Конспект итогового занятия по ФЭМП
«Путешествие в страну Математику»
для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения
Тюкалова Нурия Наримановна,
воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 82
Программные задачи
— совершенствовать ориентировку детей в пространстве, соединяя цифры по точкам в прямом порядке;
— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений;
— закрепить умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус»);
— систематизировать знания детей дней недели, частей суток, их последовательность, понятия «высокий», «низкий», «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий», «старый», «молодой», «тяжёлый», «лёгкий» и др. ;
— совершенствовать знания детей о составе чисел в пределах 10;
— закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух;
— совершенствовать знания о геометрических фигурах, ориентировку в макро и микроплоскости;
— развивать зрительный контроль, зрительное восприятие;
-воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся!
Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, у меня в руках конверт — это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет.
Читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался Злодей Неуч. Он сотворил ужасные вещи: разрушил дома в моем математическом городе, совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?
Дети: Да, да, поможем!
Воспитатель: Тогда смело в путь. А вот на чем мы отправимся в путешествие узнаем после того как, соединим цифры по порядку (один ребёнок работает у доски, остальные проверяют). Что у нас получилось? Правильно – корабль. Итак, в путешествие мы отправимся на корабле.
А вы знаете, что дружба всегда помогает преодолеть трудные преграды на пути? Предлагаю вам девиз «Один за всех, и все за одного». Вот наш корабль.
Ребята, на нашем корабле может поместиться только 11 человек. Если количество пассажиров будет больше корабль пойдет ко дну, что же делать?
Дети: Посчитаем, сколько нас.
Воспитатель: Правильно, считать надо по порядку, а затем в обратном порядке. Кто справиться с этим заданием?
(1 ребенок считает по порядку, 2 ребенок в обратном порядке)
Воспитатель: Ребята, правильно ли вы посчитали, ведь если неправильно мы утонем?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, но перед тем как объявить посадку и занять свои места вы должны быстро ответить на вопросы:
— Какой сегодня день недели?
— Какие дни недели ты знаешь? Сколько их?
— Какой день недели будет завтра?
— Какой день был вчера?
— Назовите соседей четверга?
— Какие части суток ты знаешь?
— Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
— Если река шире ручья, то ручей (уже реки)
— Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… (короче линейки)
— Если веревка толще нитки, то нитка… (тоньше веревки)
— Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)
— Если медведь тяжелее зайца, то заяц (легче медведя)
Ребята, ну как мы отправимся в плаванье без капитана, ведь он самый главный на корабле. Как вы думаете, каким должен быть капитан? (кто больше назовет слов – качеств, тот выбирается капитаном).
Ответы детей. Выбранный капитан одевает фуражку.
-Давайте, ребята, по этому чертежу выстроим корабль из мягких модулей и займем места. Царица математики вложила в конверт карту, по которой будет плыть наш корабль. Стана Математика расположена на островах, поэтому перемещаться будем от острова к острову. Рассматриваем карту.
— Занимаем места. Полный вперед! Впереди по курсу остров Геометрический.
1 задание. На этот остров злодей напустил ураган, который разрушил дома, строительные блоки разлетелись, надо рассортировать блоки и разложить их по обручам (в 1 толстые, во 2 квадратные, в 3 все синие).
2 задание. Строительный материал рассортирован, жители рады, дома восстановлены. На домах нет номеров, номера можно прикрепить, решив примеры. Решение примеров у доски.
— Отправляемся дольше, смотрим на карту, следующий остров Задач.
— Ребята, случилось непредвиденное, и наш корабль сел на мель, чтобы сдвинуть его с места, надо ответить на вопрос «Можно ли решить предложенные задачи».
Над кораблем кружило 5 чаек, 2 улетели. Нет, нет вопроса.
Матросы мыли палубу. Сколько всего матросов мыло палубу? Нет, неправильно составлено условие (нет чисел).
— Из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ).
Корабль готов плыть дальше, занять места, впереди по курсу остров задач. Злодей Неуч решил задачи с ошибками, предлагаю исправить все, составить задачи по картинкам и правильно решить их (один ребенок выкладывает решение у доски).
Следующий — Остров Разминка. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
— Ребята, что придает силу в дальнем путешествии. Витаминный сок. Стаканчики с числами. Сок поможет в том случае, если каждый из вас правильно возьмет стаканчик с нужным числом.
— Даниил берет первый стаканчик, Даша стакан который расположен между третьим и пятым, Ксюша шестой, Витя следующий после девятого, Егор с числом на 1 меньше 9 и т.д.
— Отправляемся дольше, слева по курсу Остров Чисел.
— Обратите внимание на карте, нарисованы какие то знаки. Что это (Больше, меньше, равно). Злодей Неуч допустил ошибки в сравнении чисел, давайте правильно расставим знаки. Работа за столами.
Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.
— Ребята все задания выполнены, в Математическом царстве-государстве точность и прядок. Пора возвращаться в детский сад, но чтобы наш корабль не потерпел крушение на обратном пути ему надо правильно пройти по курсу между скалами. Предлагаю составить правильную схему курса корабля. В правом верхнем углу дн а бать скала треугольной формы и т. д. Геометрический диктант. Теперь можно занимать свои места на корабле и плыть в детский сад.
Ну вот мы и дома. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? С какими заданиями мы справились? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мне только — что на телефон пришло сообщение, хотите узнать, кто пишет: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».
А в благодарность от всех жителей страны Математика и от самой царицы, она приготовила вам золотые медали «Юному математику» и самые вкусные конфеты!
Воспитатель: Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного. А наше занятие закончено.
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».