Конспект фронтального занятия
«Космическое путешествие»
в старшей логопедической группе
Смирнова Татьяна Игоревна,
учитель-логопед МБДОУ города Мурманска № 73,
г. Мурманск
Задачи:
1.Образовательные:
— закрепить знания о профессии космонавт;
2. Речевые:
— расширять и активизировать словарь по теме;
-учить подбирать слова антонимы;
-учить согласовывать имена числительные с существительными;
— познакомить со звуком [Ж] и буквой Ж;
— учить произносить звук Ж изолированно, в слогах, в словах, с предложениях и в тексте;
— учить составлять описательный рассказ о ракете, используя технологию ТРИЗ.
3. Развивающие:
— развивать мышцы артикуляционного аппарата;
— развивать мелкую моторику;
— развивать мышление, память, внимание.
4. Воспитательные:
— воспитывать уважение к профессии космонавта;
— воспитывать усидчивость и желание работать в коллективе.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Логопед. – Ребята, сегодня я узнала, что наши – ученые астрономы получили сигнал из далекого космоса. И нам с вами поручено найти источник этого сигнала. Мы отправляемся в космический полет! А как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты).
Словесная игра «Скажи наоборот»
Логопед. –Чтобы узнать, каким должен быть настоящий космонавт, мы поиграем в игру «Скажи наоборот»
Ленивый – трудолюбивый,
злой – добрый,
слабый – сильный,
медлительный – быстрый,
неряшливый – аккуратный,
грустный – веселый,
трусливый – смелый,
глупый – умный,
неуклюжий – ловкий.
Логопед. – Молодцы! Вы правильно назвали все качества, которыми должен обладать настоящий космонавт. А еще космонавты должны много знать о космосе. Проверим ваши знания и поиграем в игру «Один – много».
Один космонавт – много космонавтов,
одна ракета – много ракет,
одна звезда — …звезд,
один полет — …полетов,
одна планета — ..планет,
один спутник –… спутников,
один астероид -…астероидов,
один звездолет -…звездолетов,
один вездеход — …вездеходов,
один астроном — …много астрономов.
Логопед. – Молодцы! Вижу знания о космосе у вас есть. Но космонавты должны пройти еще специальную подготовку.
Дыхательная гимнастика.
Логопед. -В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать, глубоко вдохните через нос и плавно выдохните через рот (Доз. 5- 6 раз)
Логопед.– Наш экипаж к полету готов. Займите свои места в ракете.
2. Основная часть.
Логопед.– Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчёт: десть, девять …..два, один, пуск! (закрепление обратного счета)
— Наш полет проходит нормально.
1. Изолированное произнесение звука Ж.
Логопед.– Внимание, экипаж! Получен сигнал с планеты жуков. Эту планету так назвали, потому что ее жители разговаривают на языке, похожем на жужжание жука. Давайте произнесем звук Ж (схема артикуляционного аппарата на доске)
Поставьте перед собой зеркало. Теперь округлите губы и слегка выдвинете вперед . Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнимите к верху краю неба. Произнесите звук Ж (хоровое и индивидуальное произнесение звука Ж) .
2.Характеристика звука Ж.
Логопед.– Ребята, когда вы произносите звук Ж, воздух свободно выходит?
Что ему мешает? (Зубы и язык). Значит звук Ж – согласный или гласный?
Логопед.– звук Ж твердый или мягкий? Каким цветом мы его обозначим? (синим).
Звук Ж всегда твердый.
Логопед.– Положите ладонь на горлышко , произнесите звук Ж. Горлышко вибрирует или молчит? Значит звук Ж звонкий или глухой? (Звонкий)
Вывод: Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначаем квадратом синего цвета.
2 – 3 ребенка повторяют характеристику звука.
3.Связь буквы и звука.
Логопед на доске вывешивает букву Ж.
Это буква Ж.
Буква Ж на жука похожа.
Как и жук она жужжит тоже.
Логопед.- А чем буквы отличаются от звуков? (Вывод).
