Из опыта работы
«Реализация содержания авторской программы
«Азбука краеведения» в образовательном процессе ДОО»
Леонова Галина Сергеевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, актуализирует вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.
Каждый педагогический коллектив ищет свои пути и подходы к реализации регионального содержания учитывая особенности работы дошкольного учреждения. В рамках конкретной дошкольной образовательной организации учитываются педагогические и методические ресурсы.
С 2008 года в нашем учреждении реализуется авторская программа «Азбука краеведения». В 2014 году программа приведена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель программы: Развитие у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формирование основ гражданственности и патриотизма.
Для реализации цели программы поставлены задачи:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о саами.
- Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством саами, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и в традициях, сложившихся на территории Мурманской области.
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
- Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, социальных акциях.
Педагогические условия и особенности реализации программы
- программа реализуется в течение четырех лет (во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах)
- предполагается интеграция краеведческих знаний во все компоненты образовательного процесса
- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологий деятельностного подхода.
- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и экспериментальную работу и т.п.)
- предполагается создание в группах богатой развивающей предметно-пространственной среды — мини-музеи «Край мой северный»
- планируется активная совместная проектная деятельность с родителями
- при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
Программа обеспечивает:
— Построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей Мурманской области.
— «Погружение» детей в краеведческое содержание постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу Оленегорску в целом и далее месте своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю коренного народа Кольского Заполярья, Оленегорска, Мурманской области. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
— Формирование личностного отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни родного города, региона, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий.
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по программе:
- Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип развивающего характера образования
- Принцип индивидуализации
- Принцип единства с семьей
Механизм реализации программы
Краеведческие знания интегрируются:
— в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательную, исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, двигательную, речевую.
Представления о малой родине успешно интегрируются во все пять образовательных областей образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения.
— в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников)
— в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)
— в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).
Пример интеграции краеведческого содержания
в образовательный процесс
Формы работы | Время проведения | Ст. группа | Подгот.
группа |
|
Образовательная деятельность | Занятия/беседы
|
1 раз в месяц | 2х25 = 50 мин | 2х30=60 мин |
Художественное творчество | 1 раз в месяц | 25-30 мин | 25-30 мин | |
Чтение художественной литературы | 1 раз в месяц | 20 мин | 25 мин | |
Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов | 1 раз в 3 месяца | 20 мин | 20 мин | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Подвижные игры на прогулке
|
1 раз в неделю
(каждый месяц вводится новая игра |
12 мин х 5 =60 мин | 14 мин х 5 = 70 мин |
Экскурсии | 1 экскурсия – в 2 месяца | 30-40 мин | 30-40 мин | |
Самостоятельная деятельность детей | Дидактические
игры |
По желанию детей | 5-10 мин | 10-15 мин |
Подвижные игры в группе
|
каждый месяц вводится новая игра | |||
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций | 1 раз в месяц | |||
Процесс взаимодействия с семьями | Проектная деятельность
совместно с родителями |
3 проекта в год | ||
Конкурсы для детей и родителей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца | ||
Тематические праздники | Праздники в группе | 4 раза в год | 40 мин х 2 = 80 мин | 40 мин х 2 = 80 мин |
Конкурсы для детей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца |
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника — игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Содержание работы систематизировано по тематическим блокам
Моя семья
|
Формировать у детей:
* представления об истории своей семьи (составление вместе с родителями генеалогического дерева); * представления о важности и значительности профессий родителей для семьи и родного города; * понимание особенностей профессиональной деятельности родителей; * умение отражать разные сюжеты из жизни семьи и детского сада в сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности. Развивать: * умение видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); * умение ориентировать своё поведение на положительную оценку взрослых. Закреплять навыки бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования, находящимся дома и в детском саду, применять их по назначению.
|
Мой детский сад
|
Формировать представления о назначении помещений и деятельности взрослых в детском саду, о необходимости помогать им в поддержании чистоты и порядка в помещениях и на участке.
Развивать умение различать эмоциональные состояния детей, прибегать к адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь сверстникам, работникам детского сада.
|
Мой родной город
|
Формировать представления:
* о родном городе, его названии, главных улицах; * об отдельных исторических (памятный знак «Олень»), культурных (детская библиотека, молодежный досуговый центр «Полярная звезда», Дом культуры горняков) и архитектурных объектах (фонтан «Здравствуй, солнце», стела на главной площади, памятники воинам-интернационалистам и Неизвестному солдату) ; * о гербе города Оленегорска; * о необходимости поддержания чистоты и порядка на улицах родного города, в своём дворе. Развивать умение ориентироваться в микрорайоне, в котором расположен детский сад, знать название улицы, наиболее значимые объекты, которые находятся рядом с детским садом (школа №4, Комсомольское озеро). Воспитывать интерес к истории родного города, желание узнать: * об истории основания (у каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения – день основания, все его жители отмечают этот день, украшают улицы, посещают достопримечательности). Познакомить с предприятиями города (ОАО «Олкон», ОЗСК, механический завод).
|
Мой родной край
|
Познакомить детей с коренными жителями Кольского Заполярья – саами, их сказками, национальным костюмом, родом занятий.
Воспитывать интерес и чувство любви к родному краю посредством музыкальных и литературных произведений северных авторов. Закреплять полученные знания в продуктивной деятельности, на музыкальных досугах. |
Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется через применение следующих методов:
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- Экспериментирование и опыты
- Придумывание сказок, рассказов
- Сюрпризные моменты
- Элементы творчества и новизны
- Игровые и воображаемые ситуации
- Решение логических задач
- Метод моделирования и конструирования
При реализации данной программы используются авторские разработки:
- тематическое планирование краеведческого образования, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
- методические разработки занятий и познавательных рассказов из цикла «Птицы Заполярья», «Растительный мир Заполярья», адаптированных рассказов для старших дошкольников из цикла «Города Мурманской области»;
- методическое пособие «Рабочая тетрадь» для детей подготовительной группы;
- методические рекомендации по организации мини-музея «Милый сердцу уголок России»
- тематическое планирование по взаимодействию с родителями;
- картотека подвижных игр народов Севера;
- конспекты занятий, музыкальных и физкультурных праздников и досугов.
Заключение
Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, городу. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально использовать образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.