Сценарий физкультурного развлечения
«Путешествие в страну народных подвижных игр»
для детей старшей и подготовительной к школе групп
Трунилина Олеся Викторовна,
инструктор по физической культуре «МБДОУ № 2»,
г. Заполярный Мурманской обл.
Атрибуты: Дорожки (мягкий модуль), 2 трубы (мягкий модуль), воротики, сундук, картинки с изображением игр, костюм Скомороха, музыкальная колонка, флешка с музыкальным сопровождением
Предварительная работа: беседа с детьми о русских народных играх, об их возникновении, об их значении и пользе. Подготовка атрибутов к непосредственно образовательной деятельности
Цель: приобщение дошкольников к традициям русской культуры посредством народных подвижных игр.
Задачи:
- развивать физические качества и двигательные умения: ловкость, внимание, в беге, ориентировка в пространстве, умение действовать по сигналу.
- закреплять представления о фольклоре и русских народных играх;
- воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, чувство коллективизма, восторга и радости.
Ход мероприятия:
Звучит народная музыка, дети водят в зал и строятся в шеренгу.
Инструктор: Здравствуйте, ребята
Дети: Здравствуйте.
Инструктор: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да
Инструктор: А какими должны быть путешественники?
Дети: Смелыми, сильными, внимательными
Инструктор: А вы такие?
Дети: Да
Инструктор: Ну, сейчас мы это проверим. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну народных подвижных игр. Как вы думаете, народные игры, это какие?
Дети: ответы детей
Инструктор: Правильно, это те игры, в которые играли наши предки. Но путь в эту стану долгий и, прежде чем мы туда отправимся, нам нужно размяться
Проводится разминка под музыкальное сопровождение «Разноцветные стекляшки».
Инструктор: Молодцы! Я вижу, что вы готовы к путешествию. Скажите мне, пожалуйста, каким способом можно путешествовать?
Дети: На самолете, пешком, на машине и т.д.
Инструктор: Очень хорошо. А сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать пешком. Согласны?
Дети: Да
Инструктор: Тогда в дорогу. (Под музыку «Вместе весело шагать…»)
- Построились в шеренгу друг за другом, спинки ровно, подравнялись. Направо, шагом марш! (ходьба друг за другом)
- Внимание, впереди большие камни, перепрыгиваем их. (подскоки)
3.Впереди лесная дорожка. (идем строем по мягкому модулю, соблюдаем дистанцию, следим за осанкой) - Внимание! Перед нами гора, нужно пройти ее по тоннелю. (пролезть через мягкий модуль трубы)
5.Молодцы. Нужно перебежать через полянку и преодолеть препятствие (бег с препятствиями-воротики) - Ходьба по кругу шагом (упражнение на дыхание — руки через стороны вдох-выдох).
Ну что ребята, вот мы и добрались до пункта назначения. Странно, но нас никто не встречает, может мы заблудились?
Звучит музыка, появляется Скоморох.
Балагурю и пляшу, да честной народ смешу! (Скоморох пляшет перед зрителями и корчит смешные рожицы).
Кто не улыбнется, тот о пень споткнется! (Скоморох грозит зрителям пальцем).
Бубенцы – на колпаке! (Скоморох бьет рукой по бубенчикам на шапке).
Балалаечка – в руке! (Скоморох делает движения, как будто играет на балалайке).
И наряд в горошек! (Скоморох кружится, расставив руки в стороны.
Вот так скоморошек! (Перед словом «скоморошек» можно сделать паузу, давая возможность детям самим угадать маску).
Скоморох: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Дети: ответы
Скоморох: Правильно, догадались. Я – Скоморох. А вот кто же вы такие? Давайте с вами познакомимся. Я произнесу «1, 2, 3- имя свое назови», а вы хором назовете свои имена. Согласны?
Дети: Да
Скоморох: 1, 2, 3- имя свое назови. (дети хором произносят свои имена)
Скоморох: Вот мы и познакомились. Вы знаете, что вы попали в страну народных подвижных игр? У нас всегда очень весело, потому что мы очень любим играть и двигаться. И сегодня я предлагаю вам вспомнить и поиграть в игры, в которые играли наши предки. А какие именно игры нас сегодня ждут, мы узнаем, когда откроем мой волшебный сундучок (достает сундучок, в котором спрятаны подсказки, пробует открыть, сундук не открывается.)
Скоморох: Странно, не открывается. Кажется, я что-то забыл…Точно! Нужно же сказать волшебные слова. Вы мне поможете?
Дети: Да!
Скоморох: Тогда повторяйте за мной. «Раз, два, три — сундук отворись!
Игра покажись.»
