Русские народные посиделки

Сценарий развлечения

«Русские народные посиделки»

Проворова Наталья Евгеньевна,

                                                         воспитатель МБДОУ №38,

г. Заполярный Мурманской обл.

Участники: дошкольники старшего, подготовительного возраста, музыкальный руководитель – ведущая, педагог — Домовой, педагог — тетушка Деленка.

Место проведения: музыкальный зал

Цель: Формирование интереса к русским народным традициям, воспитание интереса и уважительного отношения к русской культуре, на основе фольклорных произведений.

Задачи:

  • Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения – посиделками.
  • Развивать интерес к народному искусству через фольклорные произведения, игры, желание показать своё умение и творческие способности.
  • Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души;
  • Вызвать  желание участвовать в празднике, быть причастным к нему

Материалы и оборудование:

Интерьер убранства русской избы, ширма для сюрпризных моментов, экран, проектор, предметы домашней утвари: русская печь, самовар, кувшины, кринки, прялка, ухват, рушники, деревянные ложки, плетеные корзины, самотканые дорожки предметы быта, расписанные в стиле хохломы, городецкой росписи, гжели, филимоновская и дымковская игрушки, музыкальные, шумовые инструменты, ленточная «карусель», сундучок с игрушками для загадывания загадок.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал под русскую народную мелодию «А я чайничала, самоварничала…» в исполнении ансамбля «Сударушка». Ведущая встречает и заводит в круг, становится в центр с ленточной каруселью.

Коммуникативная игра «Солнышко» (ленточная карусель)

Здравствуй, солнце, здравствуй земля,

Здравствуй, большая наша семья.

Солнышко, солнышко, в небе свети,

Яркие лучики к нам протяни.

Руки мы вложим в ладони твои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Крепко за лучики держись и друг другу улыбнись.

С песней водим хоровод, солнышко с нами по кругу идёт.

Дети идут по кругу под русскую народную мелодию.

Ведущая:

Милости прошу вас, гости дорогие, гости званые, желанные. Проходите, с нами посидите. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Много на Руси было праздников. В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки, рассказывали друг другу потешки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведётся: «Веселье и труд рядом живут».

А чем мы будем заниматься, нам расскажет тетушка Деленка.

 -Очень любит тетушка петь да плясать

 -Надо нам тетушку музыкой позвать.

 — При царе да при Горохе

 -Озорные скоморохи

 -По дороге в балаган

 -Потеряли барабан

 -Бубен потеряли.

 -В ложки ударяли!

 -Ой, жги-говори

 -Заиграли ложкари!

Ведущий предлагает взять музыкальные и шумовые инструменты и поиграть.

Игра на музыкальных инструментах по показу взрослого под русскую народную мелодию «Во кузнице».

По окончании мелодии выходит тетушка Деленка. Дети занимаю свои места.

Деленка:

А я тетушка Деленка, вот какая рукоделенка.

Уж поесть не любила она: только сядет-подавай хоть слона.

Тетушка Деленка, вот какая рукоделенка.

Топором сено кашивала, в рукавицах воду нашивала.

Собирала в речке ягоды-грибы,

Вы пожалуйте на игрища сюды.

-Здравствуйте, гости и гостьюшки. Давно я Вас жду – поджидаю, посиделки не начинаю. Удобно ли Вам? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Раздаётся голос Домового

Деленка:

Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Домовой:

Это же я, запечный житель.

Догадались, как меня зовут?

Деленка:

Я загадку загадаю,

Кто за печкою-узнаю.

-Есть за печкой в каждом доме

-Теплый уголок,

-Поселился там укромно

-Шустрый старичок.

-Носит круглые очки,

-Вяжет теплые носки.

-Любит слушать он сверчка,

-На ночь выпить молочка»

— Кто это такой? Догадались, ребята?

-Конечно, Домовой!

Деленка :

Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой».

Домовой выходит из-за печки, исполняет танец под русскую народную мелодию.

Домовой

Здравствуйте,  Вы меня звали?

Деленка :

Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады!

Домовой, домовой, мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи.

Домовой:

Я на печке не лежу, я игру вам покажу:

«Я по горенке пойду»

Скорее в круг вставайте, песню запевайте.

