Конспект ОД по экологическому воспитанию
«Зимнее путешествие»
с детьми младшей группы
Маргаритова Наталья Михайловна,
Мильцина Алена Михайловна,
воспитатели МБДОУ № 10 г. Апатиты
Цель: Формирование представлений детей о зиме и диких животных Крайнего Севера.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных животных зимой (олень, заяц, лиса, медведь).
2. Обогащать и активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Звери зимой» (лес, дикие животные, жилище, голодно, рыжая, пушистая, теплая густая, длинный, короткий, серый, коричневый, быстрая, шустрая).
3. Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога.
4. Учит детей делать причинно-следственные выводы на основе наблюдаемых действий и процессов.
5. Знакомить детей с различными исследовательскими методами.
Развивающие:
1. Развивать любознательность.
2. Обогащать двигательный опыт детей.
3. Воспитывать умение действовать сообща, соблюдать правила подвижной игры.
4. Развивать у детей связную, грамматически правильную речь.
5. Развивать операции анализа и синтеза.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к животным, природе.
2. Воспитывать умение действовать сообща, соблюдать правила подвижной игры.
Материалы:
Имитация железной дороги (рисунок с нарисованными рельсами), игрушки: (заяц, лиса), костюм олененка, презентация «Медведь в берлоге», «зимний лес» мультимедийный проектор, ноутбук, аудиозаписи «Метель», «хруст снега», «фонограмма песни «Мы едем, едем, едем. Сл. Михалкова», танец «Лесной олень», зал украшен под зимний лес. Спортивные модули для имитации сугробов, скакалки для тропинки, искусственные ели.
Словарная работа: север, лес, дикие животные, жилище, голодно, рыжая, пушистая, длинный, короткий, серый, коричневый, поезд, быстрая, шустрая.
Предварительная работа: беседы о диких животных; отгадывание загадок о зиме, диких животных; рассматривание иллюстраций; дикие животные севера; д\игры «Зима», «Кто где живёт». Подвижная игра «Хейро».
Ход занятия:
Организационный момент
(Дети заходят в зал)
Воспитатель:
Настрой на занятие:
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь играть начнем!
-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Послушайте и отгадайте:
Время года, время года
Когда спит кругом природа
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами (зима)
— Какие приметы зимы вы знаете? (идёт снег, холодно, тепло одеваются)
-А вы знаете, в каком регионе мы живем? (ответы детей).
-Мы живем на севере. Зима у нас долгая, холодная, снежная.
Знаете ли вы, какие звери живут в нашем северном лесу (ответы детей).
— Интересно, а что сейчас происходит в лесу?
Ребята, давайте сейчас отправимся с вами в путешествие в наш северный лес? (ответы детей).
-Предлагаю совершить наше путешествие на поезде.
(Дети встают друг за другом, кладут друг другу руки на плечи)
Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем». Сл. Михалкова,
Воспитатель:
-Все, приехали.
— Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. (На экране презентация «Зимний лес»). Вам нравится? (ответы детей)
-Ребята давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).
-Вот какие сугробы метель намела. Перешагивайте через сугробы (дети перешагивают через белые круги, лежащие на полу) и проходите по мостику (скакалки), который ведёт в зимний лес.
-Я сейчас загадаю вам загадку, про животное, которое живет у нас на севере.
Он на севере живёт.
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега корм добудет.
Снег поест — вот так он пьёт. (Северный олень) (ответы детей).
Под музыку появляется олененок. (танец «Лесной олень», автор неизвестен)
Олененок:
-Здравствуйте ребята- я олененок Сампо. Я рад вас приветствовать в своем северном лесу. Хотите со мной погулять и поиграть? (ответы детей) А хотите я вас познакомлю со своими друзьями? (ответы детей)
-Ребята, а давайте я вам расскажу стихотворение про моего друга.
Зайцу холодно зимой
Замерзает зайка мой.
-Заяц, заяц! Где твой дом?
-За-за-за-за кустом! (Воспитатель достает игрушку зайца из-за кустика)
Заяц:
-Здравствуйте, ребята, а вы знаете почему у меня такая белая шубка? (ответы детей)
Это для того, чтобы хитрая лиса не нашла меня.
Воспитатель:
-На нем вырастает густая шерсть. А шерсть эта белого цвета. А зачем зайцу белая шубка? Давайте посмотрим. Когда наступит зима, вокруг станет белым-бело. Вот у нас заснеженная полянка (воспитатель показывает белый лист). Приклейте сереньких зайцев на белый лист. А теперь возьмите белых зайчиков и приклейте на этот лист. Скажите, каких зайчиков найдет лиса, а каких нет. Почему? (Белых не видно на белом снегу.)
-Правильно дети. Посмотрите, какой зайчик беленький, пушистый. У него длинный уши и короткие вост. Погладьте зайчика (даю потрогать игрушку детям). Какой заяц? (мягкий, пушистый, теплый). Какие у него ушки? (длинные). А какой у него хвостик? (короткий). Заяц живет в лесу это животное дикое.
Олененок.
-Ребята, предлагаю вам поиграть, чтобы не замерзнуть.
Динамическая пауза
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Олененок:
-Молодцы ребята. Хорошо поиграли. У меня много друзей в лесу. Отгадайте загадку.
Рыжая плутовка,
хвост пушистый,
вот краса, а зову её… (лиса)
Воспитатель:
(достаю игрушку лисы)
-Правильно дети это лиса. Посмотрите, какая она красивая. Лисичка, ребята, рыжая. У неё длинный хвост и короткие уши. Потрогайте лисичку (даю потрогать «лису» детям). Какая лисичка? Какие у неё ушки (короткие). А какой у неё хвостик (длинный.) Лиса живет в лесу, это животное тоже дикое.
Олененок:
-Хотите поиграть с лисичкой (Да)
Игра «Лиса и зайцы»
Воспитатель начинает читать стихотворение, а дети выполняют действия согласно тексту:
На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки. (дети прыгают, изображая зайчиков)
Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. (сидят, делают движения руками)
Вдруг бежит лисичка — рыжая сестричка (оббегает сидящих детей)
Видит зайцев и говорит» Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!» (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают в свои домишки)
Олененок:
-Весело поиграли. Пойдем гулять дальше? (Да)
Звучит фонограмма хруст снега. Подходим к большому сугробу.
Олененок:
-Ребята, как вы думаете, кто может жить в этом сугробе. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно.
-Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь
-Мишку мы будить не будем. Ведь медведь спит в своей берлоге до весны. Давайте рассмотрим картинку «Мишка в берлоге» (на экране появляется картинка медведя в берлоге).
Посмотрите, какой мишка? (мягкий, мохнатый). А каким цветом его шерсть? (дети: коричневая). Какие у мишки ушки? (короткие). А хвостик? (тоже короткий). Медведь тоже дикое животное, и он живет в берлоге.
Олененок:
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в мою любимую игру, которая называется — «Хейро», это значит- Солнышко.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Олененок:
-Ребята, нам пора прощаться, меня ждет дома мама, а вам пора возвращаться в детский сад. До свидания друзья!
Воспитатель:
-Ребята садитесь в наш поезд. Возвращаемся в детский сад.
Звучит «фонограмма песни «Мы едем, едем, едем. Сл. Михалкова»,
-Все, приехали.
-Ну, вот мы и дома.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Где мы с вами были? (ответы детей)
Кого мы встретили в лесу? (ответы детей)
Вам понравилось наше занятие? (ответы детей)