Дети вместе со Скоморохом повторяют слова.
Инструктор достает картинку «Золотые ворота» и спрашивает, из какой это игры?
Дети: «Золотые ворота».
Инструктор: Поиграем в эту игру?
Игра «Золотые ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
или другой вариант
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Скоморох: Чтобы узнать следующую игру, нужно снова сказать волшебные слова.
Скоморох с детьми произносят:
Раз, два, три — сундук отворись!
Игра покажись.
Инструктор достает картинку «Гуси и волк» и спрашивает, из какой игры эта картинка?
Дети: «Гуси и волк»
Игра «Гуси и волк»
Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. Они встают на одной стороне площадки или комнаты — это их дом. Сбоку обозначается место — логово волка. Пастух зовет гусей на луг — середину комнаты. Там они ходят в разные стороны, «летают», вытягивая руки — «крылья» в стороны, щиплют травку, нагибаясь и вытягивая шею. Через некоторое время гуси и пастух ведут такой диалог:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да-да-да!
Ну, летите!
Нам нельзя! Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!
Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
После этого гуси расправляют руки — «крылья» и «летят домой», но тут появляется волк и старается поймать кого-нибудь из гусей. Пойманных гусей волк уводит к себе в логово. Оставшиеся гуси возвращаются домой, а затем снова идут пастись на луг. После 3-4 повторений подсчитывается количество пойманных гусей. Далее игра продолжается после назначения новых водящих волка и пастуха.
Инструктор: Ну что, продолжим?
Скоморох с детьми произносят:
Раз, два, три — сундук отворись!
Игра покажись.
Инструктор достает картинку «Весёлые ребята» и спрашивает, из какой игры эта картинка?
Дети: «Весёлые ребята»
Игра «Весёлые ребята»
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!
После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих детей, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
Скоморох с детьми произносят:
Раз, два, три — сундук отворись!
Игра покажись.
Инструктор достает картинку «Краски» и спрашивает, из какой игры эта картинка?
Дети: «Краски»
Игра «Краски»
В начале игры с помощью считалки выбирают двух человек: одного – на роль хозяина лавки, торгующего красками, а другого – на роль покупателя. Остальные играющие выступают в роли красок. Каждый из них решает, какой краской он будет – золотой, синей, фиолетовой, желтой и т. п. «Хозяин» сторожит краски. К лавке подходит «покупатель» и стучит в воображаемую дверь:
– Тук-тук!
«Хозяин»:
– За чем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой!
– Такой нет (если такой краски действительно нет). Скачи по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси и нам принеси.
Если такая краска есть, то игрок быстро вскакивает и убегает. «Покупатель» должен догнать убегающего. Если он ловит «краску», то она становится новым покупателем.
Скоморох: Ребята, посмотрите сундук пустой, значит во игры мы поиграли. Вы такие спортивные, ловкие, умелые!
Инструктор. Да, Скоморох во все твои игры мы поиграли, прыгали, бегали, а теперь нужно и отдохнуть. Есть у нас такая игра и мы предлагаем тебе поиграть вместе с нами.
Скоморох. С удовольствием
Инструктор: Есть у нас игра такая – очень легкая, простая: замедляется движенье, исчезает напряжение, и становится понятно: расслабление приятно… Глазки закрываются, ребята расслабляются… Нежные песни нам птицы поют, и соки земные нам силы дают. Так мы успокаиваемся, тихо расслабляемся…. Дышится легко, ровно, глубоко. (Звучит музыка для релаксации). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо так отдыхать, но пора нам и вставать – бодрый день наш продолжать! Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться!
Скоморох: ох, ребята, хорошая у вас игра. Хорошо я с вами отдохнул. А вам понравилось у меня в гостях?
Дети: Да
Скоморох: А в какие игры вам понравилось играть?
Дети: ответы
Скоморох: О каких играх вы расскажите своим друзьям?
Дети перечисляют.
Скоморох: Вот и закончилось ваше увлекательное путешествие «Страну Подвижных игр», за это время, вы успели поиграть во многие подвижные игры. Поэтому путешествие получилось веселым и запоминающимся. Вы показались, какие вы ловкие, выносливые, внимательные. И очень хочу, что бы пришли ко мне в гости еще не раз. До свидания!
Скоморох уходит.
Инструктор: Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
Дети: Ответы
Инструктор: Тогда мы с вами постараемся вернуться в эту страну еще не раз. А сейчас нам пришла пора возвращаться обратно в детский сад. Постройтесь в колонну по одному, мы возвращаемся обратно. (Дети под музыку шагают «Вместе весело шагать»). Наше путешествие окончено. Всем спасибо.