Консультация для педагогов
«Развитие звуковой культуры речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Толмачева Виктория Владимировна,
воспитатель МАДОУ №123 г. Мурманск
Мир, в который приходит ребенок разнообразен и богат. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц.
Прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка – обращать внимание на звуковую сторону слова.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка довольно рано становится предметом внимания ребенка.
Лев Семёнович Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т. е. звуковой.
Даниил Борисович Эльконин писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».
Что же такое Звуковая Культура Речи, что включает в себя это понятие? Давайте посмотрим.
ЗКР — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звук, темп, ритм, интонация, грамматические формы, фразовое и логическое ударение). Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения.
Педагог помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, интонацией. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием словаря связной грамматически правильной речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.
Согласно классификации Ольги Ивановны Соловьевой и Елизаветы Ивановны Тихееевой выделяют два раздела в звуковой культуре речи: культуру речепроизношения и речевой слух и работу по развитию устной речи, которая должна вестись в двух направлениях:
а) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового и речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой ариткуляции;
б) развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, компонентами которого являются фонетический, звуковысотный, ритмический слух)
Что же включает в себя звуковая сторона речи?
• Развитие речевого слуха;
• Развитие артикуляционного аппарата;
• Правильное звукопроизношение;
• Правильное словопроизношение;
• Речевое дыхание при произнесении слов и фраз
Давайте коротко рассмотрим некоторые составляющие ЗКР представленные на экране:
Развитие речевого слуха
Речевой слух — это способность человека точно воспринимать и правильно передавать все стороны звучащей речи.
Речевой слух включает следующие компоненты:
•фонематический слух
•восприятие темпа речи и голоса,
•ритмический слух.
Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова близкие по звучанию.
Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.
Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.
Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи.
Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:
•снижение физического слуха;
•отклонение в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого небо, губы, малая подвижность языка, мягкого нёба, губ);
•слабый, укороченный выдох;
•неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;
•недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;
Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей. Учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.
Что же включает в себя работа по формированию и развитию ЗКР в младшей группе.
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков.
Отработка всех разделов ЗКР осуществляется через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, потешек и стихотворений.
Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
В представленной таблице вы можете рассмотреть характеристику уровней речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста и увидеть какие показатели показывают значительным изменениям.
С детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу над звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Последовательная отработка звуков дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи.
I этап– до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.
II этап– от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание стихотворений, беседы, дидактические игры и т. д.
I вид работы– игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции, воспитание плавного выдоха, развитие громкости голоса
II вид работы– уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» — звук С, «Жуки летают» — звук Ж,
III вид работы– воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Пирожок», «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т. д.)
IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т. д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
А теперь мне хотелось бы представить вашему вниманию фрагменты занятия, направленного на решение задач ЗКР в младшей группе.
1.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в осенний лес.
Во время путешествия, дети выполняют самые разные задания, встречаются с интересными персонажами.
Например, одно из упражнений, входящих в план занятия – «Дождик озорной».
Данное упражнение направлено на развитие слухового восприятия и внимания, ритмического слуха, развитие силы голоса.
Для данного упражнения используются настольные колокольчики. Хочу предложить вам проиграть и выполнить это упражнение.
- Ребята, посмотрите, совсем недавно на полянку выходило яркое солнышко, а сейчас появились серые тучки и кажется, начинается дождик.
Вы слышите озорные капельки дождя?
Как звучат капельки?
Послушайте, а теперь повторяйте за мной (воспитатель выполняет простые звучные отстукивания в колокольчик, дети повторяют за воспитателем)
Когда капельки падают на землю, какой звук мы слышим?
(воспитатель проговаривает слово КАП – КАП) - Капельки громко и звучно падают на землю (громкое проговаривание слова)
- А теперь тихо – почти беззвучно (тихое и спокойное проговаривание слова)
Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок выполнял действия, проговаривал нужные слова четко и ритмично, в соответствии со словесной инструкцией воспитателя.
2.Следующее упражнение, которое направлено на развитие звуковысотного слуха – «Кто на болоте живет»
- В процессе путешествия по осеннему лесу ребята приходят к лесному болотцу.
До ребят доносится кваканье лягушек. Воспитатель уточняет у детей, откуда доносятся звуки, и кто их издает. Задача детей – внимательно прослушать звуки и понять, что их издают две лягушки.
Кваканье одной – громкое четкое, а кваканье второй – высокое и тонкое. Из чего можно сделать вывод, что на болоте живут две лягушки – мама и ее маленький лягушонок.
Воспитатель предлагает детям повторить звук, который издает мама лягушка. А потом и маленький лягушонок.
3.Не стоит забывать и о развитии правильного дыхания.
Неправильное дыхание нередко является причиной позднего или неправильного усвоения звуков (для произношения некоторых звуков нужна сильная воздушная струя, которая должна привести в колебательное состояние кончик языка).
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить пользоваться детей речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу. Учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох.
Данная задача в представленном занятии решается путем выполнения игрового упражнения «Озорные листочки»
- Воспитатель обращает внимание детей, как много осенних листочков оказалось на лесной полянке и предлагает детям собрать их с помощью трубочки.
«Мы листочки собираем – воздух глубоко вдыхаем».
По листочку собираем и в ведерко опускаем».
Следующее упражнение, направленное на развитие слухового и ритмического внимания – «Солнышко и дождик»
- Воспитатель говорит детям о том, что погода осенью очень переменчива: сначала может светить солнышко, а потом внезапно может пойти дождик.
Дети гуляют по осеннему лесу, светит солнышко. В это время воспитатель звенит бубном, дети бегают и прыгают по осенней полянке, но как только воспитатель начинает стучать в бубен, дети понимают, что начался дождь и им нужно скорее бежать под зонт к воспитателю и прятаться от дождя.
«Если начнется дождь, я начну стучать в бубен и вам нужно будет быстрее спрятаться от дождя, слушайте внимательно, как я играю»
Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю каждому из вас взять бубен и поиграть в эту игру.
Как вы могли заметить, все упражнения проводятся в игровой форме, соответствуют выбранному сюжету.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;
Цель приведенной ниже игры продолжать работу над дикцией; развитие фонематического слуха «Звуковые часы»
Игровое упражнение «Загадочный круг»
- Цель. Учить вслушиваться в звучание слов, четко и внятно произносить слова, чтобы хорошо были слышны составляющие их звуки. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком развивать фонематический слух.
Каждый играющий получает по одной -две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.
Произнесите названия изображенных предметов;
- Вслушайтесь, как звучат слова
- Подберите к слову мишка слова, сходные по звучанию (МЫШКА), и укажите на них стрелками.
- Отыщите два названия, разные по звучанию
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Спасибо за внимание!