Конспект логопедического занятия
«Путешествие в весенний лес»
на основе лексических тем «Птицы», «Весна»
с детьми подготовительной к школе группы
Шемякина Людмила Ивановна,
учитель-логопед ГКДОУ №34,
г. Невинномысск Ставропольского края
Цель: способствовать обобщению представлений о весенних изменениях в природе, перелетных птицах, формировать положительное эмоциональ-ное отношение к природе.
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизировать знания детей о последовательном появлении перелетных птиц весной, о весенних изменениях в природе (на основе рассказа Николая Сладкова «Птицы весну принесли»), расширять словарь по теме «Весна», ввести в актив слова «проталины», «заворсилась», совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать развернутой фразой, отгадывать слова по количеству частей в слове и гласным буквам.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать связную речь, речевой слух, общую и мелкую моторику, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе. Развивать активность, сотрудничество.
Оборудование: макет дерева, предметные картинки-выпиловки с изображением перелетных птиц (грач, трясогузка, зяблик, пеночка, кукушка, соловей), настольные «компьютеры» — индивидуальные кассы букв, расположенных в 3 ряда как на настоящей компьютерной клавиатуре с готовыми схемами для определения названий птиц: А (грАч), У У А (кУкУшкА), Я И (зЯблИк).
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с весенней тематикой, аудиозаписи голосов весенних птиц, чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы весну принесли». Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась. Дальше — больше. Пеночки прилетели — цветы запестрели. Кукушка вернулась — листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались — черёмуха зацвела. Весна так и делается: каждый понемножку.
Словарная работа: «проталины» — участки земли, освободившиеся от снега;
«ворситься» — вырастать, пробиваться из-под земли;
«пестреть» — от слова пестрый, разноцветный.
Ход занятия:
1.Организационный момент
— создание эмоционального положительного фона.
Логопед предлагает детям изобразить «солнышко» (дети встают спиной в круг и протягивают вперед руки, как солнышко посылает нам лучики на землю) и ответить на вопрос: «Какое сегодня утро?» (логопед подходит каждому ребенку и протягивает ему свои руки, а ребенок отвечает на заданный вопрос).
Ответы детей:
— Утро теплое или холодное;
— ясное или пасмурное;
— весеннее или зимнее;
— мартовское или апрельское;
— ветреное или безветреное;
— солнечное или пасмурное
В случае затруднений логопед задает наводящие вопросы.
2. Работа по теме: «Путешествие в весенний лес»
Логопед: «Отгадайте загадку»:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава (весна)
Логопед: «Молодцы, отгадали загадку. А теперь вспомните, какие приметы весны вы услышали в загадке и они подсказали вам правильный ответ?» Ответы детей: Весной бывает голубое небо. Весной бегут ручьи. Весной купаются в лужах воробышки. Весной появляются первые проталинки и первая трава.
Сообщение темы занятия:
(Звучит аудиозапись пения соловья)
Логопед: «Что вы слышите?»
Ответы детей: «Пение птицы»
Логопед: «Догадались какой?»
Это соловушка приглашает нас в весенний лес.
Логопед: «Пройдет на лесную полянку тот, кто закончит поговорку о весне».
Дети по одному продолжают поговорки и перепрыгивают через весенний ручеек.
Увидел грача — …(весну встречай).
Март водою – …(апрель с травою).
В марте курочка под порожком …(водицы напьется).
В марте щука хвостом …(лед разбивает).
Логопед: Вот мы и пришли на весеннюю полянку. Присаживайтесь на пенечки
Развитие диалогической речи — беседа по содержанию рассказа Н. Сладкова « Птицы весну принесли».
Логопед: Какие птицы прилетают самыми первыми?
Ответы детей: Первыми прилетают грачи, они проталины приносят.
Дети находят фигурку грача и сажают птицу на дерево.
Кто прилетает вслед за грачами?
Ответы детей: За грачами прилетают трясогузки-ледоломки, они лёд на реке раскалывают (дети находят трясогузку среди перелетных птиц, лежащих под макетом дерева и сажают её на дерево).
Логопед: Кто прилетает вслед за трясогузками?
Ответы детей: За трясогузками появляются зяблики, и тогда зелёная травка начинает ворситься (пробиваться, расти).
Дальше — больше. Когда за зябликами прилетают пеночки — начинают цветы пестреть, (распускаться, цвести).
Кукушка возвращается — листья на берёзах проклевываются (распускаются, появляются).
Соловьи прилетают — черёмуха зацветает.
Дети последовательно находят фигурки – выпиловки птиц, сидящих под макетом дерева, сажают их на дерево и рассказывают об изменениях в природе, происходящих с их прилетом (грач, трясогузка, зяблик, пеночка, кукушка, соловей)
3. Речь с движением «Весна-красна» (с музыкальным сопровождением)
Координация речи с движением. Автоматизация правильного произношения, дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
Посмотри какое небо голубое… — ритмично шагают
Отчего так птицы весело поют?
К нам идет царица, красная девица.
Все ее весною ласково зовут.
Весна-красна идет и песенку поет
А в песне той свирель, весенняя капель. – «играют на свирели»
Ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля
4. Чтобы выбраться из леса, нужно найти правильный ответ.
За грачами прилетают трясогузки или грачи за трясогузками?
За трясогузками появляются зяблики или наоборот?
Кукушки за соловьями или соловьи за кукушками?
Логопед: Какие молодцы, не ошиблись, не запутались и теперь мы снова в детском садике.
5. Работа с настольными компьютерами. Отгадайте слова – названия птиц по количеству частей в слове и гласным буквам (дети поочередно разбирают готовые схемы слов, дети объясняют, какая птица «зашифрована)
А (грАч) У У А (кУкУшкА) Я И (зЯблИк)
Ответы детей: В первом слове всего одна часть и гласная А, зашифровано слово ГРАЧ. Во втором слове всего три части и три гласных- У У А, зашифровано слово КУКУШКА. В третьем слове две части и две гласных — Я И, зашифровано слово ЗЯБЛИК.
6. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
— Что сегодня делали? Что больше всего понравилось?
Логопед благодарит детей за то, что они работали дружно, не отвлекались, были внимательными и наблюдательными.