Конспект образовательной деятельности
«У меня есть семья»
с детьми младшей группы
Гуцол Ольга Александровна,
Струнникова Ольга Александровна,
воспитатели МБДОУ 57 г. Мурманска
Задачи:
1.Обучающие:
1.1. Продолжать формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, чувство благодарности к родителям и близким за их любовь и заботу.
1.2. Закреплять представления детей о членах их семьи: как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и т.п.
2.Развивающие:
2.1.Развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность, внятное звукопроизношение.
2.2. Развивать потребность делиться своими впечатлениями с педагогом, игровым персонажем; умение выражать свои чувства по отношению к близким людям.
2.3. Развивать мелкую моторику рук.
3.Воспитательные:
3.1. Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Материал и оборудование: аудиозапись мяуканья кошки, настольная ширма, игрушка кошечки с бусами, бантиком, сумочкой (кошка-мама), картинка «Кошка с котятами», иллюстрация с изображением семьи, красочно оформленные листочки с загадками, цветочки в корзинке (красивые слова), сердечки из блестящей бумаги, выставка семейных фотографий.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть:
Воспитатель собирает детей возле себя, обращает внимание на взрослых гостей:
«Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра.
Поздоровайтесь, друзья!»
Активизирует детей на приветствие гостей: «Здравствуйте, гости!»
Раздаётся мяуканье кошки (аудиозапись). Воспитатель обращает внимание, удивляется:
— Ребята, кто это, как вы думаете?
– Кошечка.
Воспитатель заглядывает за настольную ширму, достаёт кошечку с бусами, бантиком и сумочкой:
— Здравствуй, гостья дорогая! Какая ты красивая! Ребята, вам нравится наша гостья кошечка? Давайте её рассмотрим.
Воспитатель и дети рассматривают кошку, называют предметы её наряда: бусы, бантик, сумочка. Воспитатель предлагает кошке погостить у детей в группе.
Кошечка сообщает, что она принесла большой портрет своей семьи. Предлагает детям рассмотреть его.
Основная часть:
Воспитатель рассаживает детей полукругом на стульчики перед картиной «Кошка с котятами».
Воспитатель: Ах, какой красивый портрет семьи. Кто на нем изображён?
Дети: Кошка, кот, котята.
Воспитатель от имени кошки: Да, это моя семья! Покажите, кто живёт в моей семье?
Дети выходят по очереди к картине, показывают и называют кота, кошку, котят.
Кошечка хвалит детей.
Воспитатель:
— Дети, кто кошка для котят? (Мама)
– А кто кот для котят? (Папа)
— А кто котята? (Детки)
Воспитатель подводит детей к выводу:
-Кошка – это мама, кот – папа, а котята их детки. А все вместе они … (СЕМЬЯ).
Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением семьи, обводит иллюстрацию указкой, останавливается на каждом члене семьи, произносит обобщающий текст:
— У каждого из вас тоже есть семья. Семья – это когда любящие друг друга люди живут все вместе. В семье есть мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья, тёти, дяди… Вместе делают добрые дела, заботятся о маленьких и помогают стареньким.
Ребята, а у наших пальчиков есть семья? Давайте расскажем и покажем.
Пальчиковая гимнастика «Семья».Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Вам понравилась игра? Давайте поиграем с нашей кошечкой!
Проводится физкультминутка.
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),
Кто живет у нас в квартире? (топаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте),
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши),
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево),
Мой щенок, сверчок и я (повороты вправо и влево)
Вот и вся моя семья! (хлопаем в ладоши)
Воспитатель обращается к кошечке:
— Кошка мама, какая у тебя красивая сумочка. А что в ней, расскажи нам!
Кошка: В моей сумочке прячутся загадки.
Воспитатель достаёт красочно оформленные листочки с загадками:
Воспитатель: Попробуем отгадать? Вот послушайте первую загадку:
«Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная…»
Дети: Мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Воспитатель: Ребята, кошечка-мама нам подарила загадки, а мы давайте ей подарим красивые слова про мамочку. Она их будет складывать в сумочку. Каждое словечко – вот этот красивый цветок.
Речевая игра: «Ласковые слова для мамы»
— Мама, она какая?
Воспитатель задаёт наводящие вопросы:
— Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая? (ласковая, добрая, милая, нежная)
— Когда мама модно одевается. Какая она? (красивая)
— Когда мама улыбается, смеётся. Какая она? (весёлая)
— А если вы маму любите, то она какая? (любимая)
— Когда мама заботится о вас. Какая она? (заботливая)
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сумочку кошечке. А пока мы её закроем, заглянем попозже.
Воспитатель достаёт из сумочки листочек-загадку:
«Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно…
Дети: Папа.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Воспитатель: Наши папы сильные, ловкие, умелые.
Обращается к кошечке:
— Кошечка, что умеет делать кот в вашей семье?
Кошечка: Он приносит еду, играет с котятами, моет их.
Воспитатель:
— Ребята, давайте покажем кошечке, что умеют делать ваши папы.
Игра – имитация «Что умеет делать папа».
Воспитатель говорит и показывает действие, дети повторяют движения и произносят звуки:
Папа пилит доски – джик-джик;
Папа забивает гвозди – тук-тук;
Папа качает насосом колеса – ш-ш-ш;
Папа водит машину – жжжжж.
Воспитатель: Мама и папа – это самые главные люди в вашей жизни. Они вас любят, оберегают.
Воспитатель обращается к кошечке:
— Кошка-мама, наши детки принесли фотографии своих семей. Хочешь их увидеть?
На мольберте располагаются несколько фотографий семей воспитанников. Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку семейных фотографий:
— Посмотрите, сколько много семей!
— Чья семья изображена на фотографии?
Воспитатель приглашает по одному ребенку.
— Как зовут твоего папу? Маму?
— А кто ещё есть в твоей семье? (брат или сестра) Как зовут брата? сестру?
— Мама, папа играют с тобой? Как они играют?
— Как ухаживают за тобой мама, папа?
Воспитатель проводит беседу с несколькими детьми.
Заключительная часть:
Воспитатель:
— Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Кошечка:
— Ребята, моя сумочка стала очень большой. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель достаёт из сумочки сердечки:
— Девочки, мальчики, посмотрите, ваши красивые и добрые слова превратились в сердечки. Кошечка и я предлагаем вам подарить сердечки членам вашей семьи.
— Лиза, кому ты подаришь сердечко? (маме, папе…)
— Ваня, а ты кому подаришь сердечко? (брату, папе, маме…)
Воспитатель уточняет: Не забудьте подарить сердечко бабушке, дедушке…
Вашим родным будет очень приятно!
Воспитатель: Кто приходил к нам в гости? О ком рассказывала кошечка-мама? О ком рассказывали вы, ребята?
Кошечке очень понравились ваши семьи: папы, мамы, братья, сестры, бабушки и дедушки. Что вы подарите своим родным? Покажите, как вы любите своих родных?