пробует каждая почка
Зелёным своим языком
Парную, апрельскую ночку,
Залитую всю молоком!
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком времени года идёт речь? Давайте мы с помощью печатных оттисков все вместе нарисуем картину «Приход весны».
(Выполняется продуктивная деятельность).
Воспитатель: А это современные книги: художественные, исторические… Такие книги мы читаем с вами сейчас. А вы знаете, как нужно обращаться с книгами? (Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы). Совершенно верно.
— Ребята, мне с вами было очень приятно познакомиться и провести такое интересное путешествие! А вам понравилось наше путешествие в прошлое? (Ответы детей).
В память о нашей встрече я хочу подарить вам книжки — малышки, но страницы этих книжек пусты, я предлагаю вам дома, вместе с мамой и папой нарисовать, или приклеить картинки о нашем путешествии.
Но пришло время нам с вами прощаться, до новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно! И я с нетерпением жду вас у себя в гостях для следующих увлекательных приключений.