Конспект образовательной деятельности
«Путешествие в страну сказок»
для детей младшего дошкольного возраста
Андреева Татьяна Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 10,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре, посредствам русских народных сказок.
Задачи
Обучающие:
Обобщить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации.
Закреплять представление о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник).
Развивающие:
Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества, речевую активность, побуждать их вступать в диалог, обогащать словарный запас детей. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающие:
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и любовь к русскому народному творчеству.
Виды деятельности: познавательная (восприятие художественной литературы и фольклора), коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
Рассказывание русских народных сказок («Репка», «Теремок»), рассматривание иллюстраций.
Знакомство детей с устным народным творчеством (потешки).
Знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа — хороводные игры.
Подбор дидактических игр, оформление презентации.
Методы и приемы организации ОД:
Словесные методы обучения: чтение потешки, загадывание загадки, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка)
Организационный (сюрпризность, мотивация)
Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, иллюстраций.
Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
Игровые: (подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактическая).
Оборудование и материалы:
мультимедийная презентация «Сказка за сказкой»; ноутбук, проектор, музыкальный центр; аудиозапись: «Шум леса», «Голос Сороки-вороны»; развивающие игры; клубок;
конверт с письмом; трафареты героев сказки «Теремок» (для фланелеграфа); макеты деревьев; индивидуальные фланелеграфы или магнитные доски; геометрические фигуры из бархатной бумаги: прямоугольник и квадрат; угощенье.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный этап. 3 минуты
Дети с воспитателем заходят в сказочный лес.
Демонстрация слайда №1 с иллюстрацией весеннего леса.
Аудиозапись шума леса.
Воспитатель. В лес весенний на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключенья нам, ребята, не найти. По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем. Может быть, в лесу весеннем сказки мы найдем.
- Основной этап. 10-15 минут
(Аудиозапись голоса Сороки – вороны)
Воспитатель. Кто это так кричит? Кто нас к себе зовет?
Дети. Сорока-ворона.
Воспитатель. Мы пошли-пошли и к Сороке вороне пришли.
Демонстрация слайда №2 с иллюстрацией Сороки-вороны.
Пальчиковая народная игра «Сорока – ворона».
Сорока – ворона,
Кашку варила
Деток созывала,
Этому дала, этому дала, всем дала,
А нам письмо принесла.
Воспитатель. Это письмо от бабушки Варвары. Она нас к себе в гости ждет. (Читает письмо детям).
Ко мне в гости собирайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь.
Жду вас с нетерпеньем. Только вот беда. Потеряла я лукошко со сказками. Вы поможете мне его найти? (Ответы детей). А поможет вам в этом волшебный клубочек.
Ребятки, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?
Дети. Колобок, Теремок, Репка.
Воспитатель. Молодцы. За клубочком мы пойдем, сказки бабушке найдем.
(Воспитатель катит клубок…)
Воспитатель.
Дети, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Сказка спряталась пока.
Демонстрация слайда №3 с иллюстрацией героев сказки «Репка»
Дидактическая игра «Угадай из какой сказки».
Круглая, да гладкая,
Её откусишь — сладкая.
Засела она крепко,
В сказке, это … (Репка).
Воспитатель. Угадали, как называется сказка?
Дети. Репка.
Воспитатель. Репка какая?
Дети. Круглая, гладкая, сладкая.
Воспитатель. Молодцы. Чтобы попасть в сказку, нам нужно выполнить задание — составить картинки.
Дидактическая игра «Часть – целое»
(Дети из частей рисунка с изображением репки, составляют целостные картинки).
Демонстрация слайда №4 с иллюстрацией большой репки.
Воспитатель. Вот сколько много репок у нас теперь будет. В сказке, сколько репок, (Ответы детей – одна), а у нас сейчас сколько репок? (Ответы детей — много). В сказке репка большая или маленькая? (Ответы детей — большая). А у нас репки какие? (Ответы детей – маленькие.)
Физминутка «Репка»
В огороде дедка
Репку посадил. (Присели)
И водой из лейки
Репку он полил. (Тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка,
И сладка, и крепка. (Тянемся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивленье (Подняли ручки вверх)
Большая – пребольшая,
Всем хватит угощенья. (Руки в стороны)
Выросла репка
И сладка, и крепка. (Ручками обняли себя).
Воспитатель. Попрощаемся со сказкой «Репка». За клубочком мы пойдём, прямо в сказку попадём.
Демонстрация слайда №5 с иллюстрацией «Сломанный Теремок».
Воспитатель. На полянке у опушки,
Звери жили в своей избушке.
Мишка мимо проходил
И избушку развалил.
Как называется эта сказка? (Теремок)
Демонстрация слайда №6 с иллюстрацией героев сказки «Теремок»
Воспитатель. Ребятки, как нам помочь героям сказки «Теремок»? (Ответы детей.) Давайте построим новый Теремок!!!
Дидактическая игра «Терем-теремок»
(Раздаются инд. фланелеграфы, геометрические фигуры. Малыши строят каждый свой Теремок).
Воспитатель. Звери Терем увидали,
И все сразу прибежали.
Стали звери поживать,
Да добра наживать.
Дидактическая игра «Кого не хватает»
(На фланелеграфе воспитатель выставляет плоскостные фигурки зверей из сказки «Теремок», зверушки-Мишки там нет. Дети должны угадать кого нет).
Демонстрация слайда №7 с иллюстрацией Теремка и Мишки.
Воспитатель.
Мишка, Мишенька дружок,
В Теремок ты заходи,
Домик наш ты береги.
Зверушки в гости нас зовут
И играть нас очень ждут.
Русская народная игра «Каравай»
Как на зверушкины новоселье,
Испекли мы каравай:
Вот такой узенький, вот такой низенький.
Вот такой широкий, вот такой высокий,
Вот такой вкусненький.
Демонстрация слайда №7 с иллюстрацией лукошка и книжек со сказками.
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, а вот и лукошко со сказками. Отнесем его бабушке Варваре.
(Дети с воспитателем достают из-за ширмы лукошко с книгами, вышеперечисленных сказок).
3.Рефлексия, анализ. 2 мин.
(Выходит бабушка Варвара.)
Бабушка Варвара. Спасибо мои хорошие, вы нашли мои сказки. Вам понравилось путешествие в сказки? (Ответы детей). А как называются сказки, которые живут в моем лукошке? (Бабушка достает по очереди книги и демонстрирует иллюстрацию, дети говорят название сказки). Вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Вы у меня очень умные, я вас очень люблю, и приготовила вам угощение.
(Дети вместе с воспитателем открывают сундучок, а в нем – конфеты. Педагог угощает детей).
Список литературы:
1.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004.
2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.\ Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, ОН. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.