Из опыта работы
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Сулимова Анастасия Игоревна,
МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба»,
г. Ярцево Смоленской области
Художественно – эстетическое развитие становится чрезвычайно важным для развития ребёнка. Согласно ФГОС ДОО, образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» определяет задачи развития целостного – смыслового восприятия, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественное творчество — один из любимых видов деятельности детей. Рисование для ребёнка одно из самых больших удовольствий. Благодаря рисованию у детей развивается фантазия, творчество, воображение, а также объединяются главные проявления творческой индивидуальности: эмоциональное, интеллектуальное и деятельностное (практическое).
В современное время традиционных методов часто недостаточно для развития детей, дети много фантазируют, придумывают новое и интересное, поэтому появляются различные технологии, методы, которые позволяют сделать процесс изобразительной деятельности более интересным и продуктивным.
Нетрадиционные техники рисования – это увлекательная деятельность, которая восхищает детей, а также открывает широкий простор для детской фантазии.
Именно эта техника рисования создаёт атмосферу открытости и непринуждённости, способствуют развитию инициативности, самостоятельности детей, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Свою работу по развитию творческих способностей детей строю на следующих принципах:
1. От простого к сложному (предусмотрен постепенный переход от простых занятий к сложным)
2. Принцип наглядности (выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление)
3. Принцип индивидуализации (обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в образовательно – воспитательный процесс)
В своей возрастной группе я использую следующие формы рисования:
Рисование пальчиками – это самая первая техника, с которой я начала приобщать детей к рисованию, что способствовало раннему развитию творческих способностей. В данной технике ребёнок обмакивает палец в краску и оставляет след на бумаге. Это могут быть пятна на теле жирафа, листочки на дереве, цветы и т.д. А также проведение линий (травка, лучики солнца). Также можно фантазировать и превращать отпечатки пальчиков в различные объекты, дорисовывая их.
Рисование ладошками одна из интересных техник рисования. В блюдце с разбавленной краской опускается внутренняя поверхность ладони или наносится кисточкой, затем ребёнок оставляет след на листе бумаги. После чего с детьми придумываем во что, можно превратить отпечаток ладошки, это могут быть различные животные, герои из любимых сказок, цветы и т.д.
Рисование с помощью штампа — можно использовать всё: разрезанный пополам картофель, яблоко, листочек с дерева, лепестки от цветов и другое. Наносится краска на выбранный предмет, отпечатывается на листе бумаги, дальше можно пофантазировать и дорисовать.
Дети очень любят эту технику рисования, т.к. это самый простой и быстрый способ создания красивого изображения. Мы вместе с детьми погружаемся в увлекательную игру и волшебство.
Следующая техника рисования Кляксография.
На листе бумаги нужно сделать кляксу, раздуть её с помощью трубочки и пофантазировать, на что это похоже. Это один из самых эффективных способов для развития творческих способностей детей. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат.
Рисование при помощи одноразовых пластмассовых вилок – это один из материалов для рисования, с помощью которого можно создавать настоящие творческие шедевры. Предлагая нарисовать таким способом, дети испытывают столько восторга и удивления.
Для такого рисования нужно опустить вилку в разведённую краску и оставить след в нужном направлении.
С помощью этой техники дети с лёгкостью рисуют ёлочку, одуванчик, иголки у ёжика и многое другое.
Рисование ватными палочками – это метод тычка, при котором ребёнок опускает палочку в краску и прижимает её к листу бумаги, оставляя на нём след. С помощью ватной палочки я познакомила детей с кистью.
Используя данную технику, мы рисуем с детьми некоторые элементы персонажей, например, только иголки у ёжика, только ушки у зайчика, заполняем предложенный силуэт, дорисовываем рисунок (лепестки цветку, ягодки на ветки рябины, корм для птичек)
Для развития фантазии и творческого воображения использую технику ниткографии.
Шерстяную нитку окунаем в емкость с краской, когда нить наберет цвет, ее помещаем меж двух листов бумаги, дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягиваем наружу. В таких рисунках можно рассмотреть Жар-птицу, цветок, морские волны, вихрь.
Также рассказываю детям сказку — историю: «Жила-была ниточка. Она была совсем одинешенька. В один прекрасный день решила ниточка погулять. Погода стояла чудесная – пригревало желтое солнышко, зеленела травка, а на синем небе резвились пушистые белые облачка. И так ей понравилась картина вокруг, что захотелось все перенести на лист бумаги. Да вот беда, не было у ниточки друга-карандаша и подруги-кисточки. Тогда она решилась и окунулась в яркую краску сама. Прыгнула ниточка на бумагу, и тут же на ней показались солнышко, травка и задорные тучки!»
Представляю вам необычную технику рисования из бросового материала, рисование пластмассовыми стаканчиками и бутылками.
В данной технике мы используем только пластиковые или пластмассовые стаканчики и бутылки. Нужно налить краску в плоскую тарелочку, окунать стаканчик или бутылку в краску и наносить рисунок на лист бумаги. С помощью стаканчиков мы можем нарисовать различные предметы круглой формы, таким образом можно нарисовать снеговика, гусеницу, воздушные шары и многое другое.
Рисуя пластиковой бутылкой можно с лёгкостью нарисовать цветок, листву дерева
Очень интересным способом рисования как для меня так и для детей стало рисование расчёской
На листе бумаги нужно нарисовать жирную, густую линию, затем «расчесать» краску в разные стороны. Получается целая игра, которая доставляет детям огромную радость и положительные эмоции.
Рисование цветными опилками – необычный и интересный способ рисования. Опилки заранее окрашиваются в различные цвета, затем дети наносят клей на рисунок и посыпают опилки. Такой способ также очень нравится детям, рисунки получаются необычными и объёмными.
Занятия с фольгой превращают детей в маленьких волшебников, создающие чудесные рисунки.
Чтобы получить изображение нужно положить на фольгу рисунок и перевести его, после чего можно раскрасить рисунок.
Также я использую данный метод для коллективного рисования. Нужно застелить стол фольгой и дети рисуют по собственному замыслу в любой технике рисования.
Применяю нетрадиционную технику рисования в непосредственной образовательной деятельности для закрепления материала темы недели, а также в режимных моментах и свободной деятельности детей.
В работе сочетаю несколько техник, например вы, можете увидеть, как мы рисовали гнездо раздувая краску трубочкой, и птичку используя трафарет и губку, а также виноград, листочки ладошками, а ягоды отпечатками пальчиков.
Перед каждой непосредственной образовательной деятельностью я провожу предварительную работу — наблюдение, чтение стихотворений, беседа, а также пальчиковые игры, например, засолка капусты, кошка и мышки, а также применяю ознакомление с различными средствами выразительности.
В процессе непосредственной образовательной деятельности использую игровую или проблемную ситуацию, что в свою очередь мотивирует детей на дальнейшую деятельность, а также использую физкультминутки, что помогает избавиться от переутомления детей.
В группе есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого стенда в активизации детского художественного творчества, обогащения опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием учувствуют в украшении группы своими работами, что позволяет мотивировать их к творческой деятельности.
В работе с родителями разрабатываю папки-передвижки с консультациями по нетрадиционным техникам рисования, различные памятки и рекомендации по работе дома. Привлекаю к совестному творчеству дома.
Таким образом, работая с нетрадиционными техниками рисования, я замечаю, что у детей развиваются творческие способности, они проявляют больше инициативы, познавательную активность. Развивается мелкая моторика рук, что влияет на координацию, речь, наблюдательность и т.д, психические процессы, способствует умственному развитию и делает весь процесс рисования лёгким, интересным.