Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Из опыта работы

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Сулимова Анастасия Игоревна,

МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба»,

г. Ярцево Смоленской области

Художественно – эстетическое развитие становится чрезвычайно важным для развития ребёнка. Согласно ФГОС ДОО, образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» определяет задачи развития целостного – смыслового восприятия, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Художественное творчество  — один из любимых видов деятельности  детей. Рисование для ребёнка одно из самых больших удовольствий. Благодаря рисованию у детей развивается фантазия, творчество, воображение, а также объединяются главные проявления творческой индивидуальности: эмоциональное, интеллектуальное и деятельностное (практическое).

В современное время традиционных методов часто недостаточно для развития детей, дети много фантазируют, придумывают новое и интересное, поэтому появляются различные технологии, методы, которые позволяют сделать процесс изобразительной деятельности более интересным и продуктивным.

Нетрадиционные техники рисования – это увлекательная деятельность, которая восхищает детей, а также открывает широкий простор для детской фантазии.

Именно эта техника рисования создаёт  атмосферу открытости и  непринуждённости, способствуют развитию инициативности, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.

Свою работу по развитию творческих способностей детей строю на следующих принципах:

1.       От простого к сложному (предусмотрен постепенный переход от простых занятий к сложным)

2.       Принцип наглядности (выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление)

3.       Принцип индивидуализации (обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в образовательно – воспитательный процесс) 

В своей возрастной группе я использую следующие формы рисования:

Рисование пальчиками – это самая первая техника, с которой я начала приобщать детей к рисованию, что способствовало раннему развитию творческих способностей. В данной технике ребёнок обмакивает палец в краску и оставляет след на бумаге. Это могут быть пятна на теле жирафа, листочки на дереве, цветы и т.д. А также проведение линий (травка, лучики солнца). Также можно фантазировать и превращать отпечатки пальчиков в различные объекты, дорисовывая их.

Рисование ладошками одна из интересных техник рисования. В блюдце с разбавленной краской опускается внутренняя поверхность ладони или наносится кисточкой, затем ребёнок оставляет след на листе бумаги. После чего с детьми придумываем во что, можно превратить отпечаток ладошки, это могут быть различные животные, герои из любимых сказок, цветы и т.д.

Рисование с помощью штампа — можно использовать всё: разрезанный пополам картофель, яблоко, листочек с дерева, лепестки от цветов и другое. Наносится краска на выбранный предмет, отпечатывается на листе бумаги, дальше можно пофантазировать и дорисовать.

Дети очень любят эту технику рисования, т.к. это самый простой и быстрый способ создания красивого изображения. Мы вместе с детьми  погружаемся в увлекательную игру и волшебство.

Следующая техника рисования Кляксография.

На листе бумаги нужно сделать кляксу, раздуть её с помощью трубочки и пофантазировать, на что это похоже. Это один из самых эффективных способов для развития творческих способностей детей. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат.

Рисование при помощи одноразовых пластмассовых вилок – это один из материалов для рисования, с помощью которого можно создавать настоящие творческие шедевры. Предлагая нарисовать таким способом, дети испытывают столько восторга и удивления.

Для такого рисования нужно опустить вилку в разведённую краску и оставить след в нужном направлении.

С помощью этой техники дети с лёгкостью рисуют ёлочку, одуванчик, иголки у ёжика и многое другое.

Рисование ватными палочками – это метод тычка, при котором ребёнок опускает палочку в краску и прижимает её к листу бумаги, оставляя на нём след. С помощью ватной палочки я  познакомила детей с кистью.

Используя данную технику, мы рисуем с детьми некоторые элементы персонажей, например, только иголки у ёжика, только ушки у зайчика, заполняем предложенный силуэт, дорисовываем рисунок (лепестки цветку, ягодки на ветки рябины, корм для птичек)

Для  развития фантазии и  творческого воображения использую технику ниткографии.

Шерстяную нитку окунаем в емкость с краской, когда нить наберет цвет, ее помещаем меж двух листов бумаги, дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягиваем наружу. В таких рисунках можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь.

Также рассказываю детям сказку — историю: «Жила-была ниточка. Она была совсем одинешенька. В один прекрасный день решила ниточка погулять. Погода стояла чудесная – пригревало желтое солнышко, зеленела травка, а на синем небе резвились пушистые белые облачка. И так ей понравилась картина вокруг, что захотелось все перенести на лист бумаги. Да вот беда, не было у ниточки друга-карандаша и подруги-кисточки. Тогда она решилась и окунулась в яркую краску сама. Прыгнула ниточка на бумагу, и тут же на ней показались солнышко, травка и задорные тучки!»

Представляю вам необычную технику рисования из бросового материала, рисование пластмассовыми стаканчиками и бутылками.

В данной технике мы используем только пластиковые или пластмассовые стаканчики и бутылки. Нужно налить краску в плоскую тарелочку, окунать стаканчик или бутылку в краску и наносить рисунок на лист бумаги. С помощью стаканчиков мы можем нарисовать различные предметы круглой формы, таким образом можно нарисовать снеговика, гусеницу, воздушные шары и многое другое.

Рисуя пластиковой бутылкой можно с лёгкостью нарисовать цветок, листву дерева

Очень интересным способом рисования как для меня так и для детей стало рисование расчёской

На листе бумаги нужно нарисовать жирную, густую линию, затем «расчесать» краску в разные стороны. Получается целая игра, которая доставляет детям огромную радость и положительные эмоции.

Рисование цветными опилками – необычный и интересный способ рисования. Опилки заранее окрашиваются в различные цвета, затем дети наносят клей на рисунок и посыпают опилки. Такой способ также очень нравится детям, рисунки получаются необычными и объёмными.

Занятия с фольгой превращают детей в маленьких волшебников, создающие чудесные рисунки.

Чтобы получить изображение нужно положить на фольгу рисунок и перевести его, после чего можно раскрасить рисунок.

Также я использую данный метод для коллективного рисования. Нужно застелить стол фольгой и дети рисуют по собственному замыслу в любой технике рисования.

Применяю нетрадиционную технику рисования в непосредственной образовательной деятельности для закрепления материала темы недели, а также в режимных моментах и свободной деятельности детей.

В работе сочетаю несколько техник, например вы, можете увидеть, как мы рисовали гнездо раздувая краску трубочкой, и птичку используя трафарет и губку, а также виноград, листочки ладошками, а ягоды отпечатками пальчиков.

Перед каждой непосредственной образовательной деятельностью я провожу предварительную работу — наблюдение, чтение стихотворений, беседа, а также пальчиковые игры, например, засолка капусты, кошка и мышки, а также применяю ознакомление с различными средствами выразительности.

В процессе непосредственной образовательной деятельности использую игровую или проблемную ситуацию, что в свою очередь мотивирует детей на дальнейшую деятельность, а также использую физкультминутки, что помогает избавиться от переутомления детей.

В группе есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого стенда в активизации детского художественного творчества, обогащения опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием учувствуют в украшении группы своими работами, что позволяет мотивировать их к творческой деятельности.

В работе с родителями разрабатываю папки-передвижки с консультациями по нетрадиционным техникам рисования, различные памятки и рекомендации по работе дома. Привлекаю к совестному творчеству дома.

Таким образом, работая с нетрадиционными техниками рисования, я замечаю, что у детей развиваются творческие способности, они проявляют больше инициативы, познавательную активность. Развивается мелкая моторика рук, что влияет на координацию, речь, наблюдательность и т.д,  психические процессы, способствует умственному развитию и делает весь процесс рисования лёгким, интересным.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.