Педагогический проект
«Путешествие в мир цветов»
Андреева Татьяна Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 10,
г. Апатиты Мурманской обл.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По количеству: групповой.
По содержанию: интегративный.
По продолжительности: долгосрочный. (май-сентябрь).
По характеру контактов: в рамках МБДОУ.
Форма организационной работы с детьми: совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность.
Актуальность темы
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Окружающий мир можно представить так, что каждая его вещь кажется живой и одушевленной. Тогда с миром надо уметь договориться, научиться быть ему нужным, считаться с его желаниями. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности.
Заложить любовь к родной природе, можно уже в младшем возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта. Наш проект воспитывает интерес к удивительному миру природы, бережному отношению к нему.
Цель проекта.
Формирование у воспитанников элементарных экологических знаний, развитие познавательных способностей, через различные виды деятельности.
Задачи проекта.
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с цветущими растениями, и с этапами их роста.
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, признаки явлений.
3. Формировать первичные трудовые навыки и творческие способности детей.
4. Прививать желание ухаживать за цветами.
Для родителей.
1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком.
2. Пропагандировать экологическое воспитание среди родителей.
Принципы.
1. Принцип активности — стремление детей к проявлению инициативы, творчества.
2. Систематичности — систематическая работа по ознакомлению с окружающим.
3. Доступности и индивидуализации – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Синкретичности — объединение разнообразных методов.
5. Комплексности и интегративности — решение поставленных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.
Гипотеза. В ходе реализации проекта, у воспитанников сформируются представления о цветущих растениях, будет развиваться познавательный опыт, уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
Для положительной мотивации деятельности малышей используем различные стимулы.
- Внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
- Сюрприз.
- Мотив помощи.
- Познавательный мотив.
- Ситуация выбора.
Этапы реализации проекта.
I этап: информационно-аналитический.
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по теме проекта.
2. Постановка целей и задач.
3. Изучить индивидуальные особенности и потребности детей.
4. Подбор и разработка наглядного материала, литературных произведений, иллюстрированного материала, создание фотоальбома «Любимые цветы», посадка семян, выращивание рассады, пересадка в открытый грунт.
5. Разработать циклограмму образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.
Формы и методы работы с родителями по проекту.
1. Изготовление дидактических игры по теме.
2. Приобретение семян и саженцев цветов.
3. Субботник по облагораживанию территории детского сада.
Основной этап.
Основной этап работы в проекте затрагивает все образовательные области развития.
Познавательное развитие.
Цель. Поддерживать интерес детей к цветам и наблюдениям за ними. Расширять знания детей об уходе и размножении цветов с помощью методов исследования. Формировать сенсорные способности воспитанников.
1. Беседа и рассматривание иллюстраций с изображением цветов, растений.
2. Наблюдение за посевом и ростом цветов.
3. Дидактические игры: «Подбери листок и лепесток»; «Посади цветок в клумбу»; «Каждой вазе свой цветок», «Собери цветок».
Речевое развитие.
Цель.Повышать речевую активность детей.
1. Образовательная деятельность с применением мнемотехники.
2. Логоритмические игры по теме.
3. Пальчиковая игра «Цветочек».
Чтение художественной литературы.
Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
1. Чтение и заучивание стихотворения «Одуванчик» О. Высотская, «Маргаритка» С. Богдан.
Художественно- эстетическое развитие
1. Барельефная лепка по теме цветы.
2. Рисование «Дождик для цветов», «Разноцветная клумба»
3. Конструирование «Заборчика для цветов»
4. В проекте используются различные аудиовизуальные средства, иллюстрации и репродукции.
5. Музыкальные игры
Физическое развитие
Цель. Развивать двигательную активность через подвижные игры с использованием стимульных материалов.
1. Подвижная игра «Цветы»; «Я цветочки соберу, нашу группу наряжу»
2. «На лужайке поутру»
3. Психогимнастика «Весенние цветы»
Социально-коммуникативное развитие
Цель. Развивать игровую деятельность и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учить умению поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, воспитывать эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
1. «Весёлая клумба» Высадка и уход за рассадой цветов в клумбу.
Заключительный.
«День добрых дел». Привлечение родителей к созданию новых клумбна территории детского сада.
Перспективы развития проекта.
Проект способствовал повышению экологических знаний, познавательного интереса и речевой активности у детей, расширению представлений о радениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, умение радоваться красоте выращенных растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережно относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Повысился уровень экологической культуры родителей.