Космическое путешествие

Конспект фронтального занятия

 «Космическое путешествие»

в старшей логопедической группе 

Смирнова Татьяна Игоревна,

учитель-логопед МБДОУ города Мурманска № 73,

г. Мурманск

Задачи:

1.Образовательные:

— закрепить знания о профессии космонавт;

2. Речевые:

— расширять и активизировать словарь по теме;

-учить подбирать слова антонимы;

-учить согласовывать имена числительные с существительными;

— познакомить со звуком [Ж] и буквой Ж;

— учить произносить звук Ж изолированно, в слогах, в словах, с предложениях и в тексте;

— учить составлять описательный рассказ о ракете, используя технологию ТРИЗ.

3. Развивающие:

— развивать мышцы артикуляционного аппарата;

— развивать мелкую моторику;

— развивать мышление, память, внимание.

4. Воспитательные:

— воспитывать уважение к профессии космонавта;

— воспитывать усидчивость и желание работать в коллективе.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Дети стоят в кругу.

Логопед. – Ребята, сегодня я узнала, что наши – ученые астрономы получили сигнал из далекого космоса. И нам с вами поручено найти источник этого сигнала. Мы отправляемся в космический полет! А как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты).

Словесная  игра «Скажи наоборот»

Логопед. –Чтобы узнать, каким должен быть настоящий космонавт, мы поиграем в игру «Скажи наоборот»

Ленивый – трудолюбивый,

злой – добрый,

слабый – сильный,

 медлительный – быстрый,

неряшливый – аккуратный,

грустный – веселый, 

трусливый – смелый,

 глупый – умный,

 неуклюжий – ловкий.

Логопед. – Молодцы! Вы правильно назвали все качества, которыми должен обладать  настоящий космонавт. А еще космонавты должны много знать о космосе. Проверим ваши знания и поиграем в игру «Один – много».

Один космонавт – много космонавтов,

одна ракета – много ракет,

одна звезда — …звезд,

один полет — …полетов,

одна планета — ..планет,

один спутник –… спутников,

один астероид -…астероидов,

один звездолет -…звездолетов,

один вездеход — …вездеходов,

один астроном — …много астрономов.

Логопед. – Молодцы! Вижу знания о космосе у вас есть. Но космонавты должны пройти еще специальную подготовку.

Дыхательная гимнастика.

Логопед. -В космосе нет кислорода, и чтобы экономно расходовать запас воздуха в ракете, не забывайте в полете правильно дышать, глубоко вдохните через нос и плавно выдохните через рот (Доз. 5- 6 раз)

Логопед.– Наш экипаж к полету готов.  Займите свои места в ракете.

2. Основная часть.

Логопед.– Приготовиться к старту! Начинаем обратный отсчёт: десть, девять …..два, один, пуск! (закрепление обратного счета)

Наш полет проходит нормально.

1. Изолированное произнесение звука Ж.

Логопед.– Внимание, экипаж! Получен сигнал с планеты жуков. Эту планету так назвали, потому что ее жители разговаривают на языке,  похожем  на жужжание жука. Давайте произнесем звук Ж (схема артикуляционного аппарата на доске)

Поставьте перед собой зеркало.  Теперь округлите губы и слегка выдвинете вперед . Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнимите к верху  краю неба. Произнесите звук Ж (хоровое и индивидуальное произнесение звука Ж) .

2.Характеристика звука Ж.

Логопед.– Ребята, когда вы произносите звук Ж, воздух свободно выходит?

Что ему мешает? (Зубы и язык). Значит звук Ж – согласный или гласный?

Логопед.– звук Ж твердый или мягкий? Каким цветом мы его обозначим? (синим).

Звук Ж всегда твердый.

Логопед.– Положите ладонь на горлышко , произнесите звук Ж. Горлышко вибрирует или молчит? Значит звук Ж звонкий или глухой? (Звонкий)

Вывод: Звук Ж – согласный, всегда твердый, звонкий, обозначаем квадратом синего цвета.

2 – 3 ребенка повторяют характеристику звука.

3.Связь буквы и звука.

Логопед  на доске вывешивает букву Ж.

Это буква Ж.

