Праздник книжки-малышки

Конспект образовательной деятельности

«Праздник книжки-малышки»

для детей 6-7 лет

 

Самойличенко Наталья Геннадьевна,

 педагог дополнительного образования МБУДО

«Центр детского творчества Советского района»,

г. Новосибирск

 

Цель: развивать у детей 6 -7 лет интерес к книгам.

Задачи:

1.Развивать желание слушать и рассматривать книги.

2.Закрепить понятия (обложка, автор книги, её название, иллюстрация).

3.Воспитывать бережное отношение к книгам.

Условия проведения, оборудование:

  1. Учебный кабинет на 12 человек
  2. Магнитная доска для крепления картины
  3. Книжная полка
  4. Музыкальное сопровождение (магнитофон)

Дидактический материал:

Для педагога:

Наглядные пособия:

  1. Иллюстрация «На горке».
  2. Книга для рассматривания.
  3. Карточки для чтения пословиц о книгах.

Для обучающихся:

  1. Книжки – малышки
  2. Книжки для подарка.

Предполагаемый результат:

  1. Создание предпосылок к развитию интереса детей к книгам.
  2. Появление интереса и эмоционального, положительного настроя к дальнейшим  занятиям.

Ход образовательной деятельности:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Угадайте, о чём мы будем сегодня говорить?

Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает (книга)

Правильно, мы будем говорить о книгах.

— Что вы понимаете под словом книга? (ответы детей)

Теперь посмотрим, что говорят об этом словари.

«Книга – это сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента» (Из словаря Живого великорусского языка В. И. Даля).

«Книга —  произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом» (Из Толкового Словаря русского языка С.И.Ожегова)

Но книга в таком понимании возникла не сразу.

Самый первый прообраз книги «человек-книга». В очень далекие времена, когда люди не имели письменности, свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Предания передавались от одного человека к другому. Назывались такие люди сказителями.  На Руси сказители сопровождали рассказ игрой на гуслях.

С изобретением письменности люди стали оставлять свои послания на камнях, плитках. Они назывались «книга-плитка». Каждая «книга» состояла из нескольких десятков или сотен плиток, пронумерованных и названных.

В том самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги появились давно. Назывались они кодексами. Слово «Кодекс», в переводе с латинского, означало дерево, позднее – книга из дерева.
Несколько таких дощечек соединяли шнурком в книжечку. Эти книжечки носили с собой. Дети на них писали и рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета. Однако большие книги были слишком тяжелыми, поэтому их стали делать из более легкого материала.

Кто слышал слово ПАПИРУС? Что оно означает? (Ответы детей).

На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Несколько таких кусков соединяли в длинную полосу, выглаживали и сворачивали в свиток и аккуратно укладывались в ящики.

Папирусные ленты и восковые дощечки стали вытесняться книгами из кожи. Возникли такие книги в городе Пергам, их изготавливали из овечьей или козьей шкуры, выделенная для письма, она получила название пергамент, по названию города. Новый материал был значительным шагом вперед в изготовлении книг. Его можно было резать, сгибать, сшивать. На нем стали писать с обеих сторон. Но такая книга была огромна и тяжела, ведь кроме кожаных страниц, у нее еще и переплет был из досок. Писались они от руки. Начальные буквы слов украшались узорами. Также эти книги богато украшали драгоценными камнями, они были настоящим произведением искусства. И, конечно, были очень дорогими, редкими, доступными не всем.

Что такое береста?

В XI веке на Руси возникла берестяная книга, используемая для письма вплоть до XV века. Для изготовления таких книг брали бересту, кипятили её, соскабливали внутренний слой коры, обрезали по краям, придавая форму. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем.

Позже появилась потребность в книгопечатании: грамотных людей становилось всё больше и больше, нужны были книги доступные и в больших количествах. Стали открываться бумажные фабрики, или, как их тогда называли, «бумажные мельницы». Открыл книгопечатание немец Иоанн Гуттенберг в XV веке. Он придумал, как изготовлять металлические литеры – буквы для печатания.
На Русь же бумагу завезли итальянские купцы, приезжавшие в Новгород. В XVI веке автор печатания на Руси стал Иван Федоров. Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас же книги издаются миллионами экземпляров.

Давайте продолжим знакомство с книгой.

— О чём ещё может рассказать книга?

Дети читают стихи:

В книгах есть про всё, про всё:

Про реки и моря, и что у неба нет конца,

И круглая земля.

Про космонавтов, к облакам

Летавшим много раз.

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Ой, ребята, тише, я слышу какой – то шорох на полке. Подойдите, посмотрите….  Это ваши книжки – малышки расшумелись.

Каждый из вас долго работал над своей книжкой: придумывали, писали (сочиняли), исправляли, переписывали, рисовали и украшали. И вот наконец – то у нас праздник. Праздник первой книжки–малышки.

А теперь давайте продолжим знакомство с вашими книжками поближе.

— О чем может рассказать нам обложка книги?

(автор, название, издательство)

— Угадай, кто написал?

(зачитываю отрывки из книжек детей, а они угадывают свой рассказ).

Педагог:   Люди давно заметили, что книга может многому научить. Поэтому о книгах придуманы пословицы и поговорки.

А теперь немножко поиграем (дети читают часть пословицы, родители дополняют).

Книга книгой, но и                   мозгами двигай.

Книга поможет в труде,          выручит в беде.

Книга твой друг, без нее           как без рук.

Кто много читает,                     тот много знает.

Испокон века книга                   растит человека.

Возьми книгу в руки  —              не будет скуки.

Недочитанная книга     —            что не пройденный путь.

Не на пользу книги читать –         коли только вершки в них хватать.

А теперь ваши мамы готовы поделиться книжкиными секретами (мамы зачитывают наставления – советы).

1 . Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.

2.Если купишь книгу,
Не бросай на полку.
От нее не будет,
Никакого толку.

3.Всем полезно чтенье
Про себя и вслух.
Книга- самый лучший
Самый верный друг.

4.Из неё узнаешь ты
Обо всём на свете.
На любой вопрос она
Без труда ответит.

5.В ней стихи и сказки
Всё к твоим услугам.
Береги же книгу
Стань, и ты ей другом.

6. Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.

7. Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.

8.Знайте, все девчонки.
Знайте, все мальчишки!
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!

Педагог:

На свете одно есть волшебное средство,

Я в детстве его получила в наследство.

И рада вручить вам сегодня его.

Книгой зовётся моё волшебство! (вручается подарок — книга).

По решению Международного совета по детской книге 2 апреля отмечается Международный день детской книги (это день рождение самого великого сказочника всех  времен — Ганса Христиана Андерсена).

Всем ребятам и активным родителям спасибо за внимание, за активную работу.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.