Работа с карточками: дети указательным пальцем правой руки обводят букву по стрелочкам.
Автоматизация звука Ж в слогах.
Логопед. — Пока мы не приземлились на планету жуков. Давайте выучим их язык.
Повторение слоговых рядов: жа-жи-жа, жи –жу –жа…
4.Звуковой анализ слога ЖА.
Давайте попробуем перевести язык жителей планеты. Слог ЖА . Сколько в нем звуков? (Два). Назовите первый звук. Какой он? Квадратом, какого цвета его обозначим?
Педагог выкладывает звуковую схему слога на доске. Дети выкладывают звуковые схемы на столах.
5.Автоматизация звука Ж в словах.
Экипаж, мы приближаемся к планете жуков. Жуки нас заметили и отправили нам послание на бортовой компьютер.
Педагог вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ж ( жук, жираф, пирожок, пружина, лыжи, пижама). Дети называют слова, определяют местоположение звука в слове. Делят слова на слоги.
6.Автоматизация звука Ж в предложении.
Логопед.-На нашем бортовом компьютере появилась новая картинка. Кто на ней изображен? (Жук) . Какой жук? (Большой). Что он делает? (Летит)
Составьте предложение . (Большой жук летит).
Анализ предложения с использованием слоговых линеек и зарисовка педагогом графической схемы на доске.
7.Автоматизация звука Ж в тексте. Физкультминутка «Жук»
Логопед. — Экипаж, наш космический корабль приземлился на планете жуков. Жители планеты очень дружелюбны и приглашают нас поиграть.
Дети встают в круг.
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
(машут руками)
Жу-жу,жу,жу-жу-жу,
И жужжал наш добрый жук:
«Я ромашкам добрый друг!»
(Повороты в стороны)
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
Логопед читает повторно, дети называют слова, в которых есть звук Ж.
Логопед.- Экипаж, мы установили свами контакт с жителями планеты жуков. И сейчас маленький жучок нашептал мне на ушко, что они жители планеты хотели бы отправиться в комическое путешествие, но у них нет ракеты.
Давайте поможем, придумаем чудесную ракету. Надо воспользоваться бортовым компьютером. Займите свои места.
(Дети садятся за столы перед доской)
8.Связная речь.
Дидактическая игра «Чудесные вещи» (развитие связной речи с помощью технологии ТРИЗ)
На демонстрационной доске четыре набор карточек.
1 – способ передвижения (карточки с оранжевыми рубашками) – машина, змея , юля, воздушный шар.
2 – материал (карточки с зелеными рубашками) – резиновый мяч, стеклянный стакан, деревянная ложка, железный гвоздь.
3 – звуки ( карточки с жёлтыми рубашками) – колокольчик, дудочка, ворона, лягушка.
4 — запах ( карточки с розовыми рубашками) – цветок, пирог, чеснок, елочка.
На другой доске висит изображение ракеты и мнемодорожка из 4- х квадратов с изображениями (колесо, материалы, уши, нос)
Детям предлагается поочередно вытащит по одной карточке из каждого набора и дать характеристику изображенному предмету: Какой он? (см. Л.Е. Белоусова, Удивительные истории, стр. 120)
По мнемодорожке дети описывают ракету.
Вопросы: Чем хороша такая ракета?
Чем плоха?
Как можно изменить плохое так, чтобы оно улучшилось?
3. Заключительная часть.
Логопед.- Ребята, мы помогли нашим новым друзьям. Теперь они много нового узнают о космосе. А нам пора возвращается на землю.
1,2,3,4,5…нам пора в полет опять .
Вот закончился отсчет.
Начинается полет.
Долго в космосе летели.
И на Землю прилетели.
Дети встают в круг.
Вопросы:
-С какой планеты получили сигнал ученые – астрономы?
-Почему называется так планета?
-Звук Ж – какой звук?
-Что мы с вами сделали, чтобы жители планеты Жуков могли полететь в космос?
Оценка деятельности детей .