Конспект коррекционно-образовательной деятельности
«Р. Шуман «Смелый наездник»
для детей с ТНР
Пугачева Татьяна Анатольевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
Задачи:
1. Познакомить с пьесой «Смелый наездник» и композитором Р. Шуманом.
2. Тренировать подвижность языка, губ, щек, нижней челюсти.
3. Развивать двигательную активность, творческие проявления детей.
Предварительная работа: выполнение на музыкальных занятиях логоритмических упражнений, двигательных упражнений: «Прямой галоп», шаг с высоким подниманием ног, разучивание упражнения «Музыкальное Эхо», знакомство с музыкальными инструментами и их принадлежностью (духовые, струнные, ударные, клавишные).
Подбор иллюстраций, видеоматериала и монтаж фильма.
Ход коррекционно-образовательной деятельности:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на портрет (на экране портрет композитора). Перед нами знаменитый немецкий композитор Роберт Шуман. Кто такой композитор? (Человек, который сочиняет музыку) Р.Шуман — Композитор, педагог, музыкальный критик. Занятия музыкой он начал с 7 лет. А в 10 уже начал сочинять небольшие произведения. Его учитель был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за травмы руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить свою жизнь сочинению музыки. Он написал много различных музыкальных произведений, в которых преобладают светлые и жизнерадостные настроения. У Шумана было 8 детей, и все они обучались музыке. Именно для них написана пьеса, с которой мы сегодня познакомимся! Давайте ее прослушаем.
Дети смотрят видео, в котором звучит пьеса Р. Шумана «Смелый наездник». В видео использована мультипликация. Дети ярче воспринимают образ.
Музыкальный руководитель: Эта пьеса называется «Смелый наездник». А кто такой наездник? (человек, который скачет на лошади). Какой у музыки характер? (быстрая, звонкая, смелая, отважная, четкая и т.п.)
Музыкальный руководитель: Молодцы, правильно охарактеризовали музыку! Она вам понравилась? Давайте покажем как вам нравится музыка (дети выполняют упражнение «Улыбка» — Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены, цель: вырабатывать умение напрягать и расслаблять мышцы губ, руками показываем большие пальцы).
Музыкальный руководитель: А копытца у лошади стучат звонко и четко! Давайте покажем как! (дети выполняют упражнение – «Лошадка» – это динамическое упражнение для языка, цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку и вырабатывать его подъем).
Музыкальный руководитель: Все молодцы, резво скакала лошадка! Теперь посмотрите на экран и скажите, какой музыкальный инструмент изображен (рояль). Если дети затрудняются – педагог подсказывает. Обратите внимание, это клавишный инструмент, основной вид фортепиано. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, а клавиатура более чувствительна. Сейчас мы с вами прослушаем пьесу «Смелый наездник» в исполнении девочки, которая сыграет ее на рояле!
Дети смотрят видео, слушают пьесу.
Музыкальный руководитель: Очень старалась юная пианистка! Вам понравилось? (упражнение «Улыбка»)
А теперь давайте и мы с вами прокатимся на лошадке! Встали, повернулись друг за другом.
Выполняется упражнение «Шаг с высоким подъемом ног». Цель: развитие чувства ритма, координации движений.
Идем по кругу, высоко поднимая колени, спина прямая, руки на поясе, голову не опускаем, смотрим вперед. Внимательно слушаем музыку, выполняем шаги ритмично, носок ноги опускаем вниз.
Музыкальный руководитель: А теперь крепче держите поводья, пускаем лошадку в галоп! Дорога ровная, прямая!
Выполняется упражнение «Прямой галоп». Цель: развитие чувства ритма, двигательной активности. Правая нога выставляется вперед, левая в прыжке вперед ее «догоняет», руки вытянуты перед собой – «держим поводья». Учить детей согласовывать движения с характером музыки, двигаться легко, следить за осанкой, за тем, чтобы дети не разворачивали корпус боком, развивать художественно – творческие способности.
Музыкальный руководитель: Прискакали к речке, в ней шумит вода.
Выполняется упражнение на звук Ш. Дети вдыхают воздух, выдыхают, произнося звук Ш. Цель: укрепить мышцы губ, языка и щек, улучшить кровообращение.
Музыкальный руководитель: Рядом роща, в ней шумит ветер. Цель: укрепить мышцы губ, языка и щек, улучшить кровообращение.
Выполняется упражнение на звук У. Дети вдыхают воздух, выдыхают, произнося звук У.
Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше! Дорога пошла в гору, снова идем шагом. С остановкой музыки – останавливаемся!
Повторяется упражнение «Шаг с высоким подъемом ног».
Музыкальный руководитель: Поднялись мы с вами на гору. А здесь живет ЭХО. Давайте с ним поиграем! Я пою короткую фразу, а вы – мое ЭХО, повторяете также, как я!
Выполняется музыкальное упражнение «Музыкальное Эхо». Цель: Развивать голосовой аппарат детей. Учить петь громко и тихо, развивать навык чистого интонирования звуков, звуковысотное восприятие, творческую активность детей.
Эхо! Отзовись!
С нами петь! Научись!
Слушай! Не зевай!
Все за мной! Повторяй!
Музыкальный руководитель: Возвращаемся обратно! Галоп!
Повторяем упражнение «Прямой галоп».
Музыкальный руководитель: Внимание на экран! Что изображено? (гитара и флейта). Гитара какой инструмент? (струнный), а флейта? (духовой). Давайте покажем как играют на гитаре и флейте!
Выполняются упражнения «Гитара» и «Флейта». В упражнении «Гитара» дети имитируют игру на гитаре: одна рука держит инструмент, вторая «ударяет по струнам», сжимание и резкое разжимание пальцев рук. Упражнение способствует развитию мелкой моторики.
В упражнении «Флейта» дети произносят слог ТУ, при этом имитируя игру на флейте. Развитие мелкой моторики, укрепление мышц губ, щек, языка.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы услышим пьесу «Смелый наездник» в исполнении этих инструментов.
Дети смотрят видео и слушают музыку в исполнении гитары и флейты.
Музыкальный руководитель: Как называется пьеса, которую мы слушаем? («Смелый наездник») Написал ее композитор – Роберт Шуман. Пьеса позвучала в исполнении рояля, гитары, скрипки, а сейчас ее исполнит целый оркестр! А что такое оркестр? Оркестр – это группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение! Посмотрите на экран! Управляет оркестром человек, которого называют — дирижер!
Давайте посмотрим и послушаем!
Дети смотрят видео и слушают музыку в исполнении оркестра.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомились с пьесой, которая называется… («Смелый наездник»), композитор … (Роберт Шуман). Понравилось вам, ребята? (показываем – «улыбка» и большие пальцы вверх). До новой встречи! Теперь вы можете отправиться в группу, как настоящие наездники!
Дети покидают музыкальный зал, выполняя движение «Прямой галоп».