Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Доклад из опыта работы

«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Николаева Галина Александровна,

воспитатель МБДОУ Детский сад №7,

г. Апатиты Мурманской обл.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

1. Введение.

Раннее детство, охватывающее возраст от одного до трёх лет, является уникальным этапом, когда ребёнок только начинает осваивать мир. В этот период закладываются основы речи, игры, общения с окружающими, а также формируются первые представления о себе, других людях и окружающем мире.

Устное народное творчество представляет собой бесценное богатство, передаваемое из поколения в поколение. Оно включает в себя разнообразные формы: сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки, пестушки, считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и другие.

Фольклор играет важную роль в развитии выразительности детской речи, способствует расширению знаний об окружающем мире, помогает детям тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а также развивает эстетическое восприятие.

2. Актуальность и взгляды педагогов и психологов.

Использование Устного народного творчества в воспитании детей приобретает особую актуальность в условиях современного мира, где наука и компьютеризация влияют на эмоциональный аспект языка. Фольклорные произведения помогают вернуть эмоциональность речи, обогатить знания ребёнка об окружающем мире и развить его творческие способности.

Некоторые педагоги и психологи высказывают различные взгляды на использование фольклора в работе с детьми. А. П. Усова отмечает, что народное творчество является богатым источником воспитательного материала, который позволяет ребёнку познакомиться с различными аспектами жизни и деятельности человека.

Л. Н. Павлова исследовала роль фольклора в современной педагогике раннего детства и пришла к выводу, что он является эффективным методом гуманизации воспитания. К. Д. Ушинский подчёркивал важность развития речи и мышления детей с раннего возраста, указывая на неразрывную связь между мыслью и языком.

Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец и О. С. Ушакова отмечают, что младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, образным выражениям и характеристикам персонажей художественной литературы, включая фольклор.

3. Опыт работы (из личного опыта).

Первое знакомство детей с художественным словом происходит через малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки, прибаутки, считалки и песенки-небылицы. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что они с интересом слушают потешки и прибаутки. Это побудило меня использовать их для развития речи детей.

На основе этого опыта я выбрала тему: «Роль Устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

Цель использования фольклора — развитие творческих, познавательных и коммуникативных способностей детей.

Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:

* Расширение знаний об окружающем мире через знакомство с природой, укладом жизни и быта русского народа.

* Совершенствование диалогической и монологической речи.

* Воспитание эстетических чувств при знакомстве с образцами Устного народного творчества.

* Формирование предпосылок поисковой деятельности и положительного настроя на учебную деятельность.

* Обогащение словарного запаса детей новыми словами и выражениями.

* Приобщение детей к культуре своего народа через освоение родного языка.

Изучив программы по речевому воспитанию и методический материал, я пришла к выводу, что Устное народное творчество является эффективным средством для развития речи детей. Фольклорные произведения ценны своей поучительной чистотой и непосредственностью.

В первые дни пребывания ребёнка в детском саду фольклор играет особую роль. В этот период дети скучают по дому и маме, ещё не умеют общаться с другими детьми и взрослыми. Потешки помогают установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к воспитателю.

Народные песенки и потешки также способствуют воспитанию положительного отношения к режимным моментам: умыванию, приёму пищи, укладыванию спать и другим.

Потешки помогают устанавливать эмоциональный контакт с малышами в различных ситуациях: при приёме, одевании, кормлении и во время игр. Когда дети капризничают и не хотят расставаться с мамой, я использую потешку: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?».

Во время завтрака, чтобы дети ели медленно и с аппетитом, я применяю потешку: «Умница Катенька, ешь кашку сладенькую…». При одевании на прогулку я обучаю детей названиям вещей и их назначению, например: «Вот они, сапожки: этот с левой ножки…» или «Наша Таня маленька, на ней шубка аленька».

Колыбельные песни развивают речь детей, обогащая словарный запас и знакомя их с окружающим миром. Мелодичность и напевность таких песен способствуют развитию эмоциональной сферы детей, делая их мягче и спокойнее.

Работая с маленькими детьми, я использую народные сказки и потешки для развития их речи. У малышей ещё не очень богатый словарный запас, поэтому потешки должны быть простыми и понятными. Воспитатель должен рассказывать их с правильной интонацией, чтобы дети могли уловить смысл. Такие потешки побуждают детей к действию или успокаивают их. Я подготовила список таких потешек и сказок (Приложение №1).

В детских садах уделяется большое внимание созданию развивающей среды. В группах есть книги и картинки, которые помогают детям учиться говорить и запоминать народные сказки. В книжном уголке можно найти книжки-игрушки, музыкальные книжки и книжки с картинками. Также там есть фигурки героев из знакомых потешек и сказок и настольные игры по мотивам этих историй. Это привлекает детей, которые с удовольствием рассматривают картинки, пробуют пересказывают потешки и играют с персонажами кукольного театра. Это способствует развитию речи, дружелюбности и воображения.

Индивидуальная работа с каждым ребёнком также важна. Для этого я создала специальную книжку с картинками (лепбук). В потешках и сказках часто встречаются птицы, животные и другие персонажи, описания которых не только красивы, но и образны. Эти персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы (Приложение №2).

Родители, согласно ФГОС, являются активными участниками образовательного процесса. Мы сотрудничаем с ними, проводя родительские собрания, консультации и участвуя в создании атрибутов для постановок потешек и сказок. Наглядные стенды и материалы в родительских уголках информируют родителей о жизни группы.

Сделаны консультации для родителей и педагогов на тему «Значение Устного народного творчества для развития речи детей», рассказав о важности фольклора и методах его применения. Также я организовала выставку совместного творчества детей и родителей на тему «Моя любимая сказка» (Приложение № 3).

Совместное участие детей и родителей в инсценировке потешек и сказок помогает детям отличать добро и зло. Через сказки они узнают о моральных принципах и культурных ценностях общества. Это способствует расширению кругозора, развитию речи, фантазии и воображения. У детей также формируются нравственные качества: доброта, щедрость, трудолюбие и правдивость.

Вывод:

Таким образом, помогая детям изучать язык произведений Устного народного творчества, я одновременно решаю задачи воспитания, развития и образования каждого ребёнка.

С помощью простых и коротких народных произведений, таких как песенки и потешки, я развиваю речь детей. Эти произведения звучат красиво, ритмично и интересно, что побуждает детей повторять и запоминать их, улучшая свою речь.

Изучая мир через Устное народное творчество, дети учатся понимать и называть предметы, явления и их связи, что способствует их всестороннему развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аким Я. Л., Берестов В. Д., Барто А. Л., изд. Самовар, 2014 г. С. 1-192.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2004. С. 304

3. Хрестоматия для дошкольников» «Русские народные песенки, потешки»- 1-ое издание М., АСТ, 1998 г. С.9-17;

4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. — 398с.

5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. — 159с.

6. Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю. Г. Круглов. -М.: Высшая школа, 1986 — С. 175-183.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.