Путешествие в весенний лес

Конспект логопедического занятия

«Путешествие в весенний лес»

на основе лексических тем «Птицы», «Весна»

с детьми подготовительной к школе группы

Шемякина Людмила Ивановна,

учитель-логопед ГКДОУ №34,

 г. Невинномысск Ставропольского края

Цель: способствовать обобщению представлений о весенних изменениях в природе, перелетных птицах, формировать положительное эмоциональ-ное отношение к природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизировать знания детей о  последовательном появлении перелетных птиц весной, о весенних изменениях в природе (на основе рассказа Николая Сладкова «Птицы весну принесли»), расширять словарь по теме «Весна», ввести в актив слова «проталины», «заворсилась», совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать развернутой фразой, отгадывать слова по количеству частей в слове и гласным буквам.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, речевой слух, общую и мелкую моторику, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной природе. Развивать  активность, сотрудничество.

Оборудование: макет дерева, предметные картинки-выпиловки с изображением перелетных птиц (грач, трясогузка, зяблик, пеночка, кукушка, соловей), настольные «компьютеры» — индивидуальные кассы букв, расположенных в 3 ряда как на настоящей компьютерной клавиатуре  с готовыми схемами для определения названий птиц: А (грАч), У У А (кУкУшкА), Я И (зЯблИк).

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с весенней тематикой, аудиозаписи голосов весенних птиц, чтение рассказа Н. Сладкова «Птицы весну принесли». Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась. Дальше — больше. Пеночки прилетели — цветы запестрели. Кукушка вернулась — листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались — черёмуха зацвела. Весна так и делается: каждый понемножку.

Словарная работа: «проталины» — участки земли, освободившиеся от снега;

«ворситься» — вырастать, пробиваться из-под земли;

«пестреть» — от слова пестрый, разноцветный.

Ход занятия:

1.Организационный момент

— создание эмоционального положительного фона.

Логопед предлагает детям изобразить «солнышко» (дети встают спиной в круг и протягивают вперед руки, как солнышко посылает нам лучики на землю) и  ответить на вопрос: «Какое сегодня утро?» (логопед подходит каждому ребенку  и протягивает ему свои руки, а ребенок отвечает на заданный вопрос).

Ответы детей:

— Утро теплое  или холодное;

 — ясное или пасмурное;

— весеннее или зимнее;

— мартовское или апрельское;

— ветреное или безветреное;

— солнечное или пасмурное

 В случае затруднений логопед задает наводящие вопросы.

2. Работа по теме: «Путешествие в весенний лес»

Логопед: «Отгадайте загадку»: 

Голубые, синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава (весна)

Логопед: «Молодцы, отгадали загадку. А теперь вспомните, какие приметы весны вы услышали в загадке и они подсказали вам правильный ответ?» Ответы детей: Весной бывает голубое небо. Весной бегут ручьи. Весной купаются в лужах воробышки. Весной появляются первые проталинки и первая трава.

 Сообщение темы занятия:

(Звучит аудиозапись пения соловья)

 Логопед: «Что вы слышите?»

Ответы детей: «Пение птицы»

Логопед: «Догадались какой?»

 Это соловушка приглашает нас в весенний лес.

Логопед: «Пройдет на лесную полянку тот, кто закончит поговорку о весне».

Дети по одному продолжают поговорки и перепрыгивают через весенний ручеек.

Увидел грача — …(весну встречай).

Март  водою – …(апрель с травою).

В марте курочка под порожком …(водицы напьется).

В марте щука хвостом …(лед разбивает).

Логопед: Вот мы и пришли на весеннюю полянку. Присаживайтесь на пенечки

Развитие диалогической  речи — беседа по содержанию рассказа Н. Сладкова « Птицы весну принесли».

Логопед: Какие птицы прилетают самыми первыми?

Ответы детей:  Первыми прилетают грачи, они  проталины приносят.

Дети находят фигурку грача и сажают птицу на дерево.

Кто прилетает вслед за грачами?

Ответы детей:  За грачами прилетают трясогузки-ледоломки, они лёд на реке раскалывают (дети находят трясогузку среди перелетных птиц, лежащих под макетом дерева и сажают её на дерево).

Логопед: Кто прилетает вслед за трясогузками?

Ответы детей:  За трясогузками появляются зяблики, и тогда зелёная травка начинает ворситься (пробиваться, расти).

Дальше — больше. Когда  за зябликами прилетают пеночки — начинают цветы пестреть, (распускаться, цвести).

Кукушка возвращается — листья на берёзах проклевываются (распускаются, появляются).

 Соловьи прилетают — черёмуха зацветает.

Дети последовательно находят фигурки – выпиловки птиц, сидящих под макетом дерева, сажают их на дерево и рассказывают об изменениях в природе, происходящих  с их прилетом (грач, трясогузка, зяблик, пеночка, кукушка, соловей)

3. Речь с движением «Весна-красна» (с музыкальным сопровождением)

 Координация речи с движением.  Автоматизация правильного произношения,  дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.

Посмотри какое небо голубое…                     —              ритмично шагают

Отчего так птицы весело поют?

К нам идет царица, красная девица.

Все ее весною ласково зовут.

 Весна-красна  идет и песенку поет                      

 А в песне той свирель, весенняя капель.            –           «играют на свирели»

Ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля

Ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля

4. Чтобы выбраться из леса, нужно найти  правильный ответ.

За грачами прилетают трясогузки или грачи  за трясогузками?

За трясогузками появляются зяблики или наоборот?

Кукушки за соловьями или соловьи за кукушками?

Логопед: Какие молодцы, не ошиблись, не запутались и теперь мы снова в детском садике.

5. Работа с настольными компьютерами. Отгадайте слова – названия птиц  по количеству частей в слове и гласным буквам (дети поочередно разбирают  готовые схемы слов, дети объясняют, какая птица «зашифрована)

А (грАч)               У У А (кУкУшкА)    Я И (зЯблИк)

Ответы детей:  В первом слове всего одна часть и гласная А, зашифровано слово ГРАЧ. Во втором слове всего три части  и три гласных-  У У А, зашифровано слово КУКУШКА. В третьем слове две части и две гласных —   Я И, зашифровано слово ЗЯБЛИК.

6. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

— Что сегодня делали? Что больше  всего понравилось?

Логопед благодарит детей за то, что они работали дружно, не отвлекались, были внимательными и наблюдательными.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.