Продуктивный опыт взаимодействия педагогов коррекционной группы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР

Консультация для педагогов

«Продуктивный опыт взаимодействия педагогов коррекционной группы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР»

Христинченко Светлана Михайловна,

воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 73,

г. Мурманск

  Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

   В работе с детьми с задержкой психического развития можно отметить, что готовность родителей к сотрудничеству с воспитателем зависит от их эмоционально-личностных особенностей. В своем опыте взаимодействия с родителями можно выделить данные родительские позиции по отношению к участию в воспитательно-образовательной работе:

 -Пассивная позиция- это родители, которые редко обращаются за консультациями, часто отстранены, растеряны, без видимого интереса воспринимают информацию об особенностях развития ребенка.

-Отрицающая позиция- это родители, которые очень болезненно воспринимают информацию об особенностях развития их ребенка.

-Отвергающая позиция- наблюдается у родителей, которым сложно или даже невозможно принять то, что у их ребенка определенные отклонения в развитии.

-Активная позиция- у родителей, которые принимают своего ребенка таким, какой он есть, с особенностями его развития. Они заинтересованы, активно сотрудничают с воспитателем и специалистами.

  Задачей воспитателя коррекционной группы является вовлечение родителей воспитанников в активное сотрудничество, ведь оказать максимально эффективную помощь ребенку мы можем только в процессе совместной деятельности.

   В данный процесс организации сотрудничества педагогов и родителей можно выделить три этапа:

  1. Подготовительный этап. Его целью является сформировать положительную мотивацию родителей к сотрудничеству с воспитателем и специалистами ДОУ.  Для ее осуществления воспитателем могут быть организованы разнообразные мероприятия для родителей. Например, «Родительские встречи», на которой родители знакомятся друг с другом, воспитатель рассказывает о сильных сторонах воспитанников, о детских увлечениях; индивидуальные консультации с воспитателем и индивидуальные занятия у специалистов, где родителю показывают педагогические приемы и упражнения.  Это будет способствовать формированию мотивации и интереса у родителей взаимодействовать с педагогами, появлению желания и готовности создать условия для самостоятельной коррекционной работы со своим ребенком дома. На данном этапе у многих родителей меняется позиция и они уже готовы к активному сотрудничеству.

2.  Основной этап. Его цель- оказать родителям педагогическую поддержку, сопровождение в процессе воспитания и обучения ребенка с ЗПР. Для приобретения родителями необходимых знаний и опыта могут быть организованы встречи-тренинги, встречи-консультации, на которых уделяется время более узкой и конкретной теме, например, «Учимся одеваться», «Я сам!», «Детские капризы», «Надо, надо умываться!» и т.д.На данном этапе родители становятся уже более осведомленными, им знакомы некоторые начальные педагогические знания, они информированы о том, какие разнообразные приемы коррекционно-развивающей работы они могут использовать дома самостоятельно.  Как результат данного этапа- позиция родителей активная, они осведомлены о работе педагогов с их детьми, знают основные приемы коррекции и развития.

3. Заключительный этап. Цель- использовать и в дальнейшем совместное сотрудничество, наработанные навыки, умения и знания. На данном этапе мы делаем анализ организованной работы, для этого используем анкетирование, беседы с родителями, закладываем на будущее идеи совместных мероприятий. На данном этапе мы формируем у родителей практическую готовность использовать приемы и методы коррекционно-развивающей работы в условиях своей семьи. Можно организовывать мастер-классы, на которых педагог показывает приемы обучения детей разным видам деятельности: лепке, рисованию, музицированию и т.д. Это даст родителям возможность отработать применение данных приемов. Данный этап включает родителей в коррекционный процесс как полноправных партнеров, которые наравне с педагогом способны оказывать качественную помощь своему ребенку с особыми образовательными потребностями. 

  Результат нашей деятельности: повышаются знания родителей об основных закономерностях развития детей с задержкой психического развития, повышается положительное влияние семьи на развитие ребенка, оптимизируется работа по вовлечению родителей в коррекционно- педагогический процесс.

Список литературы:

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» Методическое пособие – М.: Просвещение, 2008 г.

2. Мастюкова Е. М., Москвина А. Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений/ под ред. В. И. Селиверстова. – М.:  Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.

3. Устинова Е. В. «Я сам!» Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для специалистов службы семьи, работающих с детьми с ограниченными возможностями. – Самара: Изд-во «Офорт», 2014 г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.