Буква Ж на жука похожа.

Как и жук она жужжит тоже.

Логопед.- А чем буквы отличаются от звуков? (Вывод).

Работа с карточками: дети указательным пальцем правой руки обводят букву по стрелочкам.

Автоматизация звука Ж в слогах.

Логопед. — Пока мы не приземлились на планету жуков. Давайте выучим их язык.

Повторение слоговых рядов: жа-жи-жа, жи –жу –жа…

4.Звуковой анализ слога ЖА.

Давайте попробуем перевести язык жителей планеты. Слог ЖА . Сколько в нем звуков? (Два). Назовите первый звук. Какой он? Квадратом, какого цвета его обозначим?

Педагог выкладывает звуковую схему слога на доске. Дети выкладывают звуковые схемы на столах.

5.Автоматизация звука Ж в словах.

Экипаж, мы приближаемся к планете жуков. Жуки нас заметили и отправили нам послание на бортовой компьютер.

Педагог вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ж ( жук, жираф, пирожок, пружина, лыжи, пижама). Дети называют слова, определяют местоположение звука в слове. Делят слова на слоги.

6.Автоматизация звука Ж в предложении.

Логопед.-На нашем бортовом компьютере появилась новая картинка.  Кто на ней изображен? (Жук) . Какой жук? (Большой). Что он делает? (Летит)

Составьте предложение . (Большой жук летит).

Анализ предложения с использованием слоговых линеек и зарисовка педагогом графической схемы на доске.

7.Автоматизация звука Ж в текстеФизкультминутка «Жук»

Логопед. — Экипаж, наш космический корабль приземлился на планете жуков. Жители планеты очень дружелюбны и приглашают нас поиграть.

Дети встают в круг.

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

(машут руками)

Жу-жу,жу,жу-жу-жу,

И жужжал наш добрый жук:

«Я ромашкам добрый друг!»

(Повороты в стороны)

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

Логопед  читает повторно, дети называют слова, в которых есть звук Ж.

Логопед.-  Экипаж, мы установили свами контакт с жителями планеты жуков. И сейчас маленький жучок нашептал мне на ушко, что они жители планеты хотели бы отправиться в комическое путешествие, но у них нет ракеты.

Давайте поможем, придумаем чудесную ракету. Надо воспользоваться бортовым компьютером.  Займите свои места.

(Дети садятся за столы перед доской)

8.Связная речь.

Дидактическая игра «Чудесные вещи» (развитие связной речи с помощью технологии ТРИЗ)

 На демонстрационной доске четыре набор карточек.

1 – способ передвижения (карточки с оранжевыми рубашками) – машина, змея , юля, воздушный шар.

2 – материал (карточки с зелеными рубашками) – резиновый мяч, стеклянный стакан, деревянная ложка,  железный гвоздь.

3 – звуки ( карточки с жёлтыми рубашками) – колокольчик, дудочка, ворона, лягушка.

4 —  запах ( карточки с розовыми рубашками) – цветок, пирог, чеснок, елочка.

На другой доске висит изображение ракеты   и мнемодорожка из 4- х квадратов с изображениями (колесо, материалы, уши, нос)

Детям предлагается поочередно вытащит по одной карточке из каждого набора и дать характеристику изображенному предмету: Какой он? (см. Л.Е. Белоусова, Удивительные истории, стр. 120)

По мнемодорожке дети описывают ракету.

Вопросы: Чем хороша такая ракета?

Чем плоха?

Как можно изменить плохое так, чтобы оно улучшилось?

3. Заключительная часть.

Логопед.- Ребята, мы помогли нашим новым друзьям. Теперь они много нового узнают о космосе.  А нам пора возвращается на землю.

1,2,3,4,5…нам пора в полет опять .

Вот закончился отсчет.

Начинается полет.

Долго в космосе летели.

И на Землю прилетели.

 Дети встают в круг.

Вопросы:

-С какой планеты получили сигнал ученые – астрономы?

-Почему называется так планета?

-Звук  Ж – какой звук?

-Что мы с вами сделали, чтобы жители планеты Жуков могли полететь  в космос?

Оценка деятельности детей .

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.