Блиц-игра
«Роль современного педагога в обеспечении индивидуализации образования»
Цильо Любовь Леонидовна,
заместитель заведующего по ВМР МБДОУ № 85,
г. Северодвинск Архангельской обл.
Цель: выявление и совершенствование ключевых компетентностей педагогов по вопросу повышения качества дошкольного образования в контексте индивидуализации образовательного процесса.
Задачи:
- Формировать деловую атмосферу творческого взаимодействия участников команд, позволяющую раскрыть и продемонстрировать профессиональные компетентности.
- Организовать ситуации совместного решения «командной» задачи, самооценки и проявления профессиональной компетентности.
- Создать условия внешней оценки представленных ответов команды, их доказательность и практическую ориентированность.
- Рефлексия результативности блиц-игры участниками.
Материалы и оборудование:
- ИКТ сопровождение правильных ответов.
- Конверты с заданиями и поля таблиц для каждой команды, где необходимо наклеивать выбранные ответы из предложенных.
- Колокольчики, столы, клей-карандаши, фломастеры, листы А-3 для каждой команды.
Форма организации:
Распределение участников на 4 команды, определение наблюдателей (экспертов) хода игры.
Ход блиц-игры:
Правило игры: Желание высказаться или ответ готов – подать сигнал колокольчиком.
- Введение в тему (слайд: индивидуализация, крылатые слова о педагогическом мастерстве).
- Разминка «Избавимся от штампов, подавляющих личностное развитие ребенка».
Всем педагогам-участникам предлагаются часто встречающиеся «штампы»-высказывания, которые могут встречаться по отношению к участникам образовательных отношений. Например: «Ну, ты и копуша», «Будешь так делать — заболеешь!» «Считаю до трех…», «Сколько можно тебе повторять?»
Задание: заменить позитивными формулировками.
- Основная часть игры — выполнение заданий.
3.1. Конверт: определить по тексту темперамент ребенка. (Зачитывание ответов. Резюме на слайде.)
3.2. Конверт: заполнить таблицу «Характеристика стилей педагогического общения», в соответствии с одним из стилей: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Задание выполняют 3 команды.
Способ выполнения задания: выбор утверждений из предложенного материала и наклеивание на поле таблицы. (Зачитывание ответов. Проверка на слайде.)
Команда под №4 выполняет задания «Раскрыть условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей в соответствии с ФГОС ДО»:
- Обеспечение эмоционального благополучия через:…
- Поддержка индивидуальности и инициативы детей через :…
- Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:…
- Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка, через:…
Способ выполнения: выбор утверждений из предложенного материала и наклеивание на поле таблицы. (Зачитывание ответов. Проверка на слайде.)
- Рефлексия.
Творческое задание командам: «Составьте требования, предъявляемые к современному педагогу от имени….»
— детей
— родителей
— коллег
— администрации
4.1. Подведение итогов блиц-игры наблюдателями (экспертами).
Оценивают активность команд, лидерские качества руководителей.
Литература
1. Бодалев А.А., Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1993.
2. Грехнев В.С., Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
3. Зязюн И.А., Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение, 1989.
4. Казенкина О.И.,Кирова Е.В. и др., Курс педагогических технологий. – М.: Альфа,1999.
5. Кан-Калик В.А., Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Подскажите, пожалуйста, на какие нормативно-правовые документы можно ссылаться по организации работы с одаренными детьми в ДОУ? Что можно включить в систему организации по работе с одаренными детьми в ДОУ как ст.воспитателю? Есть ли опыт работы с одаренными детьми в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО? (режим работы ДОУ 10,5 ч, не позволяет работу в кружков). Спасибо!
Людмила, честно говоря, не особо знаю нормативку по одаренным детям. Однозначно включите «Закон об образовании в РФ», ФГОС, была когда-то федеральная программа «Одаренные дети», но когда именно, не помню (надо посмотреть в Интернете). По большому счету, все государственные документы, касающиеся детей, можно вписывать.
По организации работы. Придерживайтесь уже знакомого алгоритма для старшего воспитателя: сначала провести диагностику (есть ли у Вас такие дети). После диагностики нужно составить план действий, включающий все методические шаги: создание рабоч. группы, семинары, консультации и т.д. Вообщем, вспоминайте, как внедряли ФГОС. По этой же схеме (алгоритму) работайте и по детям. Обязательно разработайте индивидуальные маршруты.
Но, исходя из практики, я знаю, что в каждом саду бывает 1 или 2 ребеночка с какими-то яркими способностями. Не больше (чаще всего и не бывает). Всех деток вписывать в это направление не нужно. Это неправильно. Необходимо отличать способных от одаренных. Может быть, возьмёте другую тему …
Спасибо!