Игра «Я по горенке пойду»

Дети встаю в круг. Ведущий идет внутри круга по часовой стрелке, поет слова песни.

-Я по горенке пойду,

-Дружка милого ищу (останавливается перед играющим)

-Вот – ты (хлопают по ладошкам друг другу)

-Вот – я (хлопают в ладоши сами)

-Вот компания моя! (обнимаются, берут друг друга под руку, кружатся под музыку).

Далее по кругу идут оба играющих, выбирают себе «дружка». Игра проводится до тех пор, пока не будут выбраны все играющие.

Домовой:

Кто по кругу прошел,

— Дружка милого нашел,

— Становитесь, тра-та-та

— В «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки, и тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют:

-Золотые ворота пропускают не всегда:

-Первый раз прощается, второй – запрещается,

-А на третий раз не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался внутри. Пойманные игроки присоединяются в «Воротам», увеличивая их.

Деленка:

Ох, устал наш гость запечный.

Посиди, отдохни, ребятам сказку расскажи.

Домовой садится у печки и достает свой сундучок.

Дети располагаются рядом.

Домовой:

Открываю сундучок, расписной, заветный.

Закрывайте глазки, будем слушать сказки.

Ой, ой, ой! Да здесь какая -то чепуха!

Деленка:

А что такое чепуха?

Домовой:

А вот что!

Я расскажу, а вы назовите, что я неправильно сказал.

-Чепуха, чепуха,                  

 -Это просто враки!                          

-Куры съели петуха,                       

-Говорят собаки.                      

— Между небом и землей 
-Поросенок рылся 
-И нечаянно хвостом 
-К небу прицепился.

-Сидит ежик на березе –

-Новая рубашечка,                  

-На головке сапожок,

-На ноге фуражечка.                      

 -На горе стоит телега, 
 -Слезы капают с дуги. 
 -Под горой стоит корова,
 -Надевает сапоги.

 Домовой:

Ну что, повеселились?

А теперь слушайте сказку, и не говорите, что вы не слышали.

— Жил да был медведь.

— Встал медведь на колоду-
— Бултых в воду!
— Уж он мок, мок, мок,
— Уж он кис, кис, кис,
— Вымок, выкис,
— Вылез, высох.
— Встал медведь на колоду-

— Бултых в воду!

Деленка:

-Так это же сказка без конца!

Домовой:

— Правильно, догадались. Это докучная сказка. Таких сказок в старину

множество рассказывали, чтобы повеселить народ, а особенно детей.

-Ох, засиделся я, ребята.

Деленка:

Да, движенья маловато.

-Надо с нами поиграть, твои косточки размять,

-Да и песню пропеть, чтоб душою не стареть.

Домовой:

-Вы, ребята в круг вставайте, друга Ворона встречайте.

Домовой одевает шапочку Ворона на любого ребенка, отправляет его в центр круга, сам встает с детьми в хоровод.

Игра «Ворон»

(движения по тексту, проводится 3-4 раза)

Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора.

А на той горе дубок, а на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченая.

Труба ладная, песня складная

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

Домовой:

Вот и кончилась игра, Домовому спать пора.

Только сначала проверю, какое угощенье  мне Хозяюшка на блюдце оставила.

-Рад был с вами поиграть, а теперь пойду я спать.

До скорой встречи, ребята, до свиданьица!

 (Домовой потягивается, зевает, уходит за печку)

Ведущая:

-Что ж, и нам с ребятами пора возвращаться.

-До свиданья, тетушка Деленка! Спасибо за развлечение, посиделки веселые!

Деленка:

-До новых встреч, до свидания!

Ведущая:

Рефлексия «Цветик-Многоцветик»

-Ребята, давайте вспомним, как называлось наше развлечение? (Посиделки)

-Всем ли было весело?

-Чтобы узнать о настроении, ваших впечатлениях, мы соберем «Цветик-многоцветик». Для этого у нас есть лепестки и краски. Раскрасьте свой лепесток в такой цвет, каким было ваше настроение во время Посиделок.

Дети раскрашивают лепестки и составляют общий цветок вокруг шаблона-заготовки. Педагог оценивает настроение детей, их удовлетворенность мероприятием.

Список литературы:

  1. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет, издательство «Учитель», 2019 г.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург издательство «Детство-Пресс»,2010
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.