Конспект интегрированного занятия
по речевому и музыкальному развитию
«Путешествие в весенний лес»
для детей старшей группы
Чепига Оксана Витальевна,
воспитатель
Вельгус Вера Евгеньевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ г. Мурманска №7
Цель: Развитие связной речи детей через восприятие музыкальных произведений.
Задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство с творчеством П.И. Чайковского;
- обогащать словарный запас детей;
- продолжать совершенствовать умение детей играть на клавесах;
- расширить знания детей об изменениях в весеннем лесу.
- развивающие:
-формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты); - продолжать вырабатывать четкие координированные движения во взаимодействию с речью;
- развивать фонематический слух;
- развивать и корректировать музыкально-ритмические движения;
- развивать умение внимательно слушать музыку во время движения, быстро реагировать на изменение ее характера.
воспитательные: - воспитывать личностные качества, чувство коллективизма;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (маракас, колокольчик, клавесы), картина весеннего леса, портрет П.И. Чайковского, проектор.
Ход занятия
(Дети стоят перед входом в музыкальный зал, дверь закрыта, на дверях мнемотаблица «Весна»)
Воспитатель 1: Ребята, а какое время года наступило?
Дети: наступила весна.
Воспитатель 1: Какие приметы весны вы знаете?
Дети называют приметы весны:
Весной на деревьях набухают почки, появляются первые цветы.
Весной животные просыпаются после зимней спячки.
Весной птицы возвращаются из теплых стран.
Весной насекомые просыпаются после зимы.
Весной мы надеваем весеннюю легкую одежду.
Весной дни становятся длиннее, а ночи короче.
Весной небо голубое.
Воспитатель 1: Молодцы!
А сейчас мы отправимся в путешествие в весенний лес. Там нас ждет много чудесного и интересного.
1слайд: Весна
Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель 2: (фоном играет пение птиц) Ребята, доброе утро! Мы с вами в весеннем лесу. Посмотрите, какая вокруг красота! Листочки на деревьях распускаются, птицы поют. Чувствуете, как весной легко дышится? Но, прежде чем идти гулять, нам нужно всем как следует проснуться!
Песенка-будилка
(колокольчик, маракас, клавесы)
Воспитатель 2: итак, мы в весеннем лесу.
Воспитатель 1: Ребята, какие вы знаете правила поведения в лесу?
Ответы детей
Воспитатель 2: Я предлагаю вам немножко погулять по лесным тропинкам. Но будьте внимательны, дороги в лесу разные, где-то можно весело гулять по тропинке без каких-либо препятствий, а где-то аккуратно перейти ручеек по бревнышку.
Муз-ритм движения: «Пружинящий шаг»
«Подскоки и прыжки»
«Тройной шаг»
«Бег на носочках врассыпную»
2 слайд-Птица в кормушке
Воспитатель 2: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (ПЕНИЕ ПТИЦ)
Воспитатель 1: А каких птиц вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель 1: Ребята, как вы думаете, тяжело им было пережить зиму? А кто им помогал? (Люди делали кормушки)
Воспитатель 2: Давайте мы тоже сделаем красивую кормушку? А помогут нам в этом клавесы!
Логоритмическая песенка «Кормушка»
(Проводится под музыкальное сопровождение)
Воспитатель 2: Посмотрите, какая замечательная кормушка у нас получилась!
3 слайд — кормушка
Воспитатель 1: Ребята, а вы знаете, какие цветы растут в лесу?
Ответы детей
Воспитатель 1: Вот мы нашли первый подснежник (показывает искусственный подснежник)
4 слайд- подснежник
Ребенок:
Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник, житель весенний
На синей проталине смело растёт.
Воспитатель 1: Давайте подуем на цветок, как легкий, весенний ветерок.
Дети вместе с педагогом выполняют дыхательную гимнастику.
Упражнение на дыхание
Воспитатель 1: Ребята, весной лес оживает: просыпаются медведи, ёжики, белки и зайцы меняют свои наряды. Все радуются встречи друг с другом!
4 слайд «Зайка, мишка, ежик, белочка в лесу»
Воспитатель 1: Выходите скорее ко мне.
Нейроигра «По дорожке мы шагали» (массаж спины)
Развиваем пальцевой праксис, чувство ритма, внимание и накапливаем словарь по теме.
По дорожке мы шагали, Шагают пальчики
Ёжика мы повстречали,
Поочередное постукивание спины подушечками пальцев.
По дорожке мы шагали, Шагают пальчики
Мишутку повстречали,
Поколачивание кулачками по спине.
По дорожке мы шагали, Шагают пальчики
Зайчика мы повстречали,
Похлопывание пальцами по спине.
По дорожке мы шагали, Шагают пальчики
Белочку мы повстречали,
Ладонями погладить спину.
Дети сели
Воспитатель 2: Весна- прекрасное время года. Она нашла отражение в картинах и в музыке. У многих композиторов весна пробуждала прекрасные чувства, которые выливались в музыку. Одним из них был П.И. Чайковский
5 слайд- портрет П.И. Чайковского
Слушание: «Апрель» П.И Чайковский
Пьеса называется «Апрель. подснежник». Она рассказывает нам о весне.
Настроение у нее весеннее, теплое, радостное, как прекрасная весна! Она приносит людям радость.
Природа просыпается от зимнего сна: светит ласковое солнце, птицы возвращаются домой. И вот зацветает самый ранний цветок- подснежник.
Он нежный и хрупкий.
Пьеса очень выразительная и танцевальная. Музыка похожа на вальс.
Слушая это музыкальное произведение хочется улыбаться и радоваться весне!
Воспитатель 1: Так быстро время пролетело, мы и не заметили. Но, наверное, пора возвращаться домой! А что помогает человеку точно знать время и везде быть вовремя?
6 слайд- часы
Танец «Часики ритмичные»
Воспитатель 1: Но на наших часиках еще есть минутка, и мы успеем вместе поиграть!
Подвижная игра «Шишки»
Подведение итогов:
Ребята, вы молодцы! У вас все получилось. Но время нашего
сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться,
Релаксия:
- Ответьте мне, ребята, понравилось ли вам наше путешествие?
- Что больше всего понравилось и запомнилось?
- Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать.
- Попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До свидания!».
Сюрпризный момент (Находят корзинку с угощениями)
Дети под спокойную музыку выходят из музыкального зала.